|
За последний год каждый десятый россиянин – 11% – сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников, а 4% смогли вернуть свои деньги. Среди представителей старшего поколения доля тех, кто сталкивался с мошенниками, ниже. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ[1
Мошенничество в сфере онлайн-торговли может принимать различные формы: от простого обмана с недоставкой товара или неоплатой покупки до фишинга[2], скама[3] и других приемов социальной инженерии. Мошенники могут выдавать себя за продавцов или покупателей на известных онлайн-площадках. Также мошенниками создаются сайты-подделки, маскирующиеся под известные веб-ресурсы.
С каждым годом мошеннические схемы эволюционируют, появляются новые угрозы. Только 11% россиян отмечают, что покупатель сам должен проявлять внимательность и надеяться в первую очередь на свои силы во взаимодействии с недобросовестными продавцами. Такое мнение более популярно среди женщин (13% против 9% среди мужчин).
При этом, по мнению большинства россиян (61%), бороться с недобросовестными интернет-продавцами должны правоохранительные органы. Люди старшего возраста придерживались такого мнения чаще других.
Возлагают ответственность на торговые площадки и интернет-провайдеры намного реже: 13% и 12% опрошенных соответственно считают, что провайдерам и маркетплейсам отводится ведущая роль в противостоянии мошенникам, причем среди молодежи доля сторонников этой позиции выше.
«Может показаться, что бороться со схемами интернет-мошенничества можно только на уровне правоохранительных органов. Действительно, с системой мошенничества в первую очередь может и должно бороться государство. Однако нельзя следовать логике патернализма и перекладывать ответственность там, где от действий конкретного человека серьезно зависит его собственная безопасность, – отмечает Лейсан Баймуратова, и.о. директора направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ. – Важно повышать уровень цифровой грамотности людей – в том числе для того, чтобы пользователи могли обезопасить себя от интернет-мошенников».
По данным НАФИ за второе полугодие 2020 года в полтора раза (с 31% до 45%) увеличилась доля держателей банковских карт, которые сталкивались с мошенничеством[4]. Этот рост может объясняться тенденцией массового перехода клиентов на дистанционное обслуживание в финансовых учреждениях.
Таблица 1. «В интернете встречаются продавцы-мошенники, которые, получив деньги за товар, ничего не отправляют покупателю или отправляют совсем другой товар. Вы лично сталкивались с такими ситуациями в течение последнего года?», в % от всех опрошенных
|
% от всех опрошенных |
Да, сталкивался и потерял при этом деньги |
7 |
Да, сталкивался, но деньги удалось вернуть |
4 |
Нет, не сталкивался |
89 |
Таблица 2. «В интернете встречаются продавцы-мошенники, которые, получив деньги за товар, ничего не отправляют покупателю или отправляют совсем другой товар. Вы лично сталкивались с такими ситуациями в течение последнего года?», в % от всех опрошенных, распределение по возрасту
|
18-24 года |
25-34 года |
35-44 года |
45-59 лет |
60 лет и старше |
Да, сталкивался и потерял при этом деньги |
7 |
8 |
7 |
9 |
6 |
Да, сталкивался, но деньги удалось вернуть |
4 |
6 |
3 |
3 |
2 |
Нет, не сталкивался |
89 |
86 |
90 |
88 |
92 |
Таблица 3. «Как Вы считаете, кто в первую очередь должен бороться с продавцами-мошенниками в интернете?», в % от всех опрошенных
|
% от всех опрошенных |
Правоохранительные органы |
61 |
Интернет-провайдеры |
13 |
Владельцы торговых площадок |
12 |
Никто, это бесполезно, покупатель должен быть внимательнее |
11 |
Другое |
3 |
Таблица 4. «Как Вы считаете, кто в первую очередь должен бороться с продавцами-мошенниками в интернете?», в % от всех опрошенных, распределение по полу
|
Мужчины |
Женщины |
Правоохранительные органы |
63 |
59 |
Интернет-провайдеры |
10 |
15 |
Владельцы торговых площадок |
14 |
10 |
Никто, это бесполезно, покупатель должен быть внимательнее |
9 |
13 |
Другое |
4 |
3 |
Таблица 5. «Как Вы считаете, кто в первую очередь должен бороться с продавцами-мошенниками в интернете?», в % от всех опрошенных, распределение по возрасту
|
18-24 |
25-34 года |
35-44 |
45-59 |
60 лет и старше |
Правоохранительные органы |
56 |
55 |
55 |
62 |
68 |
Интернет-провайдеры |
11 |
17 |
16 |
11 |
10 |
Владельцы торговых площадок |
20 |
17 |
14 |
9 |
5 |
Никто, это бесполезно, покупатель должен быть внимательнее |
11 |
9 |
10 |
13 |
12 |
Другое |
2 |
2 |
5 |
5 |
5 |
Источник: НАФИ https://nafi.ru/analytics/kazhdyy-desyatyy-rossiyanin-stalkivalsya-s-prodavtsami-moshennikami-v-internete/.
[1] Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в январе 2021 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
[2] Чаще всего фишинг – это массовые рассылки писем и уведомлений от имени известных брендов, банков, платежных систем, почтовых сервисов, социальных сетей. Такие письма, как правило, содержат логотип, сообщение и прямую ссылку на сайт, внешне неотличимый от настоящего. По ссылке требуется перейти на сайт «сервиса» и под различными предлогами ввести конфиденциальные данные в соответствующие формы. В результате мошенники получают доступ к аккаунтам и банковским счетам пользователей.
[3] Скам - мошеннические рассылки, обещающие пользователям крупное денежное поступление.
[4] Пресс-релиз «В 2020 году держатели банковских карт в полтора раза чаще сталкивались с мошенниками», 20.01.2021, https://nafi.ru/analytics/v-2020-godu-derzhateli-bankovskikh-kart-v-poltora-raza-chashche-stalkivalis-s-moshennikami/
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.