|
Московские компании демонстрируют более высокий уровень готовности к цифровой трансформации, чем региональные. Предприниматели, работающие в Москве, активнее интегрируют цифровые технологии в свои бизнес-процессы, используют различные средства передачи и хранения информации, а также продвигают свои товары и услуги через интернет. Однако и московские, и региональные компании пока уделяют недостаточное внимание вопросам информационной безопасности и повышению квалификации сотрудников в области цифровых технологий. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Банком «Открытие» в январе-феврале 2019 г.
Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)
Для оценки готовности бизнеса к цифровой экономике в рамках исследования был рассчитан Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index). Он интегрирует пять частных индексов:
Индекс BDI может принимать значения от 0 процентных пунктов (минимум) до 100 п.п. (максимум) и рассчитывается как среднее арифметическое между значениями пяти частных индексов.
По данным на первый квартал 2019 года, Индекс цифровизации российского бизнеса (BDI) в среднем по стране составляет 34 п.п. из 100 возможных.
Наиболее высокие показатели отмечаются в использовании компаниями цифровых средств передачи и хранения информации (43 п.п.), интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы (39 п.п.) и применении интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг (38 п.п.).
Вместе с тем, на достаточно низком уровне находятся такие частные индексы как информационная безопасность компании (33 п.п.) и особенно развитие цифровых компетенций у сотрудников (15 п.п.).
Индекс цифровизации московских компаний на 10 п.п. выше индекса для региональных компаний – 42 п.п. против 32 п.п.
Московские компании опережают региональные и по значениям всех частных индексов. Наибольшие различия между московскими и региональными компаниями отмечены в области интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы (51 п.п. против 38 п.п. соответственно), в информационной безопасности (42 п.п. против 32 п.п.), а также использовании средств передачи и хранения информации (51 п.п. против 41 п.п.).
Средства передачи и хранения информации
Московские предприниматели по сравнению с региональными активнее используют цифровые средства передачи и хранения информации. Так, в Москве выше доля компаний, использующих мобильный интернет (75% против 68%) и широкополосный доступ в интернет (77% против 59%). Треть компаний, зарегистрированных в Москве, применяют облачные сервисы – 32% против 19% в регионах. Каждый четвертый московский предприниматель использует сервера для хранения и обработки данных – 25% против 18% в регионах.
Интеграция цифровых технологий в бизнес-процессы
Наиболее популярной внутрикорпоративной технологией как в Москве (40%), так и в регионах (39%) является интранет. Московские компании чаще региональных внедряют CRM-системы (27% против 15%), чат-боты (11% против 6%) и автоматизированные решения для управления персоналом (13% против 5%).
Использование интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг
Московские компании более эффективно используют интернет как инструмент продвижения своих товаров и услуг. Так, больше половины московских компаний (57% против 26% в регионах) имеют полноценный сайт с детальной информацией о компании и ее деятельности. Также у трети организаций, зарегистрированных в Москве (36% против 28% в регионах), есть страница в социальных сетях. Среди московских предпринимателей по сравнению с региональными существенно выше доля тех, кто размещает рекламу в интернете (49% против 39% в регионах) и продвигает сайт компании в поисковых системах (41% против 31% в регионах). Мессенджеры для связи с клиентами используют 38% организаций в регионах и 32% в Москве.
Информационная безопасность
В российских компаниях по-прежнему уделяется мало внимания вопросам информационной безопасности. В частности, утвержденную политику информационной безопасности имеет лишь каждая третья компания в Москве – 33%, и каждая четвертая в регионах – 25%.
Треть московских компаний (36%) и четверть региональных (24%) используют программы информационной защиты, разработанные для организаций. Однако почти половина компаний (45% в Москве и 46% в регионах) применяют антивирусные программы для физических лиц. У трети региональных компаний вообще нет систем обеспечения информационной безопасности (35% против 20% в Москве).
Человеческий капитал
И московские, и региональные компании уделяют мало внимания обучению сотрудников в области цифровых технологий – 89% компаний в Москве и 94% региональных компаний ни разу не организовывали образовательные программы в этой сфере для своих сотрудников. При этом 47% опрошенных руководителей московских компаний и 53% региональных отмечают, что необходимости в проведении образовательных курсов нет. Еще 33% предпринимателей в Москве и 24% в регионах считают, что подобные тренинги нужны только тем сотрудникам, кто непосредственно связан с цифровыми технологиями.
Выводы
Переход к цифровизации открывает ряд преимуществ как для самих компаний, так и для государства. Для предпринимателей плюсы внедрения новых технологий выражаются в сокращении издержек компании, повышении производительности труда, оптимизации процессов взаимодействия с клиентами. Государство заинтересовано в упрощении административных процедур, оптимизации процесса регулирования деятельности МСБ и, как следствие, росте сегмента малого и среднего бизнеса.
При этом сами предприниматели плохо информированы о возможностях, которые открывает цифровизация, и не всегда готовы инвестировать временные и финансовые ресурсы на внедрение новых технологий и обучения сотрудников цифровым компетенциям. Поэтому важно образовывать малый и средний бизнес, объяснять предпринимателям преимущества цифровой модели бизнеса.
Гузелия Имаева, генеральный директор, Аналитический центр НАФИ:
«Для успешной цифровой трансформации бизнеса необходимо не только внедрять цифровые технологии, пользоваться самыми новыми инструментами для построения бизнес-процессов и защиты информации в компании, но и создавать особую корпоративную культуру, направленную на освоение новых технологий. Сотрудники должны находиться в постоянном развитии и получать самую современную и актуальную информацию о трендах в области цифровизации для их сферы бизнеса. Для этого руководителю важно обучаться самому и организовывать тренинги и дополнительные курсы по получению новых знаний и практики для своих сотрудников».
Надия Черкасова, заместитель Президента-Председателя Правления, Банк «Открытие»:
«Цифровизация выступает катализатором активности предпринимателей в экономике и создаёт новые возможности и бизнес-модели. Индекс цифровизации малого бизнеса демонстрирует, что предприниматели находятся в активной стадии заинтересованности в новых технологиях. При этом низкий уровень осведомлённости о возможностях цифровых технологий. Банк «Открытие» предоставляет клиентам малого бизнеса широкий спектр сервисов в дистанционных каналах и предлагает образовательную платформу Open Academy для прокачивания навыков продвижения и эффективности в эпоху цифровизации».
Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index), в процентных пунктах
|
Россия |
Москва |
Регионы |
Индекс цифровизации бизнеса (BDI)
|
34 |
42 |
32 |
Частные индексы |
|||
Каналы передачи и хранения информации
|
43 |
51 |
41 |
Интеграция цифровых технологий
|
39 |
51 |
38 |
Использование интернета
|
38 |
45 |
37 |
Информационная безопасность
|
33 |
42 |
32 |
Человеческий капитал
|
15 |
18 |
15 |
* Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.
«Какими услугами связи, передачи и хранения информации Вы пользовались за последний месяц для бизнес-целей?*», в % от всех опрошенных
|
Россия |
Москва |
Регионы |
Мобильная связь
|
81 |
85 |
80 |
Мобильный интернет
|
69 |
75 |
68 |
Широкополосный доступ в интернет
|
61 |
77 |
59 |
Облачные сервисы для хранения и обработки данных |
21 |
32 |
19 |
Сервера для хранения и обработки данных
|
19 |
25 |
18 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«Какие инструменты для цифровой трансформации собственного бизнеса использует Ваша компания?*», в % от всех опрошенных
|
Россия |
Москва |
Регионы |
Интранет
|
39 |
40 |
39 |
CRM-системы
|
17 |
27 |
15 |
Технологии 3D-печати
|
8 |
12 |
8 |
Чат-боты
|
7 |
11 |
6 |
Интернет вещей
|
7 |
8 |
6 |
Автоматизированные решения для управления персоналом
|
6 |
13 |
5 |
VR/AR-технологии
|
4 |
4 |
3 |
Технологии блокчейн
|
2 |
7 |
1 |
Искусственный интеллект
|
2 |
6 |
2 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«Есть ли у Вашей организации собственный веб-сайт?», в % от всех опрошенных
|
Россия |
Москва |
Регионы |
Есть сайт с контактами и базовым описанием
|
15 |
15 |
15 |
Есть полноценный сайт с детальной информацией о компании и продуктах/услугах
|
30 |
57 |
26 |
Нет сайта
|
54 |
27 |
57 |
Затрудняюсь ответить
|
1 |
1 |
2 |
«Есть ли у Вашей организации собственные страницы в социальных сетях?», в % от всех опрошенных
|
Россия |
Москва |
Регионы |
Есть страница в социальных сетях
|
29 |
36 |
28 |
Нет страницы в социальных сетях
|
71 |
64 |
72 |
«Есть ли у Вашей организации контакты компании в мессенджерах (Viber, WhatsApp), куда могут написать Ваши клиенты / партнеры?», в % от всех опрошенных
|
Россия |
Москва |
Регионы |
Есть контакты в мессенджерах
|
37 |
32 |
38 |
Нет контактов в мессенджерах
|
63 |
68 |
62 |
«Какие способы продвижения использует Ваша компания?*», в % от всех опрошенных
|
Россия |
Москва |
Регионы |
Реклама в интернете |
41 |
49 |
39 |
Продвижение сайта в поисковых системах
|
33 |
41 |
31 |
Продвижение в социальных сетях
|
26 |
33 |
25 |
Размещение информации о компании на электронных площадках
|
25 |
22 |
26 |
Продвижение через базу контактов клиентов в мессенджерах
|
14 |
15 |
13 |
Продвижение через колл-центр
|
6 |
6 |
6 |
«Сарафанное радио» |
6 |
5 |
6 |
Нет, не используем
|
25 |
23 |
25 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«Есть ли в Вашей организации утвержденная политика информационной безопасности, которой должны следовать все сотрудники?», в % от всех опрошенных
|
Россия |
Москва |
Регионы |
Есть политика информационной безопасности
|
26 |
33 |
25 |
Нет политики информационной безопасности
|
72 |
66 |
73 |
Затрудняюсь ответить
|
2 |
1 |
2 |
«Использует ли Ваша организация системы обеспечения информационной безопасности?*», в % от всех опрошенных
|
Россия |
Москва |
Регионы |
В компании есть центр мониторинга сетевых атак
|
2 |
4 |
2 |
Используем специализированные программы для защиты бизнеса
|
26 |
36 |
24 |
Используем антивирусные программы для физических лиц
|
46 |
45 |
46 |
Ничего из перечисленного
|
33 |
20 |
35 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«За последние полгода Ваша компания организовывала или направляла на обучение в области цифровых технологий своих сотрудников?», в % от всех опрошенных
|
Россия |
Москва |
Регионы |
У нас внедрены централизованные образовательные программы
|
1 |
3 |
1 |
Мы оплачиваем тренинги/ мероприятия по желанию сотрудника
|
5 |
8 |
5 |
Нет, не проводим
|
94 |
89 |
94 |
«Кому в Вашей компании нужны курсы / тренинги по пользованию цифровыми технологиями в компании?», в % от всех опрошенных
|
Россия |
Москва |
Регионы |
Необходимы только сотрудникам на руководящих должностях
|
13 |
9 |
13 |
Необходимы всем сотрудникам
|
7 |
8 |
6 |
Необходимы только тем, у кого это связано с их профессиональной деятельностью
|
25 |
33 |
24 |
Не нужны нашим сотрудникам
|
52 |
47 |
53 |
Другое |
2 |
2 |
2 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
1 |
Источник: НАФИ.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.