|
Аналитический центр НАФИ представляет результаты второй волны исследовательского спецпроекта «Цифровая грамотность для экономики будущего».
За прошедший год уровень цифровой грамотности россиян вырос на 8 п.п., составив 60 п.п. по 100-балльной шкале. Россияне стали лучше справляться с поиском информации, грамотнее подходить к ее анализу, увереннее работать на цифровых устройствах. Больше россиян стали пользоваться современными средствами коммуникации, такими как мессенджеры и социальные сети.
Высоким уровнем цифровой грамотности обладают сегодня 45% россиян. При этом у четверти взрослого населения – 28 миллионов россиян – цифровая грамотность остается на низком уровне, и основные барьеры ее повышения – слабый интерес к технологическим инновациям и сравнительно низкий уровень владения цифровыми устройствами. Предыдущие исследования НАФИ показали, что россияне понимают важность знаний и навыков в сфере технологий: каждый второй работающий (52%) уже сейчас активно применяет цифровые технологии на рабочем месте, а треть убеждены, что потеряют работу, если не будут проходить регулярное обучение в этой сфере.
Для оценки уровня цифровой грамотности в исследовании использовалась методология, предложенная на саммите G20. Под цифровой грамотностью понимался базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющих человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде.
Индекс цифровой грамотности и его компоненты
Цифровая грамотность измерялась в виде индекса, состоящего из пяти компонентов (подиндексов): информационная грамотность, компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, а также отношение к технологическим инновациям. Каждый из подиндексов замерялся через серию вопросов анкеты.
1. Информационная грамотность определяется способностью найти нужные данные в сети, сопоставить несколько источников информации при принятии решения, определить пользу или вред тех или иных сообщений. За год подиндекс информационной грамотности вырос с 54 п.п. до 66 п.п.
2. Основными признаками человека, обладающего комьютерной грамотностью, являются знание технических составляющих компьютера, легкость в обращении с устройствами вне зависимости от платформы, а также понимание возможностей и целей использования гаджетов. За год россияне стали увереннее работать на цифровых устройствах: подиндекс компьютерной грамотности вырос с 46 п.п. до 55 п.п.
3. Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиа-пространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут сообщать информацию неполно или неточно. Уровень медиаграмотности за год вырос незначительно – с 65 п.п. до 67 п.п.
4. Коммуникативная грамотность означает умение корректно выражать свое мнение в сети, анализировать позицию собеседника, активное использование современных цифровых каналов общения (мессенджеров и соцсетей). Рост этого показателя в 2018 году оказался самым значительным (59 п.п. против 46 п.п.).
5. Подиндекс «Отношение к технологическим инновациям» демонстрирует знание современных тенденций в технике, навыки работы с гаджетами и приложениями, а также установки в отношении пользы технологических инноваций. В 2018 году подиндекс вырос на 4 п.п. и составил 51 п.п., однако его значение остается самым низким среди всех компонентов индекса цифровой грамотности.
Социально-демографические различия
Уровень цифровой грамотности отличается у различных социально-демографических групп. Его значение наиболее высоко среди молодых людей 18-24 лет (82 п.п.), жителей Москвы и Санкт-Петербурга (78 п.п.) и тех, кто имеет постоянную трудовую занятость (67 п.п.).
Среди россиян старшего возраста уровень цифровой грамотности существенно ниже (34 п.п.). Особо заметно отставание по показателям компьютерной грамотности и отношению к технологическим инновациям.
Чем крупнее населенный пункт, тем выше уровень цифровой грамотности его жителей. Все подиндексы цифровой грамотности жителей российских столиц на 25-30 п.п. выше, чем у жителей небольших городов и сел.
Уровень цифровой грамотности выше у россиян, имеющих постоянную работу (67 п.п. против 44 п.п. у тех, кто не имеет постоянной работы).
В уровне цифровой грамотности есть и гендерные различия: среди мужчин индекс составляет 62 п.п., среди женщин – 58 п.п. Наибольшее отставание женщины демонстрируют в части отношения к технологическим инновациям. По другим показателям отставание менее существенно или отсутствует.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:
«Сегодня признается, что цифровая грамотность – это не просто важное, это неотъемлемое условие развития цифровой экономики. Однако, и его недостаточно для экономического роста. Следующим шагом является развитие так называемых цифровых компетенций – то есть профессиональных знаний и навыков, отвечающих современным требованиям к производительности труда. Именно развитые цифровые компетенции работающего населения – ключ к повышению уровня и качества жизни в эпоху цифровых экономических преобразований».
Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах
|
Ноябрь 2017 |
Декабрь 2018 |
Индекс цифровой грамотности |
52 |
60 |
Информационная грамотность |
54 |
66 |
Компьютерная грамотность |
46 |
55 |
Медиаграмотность |
65 |
67 |
Коммуникативная грамотность |
46 |
59 |
Отношение к технологическим инновациям |
47 |
51 |
Индекс цифровой грамотности (2018), в процентных пунктах, распределение по возрастным группам
|
18-21 год |
25-55 лет |
56 лет и старше |
Индекс цифровой грамотности |
82 |
68 |
34 |
Информационная грамотность |
79 |
72 |
47 |
Компьютерная грамотность |
84 |
64 |
24 |
Медиаграмотность |
85 |
74 |
45 |
Коммуникативная грамотность |
84 |
68 |
31 |
Отношение к технологическим инновациям |
79 |
59 |
21 |
Индекс цифровой грамотности (2018), в процентных пунктах, распределение по типу населенного пункта
|
Москва и Санкт-Петербург |
Города 1 млн человек и более |
Остальные города >50 000 чел |
Города до 50 000 чел, ПГТ, села |
Индекс цифровой грамотности |
78 |
68 |
61 |
51 |
Информационная грамотность |
84 |
74 |
67 |
59 |
Компьютерная грамотность |
76 |
66 |
56 |
45 |
Медиаграмотность |
84 |
74 |
69 |
60 |
Коммуникативная грамотность |
77 |
67 |
61 |
51 |
Отношение к технологическим инновациям |
70 |
58 |
54 |
41 |
Индекс цифровой грамотности (2018), в процентных пунктах, распределение по наличию работы
|
Работают |
Не работают |
Индекс цифровой грамотности |
67 |
44 |
Информационная грамотность |
71 |
55 |
Компьютерная грамотность |
64 |
36 |
Медиаграмотность |
74 |
54 |
Коммуникативная грамотность |
67 |
43 |
Отношение к технологическим инновациям |
59 |
35 |
Индекс цифровой грамотности (2018), в процентных пунктах, распределение по полу
|
Мужчины |
Женщины |
Индекс цифровой грамотности |
62 |
58 |
Информационная грамотность |
65 |
66 |
Компьютерная грамотность |
58 |
52 |
Медиаграмотность |
70 |
65 |
Коммуникативная грамотность |
61 |
58 |
Отношение к технологическим инновациям |
56 |
46 |
Источник: НАФИ
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.