|
Организаторами мероприятия выступили Российский Микрофинансовый Центр, Национальное партнерство участников микрофинансового рынка и Фонд Citi.
Конференция проводилась при поддержке Министерства финансов Российской Федерации.
В работе конференции приняли участие более 100 представителей финансовых институтов и профессиональных ассоциаций, представители Банка России, Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Организации экономического сотрудничества и развития, журналисты.
Российские и зарубежные эксперты профессионального финансового сообщества представили лучшие международные практики в сфере повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также обсудили роль государственного и частного секторов в повышении доступности финансовых услуг.
Ключевыми темами конференции стали: формирование благоприятной нормативно-правовой базы и стандартов финансовой грамотности; защита прав потребителей финансовых услуг; программы по повышению финансовой грамотности, защите прав потребителей и повышению доступности финансовых услуг в России и в мире; защита населения от агрессивного маркетинга финансовых услуг и, особенно, защита представителей уязвимых социальных групп, обладающих низким уровнем финансовой грамотности и др. актуальные темы.
Открывая конференцию, Алексей Саватюгин, Президент НАУМИР, особо подчеркнул важность и актуальность проблематики финансовой грамотности и финансовой доступности не только для всего мира, но и для России особенно. Алексей Львович пожелал всем участникам конференции успешной работы и полезных дискуссий. |
|
С приветственным словом к участникам конференции обратился Виктор Климов, Председатель Экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг при Центральном Банке Российской Федерации, Депутат Государственной Думы Российской Федерации, руководитель проекта Общероссийского Народного Фронта «За права заемщиков». В своем выступлении г-н Климов отметил, что проблема финансовой грамотности имеет 2 основных аспекта: с одной стороны – это неграмотные потребители, с другой - неграмотные участники финансового рынка. На фоне экономических трудностей активизируют свою деятельность недобросовестные участники рынка, к которым часто обращаются финансово неграмотные потребители. «Граждане должны понимать, что в случае легального ведения бизнеса, самой заинтересованной организацией в том, чтобы у заемщика было все хорошо, является кредитор, заинтересованный в получении своих денег», - отметил Виктор Владимирович. Необходим комплексный подход, использование всех доступных инструментов и средств для решения проблем финансовой грамотности населения.
В качестве примера комплексного подхода к вопросам повышения финансовой грамотности был представлен Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». |
|
Анна Зеленцова, координатор Проекта, сообщила, что проект реализуется Минфином в партнерстве с Всемирным банком с 2011 года. В ходе Проекта разработаны рамки компетенций по финансовой грамотности для взрослых и детей, образовательные программы и информационные материалы для разных целевых аудиторий – начиная с дошкольников и заканчивая пенсионерами, в ближайшее время начинается масштабная информационная кампания. «В этом году Минфин России вместе с заинтересованными ведомствами и частным сектором планирует приступить к разработке Национальной стратегии повышения финансовой грамотности, которая позволит скоординировать действия всех участников процесса, задаст общие цели и приоритеты на среднесрочную перспективу», – отметила г-жа Зеленцова.
Важность скоординированной работы в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей поддержали международные эксперты. Сорен Нелльман, координатор социальных программ Всемирного банка в Российской Федерации, обратил внимание на необходимость сочетания мер по регулированию рынка и финансовому просвещению: «Чтобы повысить доверие потребителей, конечно, необходимо регулировать рынок и развивать сферу защиты прав потребителей, но чтобы принимаемые меры действительно работали, сами потребители должны знать о своих правах и, для чего и служит финансовая грамотность. Все эти меры должны применяться комплексно». |
|
Флор-Анн Мэсси, заместитель руководителя Департамента финансов ОЭСР, подчеркнула:«Разработка национальной стратегии позволяет определить цели и скоординировать действия всех участников процесса, избежать дублирования ресурсов, а также использовать лучшие практики». | |
В своем выступлении Анатолий Аксаков, Президент Ассоциации региональных банков России, отметил, что в развитии финансовой грамотности есть тактические и стратегические задачи. Тактические задачи реализуются в работе с потенциальными клиентами. В качестве примера решения тактической задачи г-н Аксаков привел проект Ассоциации региональных банков и компании VISA, проводивших в Чувашии соревнования по финансовому футболу между вузами республики. Активность студентов по освоению финансовых инструментов и пользованию безналичными платежами резко возросла.
«Банкирам тоже необходимо повышать финансовую грамотность, в том числе проводя большую работу по формированию своих стратегий. Часто банки действуют по ситуации, не имея выверенной стратегии своего развития. Разработка стратегий с использованием лучших международных практик поможет сделать кредитную организацию эффективнее», - заявил Анатолий Аксаков. Г-н Аксаков подчеркнул, что банкиры заинтересованы в финансово грамотных потребителях, умеющих зарабатывать и распоряжаться своими средствами. По мнению Анатолия Геннадьевича, стратегическую задачу формирования финансово грамотного человека необходимо решать с департаментами образования регионов и вводить обязательные уроки финансовой грамотности в школах. «Финансово грамотный человек - тот, кто планирует текущие расходы, формирует свои сбережения и направляет свои средства в инвестиции. Такой человек будет эффективен везде: и в банке, и муниципалитете, и в семье. Финансово грамотные и ответственные люди сформируют другую страну. Чтобы получить максимальный эффект от развития финансовой грамотности надо действовать системно, координируя свои усилия с программой Минфина», - считает Анатолий Аксаков. |
|
В свою очередь, взаимосвязь финансовой доступности и финансовой грамотности отметил Михаил Мамута, начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России: «Финансовая грамотность открывает потребителю доступ к финансовым услугам. Равно и наоборот: когда есть доступ к услугам, то потребителю требуются знания, чтобы ориентироваться в сложных услугах, и защита своих прав, когда он эти услуги использует. Сейчас мы начали большую работу по дорожной карте Банка России по повышению финансовой доступности, которая учитывает все эти взаимосвязи. Практическая реализация поставленных задач будет проводиться совместно с созданной в 2014 году Службой по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в структуре Банка России», – отметил г-н Мамута. |
|
Руководитель Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Илья Кочетков подробнее рассказал о структуре, взаимодействии, ключевых направлениях деятельности и перспективных планах Службы - отдельного подразделения Банка России, основной задачей которого является защита прав потребителя на финансовом рынке. В числе основных функций Службы – рассмотрение обращений граждан, применение мер принуждения, оценка состояния регулирования финансовой сферы с точки зрения защиты прав потребителей, определение основных рисков, разработка и осуществление программ повышения финансовой грамотности. Г-н Кочетков поделился статистическими данными по рассмотрению обращений граждан. В частности, во II квартале 2014 года число обращений составило порядка 8,2 тыс., в III квартале 2014 - более 7,9 тыс., в IV квартале 2014 – порядка 11,2 тыс. Для повышения финансовой грамотности населения Илья Александрович отметил необходимость формирования разборчивого потребителя, способного на компетентный выбор. Г-н Кочетков рассказал о планируемых программах повышения среднего уровня финансовой грамотности населения, в частности, о создании школьного предмета по основам финансовой грамотности, масштабных и точечных информационных кампаниях.
|
|
Олег Прусаков, начальник Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) отметил значимые изменения в регулировании рынка финансовых услуг, которые позволили решить некоторые вопросы, давно волнующие потребителей, в их числе: вступление в действие Закона о потребительском кредите, внесение изменений в Закон о защите прав потребителей в части недопущения «пакетирования» финансовых услуг. В рамках участия в совместном с Минфином Проекте, Роспотребнадзор планирует информировать население об основных финансовых продуктах и услугах и связанных с ними рисках. «Мы разработали информационные буклеты и плакаты по 12 ключевым типам финансовых услуг – от дебетовой карты до автострахования и ипотечного кредита. В скором будущем мы начнем распространять их среди населения через территориальные подразделения Роспотребнадзора в регионах», - сообщил г-н Прусаков.
|
|
«Финансовая доступность – это не только физический доступ к финансовым продуктам, но и их качество, а также защищенность потребителя, возможность воспользоваться теми продуктами, которые подходят потребностям конкретного потребителя», – продолжила Анна Зеленцова. По ее словам, мероприятия, которые проводятся в рамках Проекта Минфина, находят широкий отклик у населения. «В ноябре 2014 года мы провели Всероссийскую неделю сбережений, в рамках которой были проведены более ста двадцати бесплатных образовательных мероприятий в 11 регионах России. Эта акция вызвала широкий интерес СМИ, а также показала нам, что подобные инициативы востребованы у населения. В акции приняли участие более двадцати тысяч человек. В марте этого года при поддержке Проекта пройдет Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи», - отметила Анна Зеленцова. В рамках второго дня конференции было организовано специальное интервью с Президентом Ассоциации российских банков Гарегином Тосуняном и Председателем Правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрием Яниным. Модератором интервью выступила Ольга Проскурнина, заместитель шеф-редактора Forbes Online. В ходе дискуссии обсуждались актуальные вопросы ключевой роли государства и законодательного регулирования в финансовом просвещении населения в России, необходимость повышения финансовой, правовой и общей гражданской культуры общества, степень заинтересованности банков в повышении финансовой грамотности граждан и др. острые темы. «Банкиры, безусловно, заинтересованы в финансовом просвещении населения, но наиболее заинтересованными в повышении финансовой культуры и образования граждан должны являться представители государства», - отметил Гарегин Ашотович. «Очевидно, вопросами повышения финансовой грамотности населения должны заниматься и участники рынка, и государство, и общественные организации, и СМИ», - подчеркнул Дмитрий Янин. Г-н Тосунян рассказал о деятельности Ассоциации российских банков (АРБ) в рамках финансового просвещения населения. В частности, по инициативе АРБ, в 2010 году был образован Институт финансового омбудсмена. Усилиями Ассоциации российских банков создано Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Работают профильные комитеты. Говоря о ключевой роли КонфОП, Дмитрий Янин выделил, прежде всего, образование и просвещение регулятора по защите прав потребителей и появление базовых условий для ведения деятельности на рынке финансовых услуг. «На ближайшие 2-3 года мы видим свою роль в том, чтобы привести уже принятые законы в более социальный вид и ускорить принятие новых законов, в частности, закона о финансовом омбудсмене», -отметил г-н Янин. Комментируя степень заинтересованности банков в повышении финансовой грамотности населения, Гарегин Ашотович особо подчеркнул: «Говорить, что банкам не интересно финансовое просвещение граждан и банки этим не занимаются – объективно неверно. Если конкурентная и регулятивная среда - нормальные, то заинтересованность банков в клиентах прямо пропорциональна этим показателям». Дмитрий Янин также отметил необходимость создания условий для конкуренции, формирования более устойчивых механизмов защиты интересов клиента и принятия качественных законов. Поводя итоги Международной конференции по финансовой грамотности и финансовой доступности, Елена Стратьева, вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра, подчеркнула, что конференция была построена таким образом, чтобы услышать мнение государства, органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, которые занимаются защитой прав потребителей, непосредственных участников взаимоотношений с клиентами, в частности, микрофинансовых институтов и их объединений, а также СМИ для совместного эффективного решения актуальных вопросов финансовой грамотности и финансовой доступности. Завершая мероприятие, Елена Стратьева поблагодарила партнеров и участников конференции за плодотворную работу и пригласила всех к активному сотрудничеству с НАУМИР для координации совместной работы по повышению финансовой грамотности и доступности финансовых услуг. Подробный отчет, презентации спикеров, фотоматериалы и видеосюжеты конференции будут представлены на сайте http://finfin.rmcenter.ru/. |
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.