|
Число людей, расплачивающихся за товары и услуги безналичным способом, за шесть лет выросло почти в 10 раз: с 5% в 2013 году до 46% в 2019 году. Больше половины россиян по-прежнему предпочитают использовать наличные, совершая повседневные покупки. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в июне 2019 года.
У большинства россиян (84%) есть банковские карты. Чаще всего их имеют молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет (94%) и работающие (90%). 4% россиян не имеют карт, но планируют оформить их. У каждого десятого опрошенного (11%) нет карты и он не планирует оформлять ее в ближайшее время. Доля тех, кто не имеет карт, последовательно сокращалась с 60% в 2009 году до 11% в 2018 году и в 2019 осталась без изменений.
Число россиян, предпочитающих оплачивать повседневные покупки безналичным способом, в последний год замедлило рост. Если с 2017 по 2018 год доля россиян, выбирающих безналичную оплату, увеличилась до 40% (на 12 п.п.), то с 2018 года увеличение произошло до 46% (на 6 п.п.). Чаще картами расплачиваются молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет (64%), жители столиц (65%), работающие (57%). Предыдущие исследования НАФИ показали, что каждый десятый россиянин (11%) пользуется функцией бесконтактной оплаты в смартфонах, а 3% – в «умных часах» и браслетах.
Половина россиян (52%) по-прежнему оплачивают товары или услуги наличными деньгами. Производить оплату наличными предпочитают россияне старше 60 лет (74%), люди, не имеющие постоянной занятости (71%), и сельские жители (60%).
Всеволод Хоменко, руководитель проектов в сфере финансовых исследований, Аналитический центр НАФИ:
«Сохраняются некоторые барьеры использования безналичной оплаты. К ним относятся, в частности, (а) неравномерность развития инфраструктуры – как территориальная, так и связанная с типом продавца товаров и услуг (например, рыночные торговцы, самозанятые, работающие за наличные, и т.п.), (б) низкая цифровая грамотность некоторых сегментов потребителей, в том числе платежеспособных (например, пенсионеров), с одной стороны, консервативных и привыкших к наличным деньгам, а с другой – не понимающих, как работает безналичная оплата, не знающих способов защиты от цифрового мошенничества и опасающихся потери денег при использовании финтех-решений».
«Каким образом Вы обычно осуществляете повседневную оплату товаров и услуг?», в % от всех опрошенных
|
2013 |
2015 |
2017 |
2018 |
2019 |
Наличными |
94 |
83 |
71 |
56 |
52 |
Безналичными |
5 |
16 |
28 |
40 |
46 |
Не совершаю такие платежи |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа |
<1 |
<1 |
<1 |
3 |
1 |
«Каким образом Вы обычно осуществляете повседневную оплату товаров и услуг?», в % от всех опрошенных, по типу населенного пункта
|
Москва и Санкт-Петербург |
Город 1 млн. и более |
Город 500 000 - 999,9 тыс. чел. |
Город 100 000 - 500 000 чел. |
Город 50 000 - 100 000 чел. |
Город до 49,9 тыс. и ПГТ |
Село |
Наличными |
32 |
55 |
50 |
48 |
54 |
57 |
60 |
Безналичными |
65 |
44 |
48 |
48 |
46 |
41 |
37 |
Не совершаю такие платежи |
2 |
1 |
<1 |
1 |
<1 |
1 |
2 |
Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа |
1 |
<1 |
2 |
3 |
<1 |
1 |
1 |
«Каким образом Вы обычно осуществляете повседневную оплату товаров и услуг?», в % от опрошенных, по возрасту
|
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-59 |
60 + |
Наличными |
46 |
34 |
42 |
53 |
74 |
Безналичными |
53 |
64 |
55 |
45 |
22 |
Не совершаю такие платежи |
<1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
«У Вас есть банковская (пластиковая) карта?», в % от всех опрошенных
|
2009 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Да |
31 |
71 |
73 |
79 |
82 |
84 |
Нет, но планирую оформить |
10 |
4 |
5 |
4 |
6 |
4 |
Нет, и не планирую оформлять |
60 |
23 |
22 |
17 |
11 |
11 |
Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа |
<1 |
2 |
<1 |
<1 |
1 |
1 |
Источник: НАФИ.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.