Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

02.05.2024, четверг, 19:49

Индекс перемен: готовы ли российские компании к цифровой экономике

18 апреля 2019 477
Индекс перемен: готовы ли российские компании к цифровой экономике

Московские компании демонстрируют более высокий уровень готовности к цифровой трансформации, чем региональные. Предприниматели, работающие в Москве, активнее интегрируют цифровые технологии в свои бизнес-процессы, используют различные средства передачи и хранения информации, а также продвигают свои товары и услуги через интернет. Однако и московские, и региональные компании пока уделяют недостаточное внимание вопросам информационной безопасности и повышению квалификации сотрудников в области цифровых технологий. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Банком «Открытие» в январе-феврале 2019 г.

Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)

Для оценки готовности бизнеса к цифровой экономике в рамках исследования был рассчитан Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index). Он интегрирует пять частных индексов:

  • средства передачи и хранения информации - использование мобильного интернета, широкополосного доступа в интернет, облачных сервисов и т.д.;
  • интеграция цифровых технологий в бизнес-процессы – практика внедрения CRM-системы, интранета, чат-ботов, автоматизированных систем управления персоналом и т.д.;
  • использование интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг – сайта, социальных сетей, мессенджеров и т.д.;
  • информационная безопасность – внедрение культуры защиты цифровой информации, использование специализированных антивирусных программ;
  • человеческий капитал - развитие цифровых компетенций у руководства и сотрудников компании.

Индекс BDI может принимать значения от 0 процентных пунктов (минимум) до 100 п.п. (максимум) и рассчитывается как среднее арифметическое между значениями пяти частных индексов.

По данным на первый квартал 2019 года, Индекс цифровизации российского бизнеса (BDI) в среднем по стране составляет 34 п.п. из 100  возможных.

Наиболее высокие показатели отмечаются в использовании компаниями цифровых средств передачи и хранения информации (43 п.п.), интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы (39 п.п.) и применении интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг (38 п.п.).

Вместе с тем, на достаточно низком уровне находятся такие частные индексы как информационная безопасность компании (33 п.п.) и особенно развитие цифровых компетенций у сотрудников (15 п.п.).

Индекс цифровизации московских компаний на 10 п.п. выше индекса для региональных компаний – 42 п.п. против 32 п.п.

Московские компании опережают региональные и по значениям всех частных индексов. Наибольшие различия между московскими и региональными компаниями отмечены в области интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы (51 п.п. против 38 п.п. соответственно), в информационной безопасности (42 п.п. против 32 п.п.), а также использовании средств передачи и хранения информации (51 п.п.  против 41 п.п.).

Средства передачи и хранения информации

Московские предприниматели по сравнению с региональными активнее используют цифровые средства передачи и хранения информации. Так, в Москве выше доля компаний, использующих мобильный интернет (75% против 68%) и широкополосный доступ в интернет (77% против 59%). Треть компаний, зарегистрированных в Москве, применяют облачные сервисы – 32% против 19% в регионах. Каждый четвертый московский предприниматель использует сервера для хранения и обработки данных – 25% против 18% в регионах.

Интеграция цифровых технологий в бизнес-процессы

Наиболее популярной внутрикорпоративной технологией как в Москве (40%), так и в регионах (39%) является интранет. Московские компании чаще региональных внедряют CRM-системы (27% против 15%), чат-боты (11% против 6%) и автоматизированные решения для управления персоналом (13% против 5%).

Использование интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг

Московские компании более эффективно используют интернет как инструмент продвижения своих товаров и услуг. Так, больше половины московских компаний (57% против 26% в регионах) имеют полноценный сайт с детальной информацией о компании и ее деятельности. Также у трети организаций, зарегистрированных в Москве (36% против 28% в регионах), есть страница в социальных сетях. Среди московских предпринимателей по сравнению с региональными  существенно выше доля тех, кто размещает рекламу в интернете (49% против 39% в регионах) и продвигает сайт компании в поисковых системах (41% против 31% в регионах). Мессенджеры для связи с клиентами используют 38% организаций в регионах и 32% в Москве.

Информационная безопасность

В российских компаниях по-прежнему уделяется мало внимания вопросам информационной безопасности. В частности, утвержденную политику информационной безопасности имеет лишь каждая третья компания в Москве – 33%, и каждая четвертая в регионах – 25%.

Треть московских компаний (36%) и четверть региональных (24%) используют программы информационной защиты, разработанные для организаций. Однако почти половина компаний (45% в Москве и 46% в регионах) применяют антивирусные программы для физических лиц. У трети региональных компаний вообще нет систем обеспечения информационной безопасности (35% против 20% в Москве).

Человеческий капитал

И московские, и региональные компании уделяют мало внимания обучению сотрудников в области цифровых технологий – 89% компаний в Москве и 94% региональных компаний ни разу не организовывали образовательные программы в этой сфере для своих сотрудников. При этом 47% опрошенных руководителей московских компаний и 53% региональных отмечают, что необходимости в проведении образовательных курсов нет. Еще 33% предпринимателей в Москве и 24% в регионах считают, что подобные тренинги нужны только тем сотрудникам, кто непосредственно связан с цифровыми технологиями.

Выводы

Переход к цифровизации открывает ряд преимуществ как для самих компаний, так и для государства. Для предпринимателей плюсы внедрения новых технологий выражаются в сокращении издержек компании, повышении производительности труда, оптимизации процессов взаимодействия с клиентами. Государство заинтересовано в упрощении административных процедур, оптимизации процесса регулирования деятельности МСБ и, как следствие, росте сегмента малого и среднего бизнеса.

При этом сами предприниматели плохо информированы о возможностях, которые открывает цифровизация, и не всегда готовы инвестировать временные и финансовые ресурсы на внедрение новых технологий и обучения сотрудников цифровым компетенциям. Поэтому важно образовывать малый и средний бизнес, объяснять предпринимателям преимущества цифровой модели бизнеса.

Гузелия Имаева, генеральный директор, Аналитический центр НАФИ:

«Для успешной цифровой трансформации бизнеса необходимо не только внедрять цифровые технологии, пользоваться самыми новыми инструментами для построения бизнес-процессов и защиты информации в компании, но и создавать особую корпоративную культуру, направленную на освоение новых технологий. Сотрудники должны находиться в постоянном развитии и получать самую современную и актуальную информацию о трендах в области цифровизации для их сферы бизнеса. Для этого руководителю важно обучаться самому и организовывать тренинги и дополнительные курсы по получению новых знаний и практики для своих сотрудников».

Надия Черкасова, заместитель Президента-Председателя Правления, Банк «Открытие»:

«Цифровизация выступает катализатором  активности предпринимателей  в экономике и создаёт новые возможности и бизнес-модели. Индекс цифровизации малого бизнеса демонстрирует, что предприниматели находятся в активной стадии заинтересованности в новых технологиях. При этом низкий уровень осведомлённости о возможностях цифровых технологий. Банк «Открытие» предоставляет клиентам малого бизнеса широкий спектр сервисов в дистанционных каналах и предлагает образовательную платформу Open Academy для прокачивания навыков продвижения и эффективности в эпоху цифровизации».

Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index), в процентных пунктах

 

Россия

Москва

Регионы

Индекс цифровизации бизнеса (BDI)

 

34

42

32

Частные индексы

Каналы передачи и хранения информации

 

43

51

41

Интеграция цифровых технологий

 

39

51

38

Использование интернета

 

38

45

37

Информационная безопасность

 

33

42

32

Человеческий капитал

 

15

18

15

* Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.

«Какими услугами связи, передачи и хранения информации Вы пользовались за последний месяц для бизнес-целей?*», в % от всех опрошенных

 

Россия

Москва

Регионы

Мобильная связь

 

81

85

80

Мобильный интернет

 

69

75

68

Широкополосный доступ в интернет

 

61

77

59

Облачные сервисы для хранения и обработки данных

21

32

19

Сервера для хранения и обработки данных

 

19

25

18

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

«Какие инструменты для цифровой трансформации собственного бизнеса использует Ваша компания?*», в % от всех опрошенных

 

Россия

Москва

Регионы

Интранет

 

39

40

39

CRM-системы

 

17

27

15

Технологии 3D-печати

 

8

12

8

Чат-боты

 

7

11

6

Интернет вещей

 

7

8

6

Автоматизированные решения для управления персоналом

 

6

13

5

VR/AR-технологии

 

4

4

3

Технологии блокчейн

 

2

7

1

Искусственный интеллект

 

2

6

2

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

«Есть ли у Вашей организации собственный веб-сайт?», в % от всех опрошенных

 

Россия

Москва

Регионы

Есть сайт с контактами и базовым описанием

 

15

15

15

Есть полноценный сайт с детальной информацией о компании и продуктах/услугах

 

30

57

26

Нет сайта

 

54

27

57

Затрудняюсь ответить

 

1

1

2

«Есть ли у Вашей организации собственные страницы в социальных сетях?», в % от всех опрошенных

 

Россия

Москва

Регионы

Есть страница в социальных сетях

 

29

36

28

Нет страницы в социальных сетях

 

71

64

72

«Есть ли у Вашей организации контакты компании в мессенджерах (Viber, WhatsApp), куда могут написать Ваши клиенты / партнеры?», в % от всех опрошенных

 

Россия

Москва

Регионы

Есть контакты в мессенджерах

 

37

32

38

Нет контактов в мессенджерах

 

63

68

62

 

«Какие способы продвижения использует Ваша компания?*», в % от всех опрошенных

 

Россия

Москва

Регионы

Реклама в интернете

41

49

39

Продвижение сайта в поисковых системах

 

33

41

31

Продвижение в социальных сетях

 

26

33

25

Размещение информации о компании на электронных площадках

 

25

22

26

Продвижение через базу контактов клиентов в мессенджерах

 

14

15

13

Продвижение через колл-центр

 

6

6

6

«Сарафанное радио»

6

5

6

Нет, не используем

 

25

23

25

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

«Есть ли в Вашей организации утвержденная политика информационной безопасности, которой должны следовать все сотрудники?», в % от всех опрошенных

 

Россия

Москва

Регионы

Есть политика информационной безопасности

 

26

33

25

Нет политики информационной безопасности

 

72

66

73

Затрудняюсь ответить

 

2

1

2

«Использует ли Ваша организация системы обеспечения информационной безопасности?*», в % от всех опрошенных

 

Россия

Москва

Регионы

В компании есть центр мониторинга сетевых атак

 

2

4

2

Используем специализированные программы для защиты бизнеса

 

26

36

24

Используем антивирусные программы для физических лиц

 

46

45

46

Ничего из перечисленного

 

33

20

35

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

«За последние полгода Ваша компания организовывала или направляла на обучение в области цифровых технологий своих сотрудников?», в % от всех опрошенных

 

Россия

Москва

Регионы

У нас внедрены централизованные образовательные программы

 

1

3

1

Мы оплачиваем тренинги/ мероприятия по желанию сотрудника

 

5

8

5

Нет, не проводим

 

94

89

94

«Кому в Вашей компании нужны курсы / тренинги по пользованию цифровыми технологиями в компании?», в % от всех опрошенных

 

Россия

Москва

Регионы

Необходимы только сотрудникам на руководящих должностях

 

13

9

13

Необходимы всем сотрудникам

 

7

8

6

Необходимы только тем, у кого это связано с их профессиональной деятельностью

 

25

33

24

Не нужны нашим сотрудникам

 

52

47

53

Другое

2

2

2

Затрудняюсь ответить

1

1

1

Источник: НАФИ.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.