|
В период пандемии россияне стали чаще оплачивать покупки безналичными способами. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ и Аналитического центра НАФИ1.
До пандемии 46% россиян оплачивали покупки безналичным способом (либо всегда используя исключительно этот способ, либо предпочитая его наличным в большинстве случаев). В период самоизоляции каждый пятый россиянин (21%), использовавший до пандемии различные способы оплаты, стал чаще оплачивать покупки безналично.
Среди тех, кто всегда ранее пользовался только наличными деньгами (19% опрошенных россиян), 87% не поменяли свои предпочтения несмотря на пандемию и продолжают пользоваться только наличными.
Россияне стали реже совершать покупки в зарубежных онлайн-магазинах. Треть россиян (32%), которые раньше покупали товары онлайн за границей, совсем отказались от таких покупок из-за пандемии. Еще четверть (26%) стали заказывать товары из-за рубежа реже.
Опрошенные указали, что основная причина полного или частичного отказа от зарубежных покупок онлайн – необходимость экономить деньги (33%). Более четверти россиян (27%) отказались от подобных покупок, так как боятся, что посылки могут быть переносчиками нового коронавируса, 25% – из-за ожиданий задержки или отмены доставки (подробнее – в таблице 6).
На женщин, которые покупают в зарубежных онлайн-магазинах, пандемия повлияла больше, чем на мужчин: 37% вовсе перестали покупать онлайн за рубежом (среди мужчин доля составляет 27%). Кроме того, женщины чаще мужчин отказываются от зарубежных онлайн-покупок из-за боязни заразиться новым коронавирусом (31% против 22% среди мужчин).
Также наиболее склонны отказываться от заказов в зарубежных онлайн-магазинах во время пандемии из-за опасения заразиться от посылок люди, которые проживают с тремя и более членами домохозяйства (31%).
«Исследование изменений потребительских привычек и трендов особенно ценно в нынешней ситуации, когда мы находимся в самой большой за последнее время неопределенности. У всех нас есть определенные гипотезы в отношении того, что активность на рынке безналичных розничных платежей должна расти, но при этом мы понимаем, что потребитель, в целом, стал больше экономить. Поэтому так важно знать, а не предполагать, что именно происходит, - комментирует Егор Кривошея, руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ. - Приятно видеть, что примерно каждый пятый россиянин, который использовал безналичные способы оплаты, стал платить безналично больше. Это соотносится с рекомендациями ВОЗ по повышению безопасности в связи с распространением нового вируса».
«Пандемия коронавируса повлияла на образ жизни и потребительские привычки. Увольнения, сокращения заработной платы, отсутствие уверенности в будущем – люди стараются экономить и не тратят деньги на то, в чем остро не нуждаются, в том числе на заказы в зарубежных магазинах. После окончания самоизоляции спрос ждет долгое восстановление, в том числе из-за падения доходов населения.
Несмотря на это, сразу после снятия ограничений можно ожидать роста потока в торговых центрах: люди, уставшие от заточения, соскучились по «оффлайну». При этом привычка к покупкам онлайн, сформированная за время пандемии, никуда не уйдет, и число покупок через интернет не сократится», - отмечает Лейсан Баймуратова, руководитель исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ.
Таблица 1. «Как режим самоизоляции и пандемия коронавируса повлияли на то, каким способом Вы оплачиваете товары и услуги?», в % от опрошенных, пользующихся и безналичными способами оплаты, и оплатой наличными
|
|
Ничего не изменилось, я продолжаю платить только безналичными способами |
38 |
Ничего не изменилось, я продолжаю платить безналичными способами или наличными примерно в одинаковой степени |
30 |
Я начал(а) пользоваться безналичными способами больше |
21 |
Я снял(а) наличные про запас, но продолжаю платить преимущественно безналичными способами |
6 |
Я снял(а) наличные и плачу преимущественно ими |
3 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
Таблица 2. «Как режим самоизоляции и пандемия коронавируса повлияли на то, каким способом Вы оплачиваете товары и услуги?», в % от тех, кто ранее пользовался только оплатой наличными
|
|
Ничего не изменилось, я продолжаю платить только наличными |
87 |
Я начал(а) платить безналичными способами, но преимущественно плачу наличными |
4 |
Я начал(а платить преимущественно безналичным способом |
4 |
Я начал(а) платить только безналичным способом |
3 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
Таблица 3. «Как часто Вы заказывали товары в магазинах из других стран до ситуации с коронавирусом?», в % от всех опрошенных
|
|
Каждый месяц и чаще |
8 |
Раз в 2-3 месяца |
9 |
Раз в 4-5 месяцев |
3 |
Раз в полгода |
9 |
Раз в год и реже |
12 |
Никогда не заказывал(а) товары из других стран |
59 |
Таблица 4. «Можно ли сказать, что Вы стали реже заказывать товары из зарубежных магазинов в связи с коронавирусом?», в % от опрошенных, которые заказывают товары из-за рубежа
|
|
Да, вы стали реже заказывать товары из зарубежных магазинов |
26 |
Вы совсем перестали заказывать товары из зарубежных магазинов из-за пандемии |
32 |
Нет, вы продолжаете заказывать товары из зарубежных магазинов с той же частотой |
40 |
Отказ от ответа |
2 |
Таблица 5. «Можно ли сказать, что Вы стали реже заказывать товары из зарубежных магазинов в связи с коронавирусом?», в % от опрошенных, которые заказывают товары из-за рубежа, распределение по полу
|
Мужской |
Женский |
Да, вы стали реже заказывать товары из зарубежных магазинов |
24 |
27 |
Вы совсем перестали заказывать товары из зарубежных магазинов из-за пандемии |
27 |
37 |
Нет, вы продолжаете заказывать товары из зарубежных магазинов с той же частотой |
46 |
33 |
Отказ от ответа |
3 |
2 |
Таблица 6. «Почему вы стали реже заказывать товары из магазинов других стран или совсем перестали делать это?*», в % от опрошенных, которые заказывают товары из-за рубежа
|
|
Экономлю деньги / контролирую траты |
33 |
Посылки могут быть переносчиками вируса |
27 |
Переживаю о задержках / отмене доставки |
25 |
Сейчас не требуются новые товары |
13 |
Магазин, в котором я обычно заказываю товары, временно приостановил доставку из-за ситуации |
9 |
Другое |
3 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 7. «Почему вы стали реже заказывать товары из магазинов других стран или совсем перестали делать это?*», в % от опрошенных, которые заказывают товары из-за рубежа, распределение по полу
|
Мужской |
Женский |
Экономлю деньги / контролирую траты |
32 |
34 |
Переживаю о задержках / отмене доставки |
26 |
23 |
Посылки могут быть переносчиками вируса |
22 |
31 |
Сейчас не требуются новые товары |
13 |
13 |
Магазин, в котором я обычно заказываю товары, временно приостановил доставку из-за ситуации |
12 |
7 |
Другое |
5 |
2 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
3 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 8. «Почему вы стали реже заказывать товары из магазинов других стран или совсем перестали делать это?*», в % от опрошенных, которые заказывают товары из-за рубежа, распределение по числу людей в домохозяйстве
|
1 человек |
2 человека |
3 человека и более |
Экономлю деньги / контролирую траты |
40 |
38 |
30 |
Посылки могут быть переносчиками вируса |
24 |
19 |
31 |
Переживаю о задержках / отмене доставки |
21 |
23 |
26 |
Сейчас не требуются новые товары |
8 |
16 |
12 |
Магазин, в котором я обычно заказываю товары, временно приостановил доставку из-за ситуации |
6 |
10 |
9 |
Другое |
3 |
5 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
4 |
2 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Источник: НАФИ.
1 Всероссийский опрос проведен Московской школой управления СКОЛКОВО и Аналитическим центром НАФИ в апреле 2020 г. Опрошено 1612 человек старше 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%. Форма опроса: телефонные интервью.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.