|
За последние 4 года россияне стали чаще пользоваться кредитными картами. Доля россиян, имеющих банковские вклады, за этот период сократилась более чем в 2 раза. Приложения для мобильного банкинга у россиян популярнее, чем интернет-банкинг. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в ноябре 2018 года1.
Абсолютное большинство россиян (87%) пользуются различными видами финансовых услуг. Чаще всего это банковские карты для получения зарплаты, пенсии или стипендии (62%). Каждый пятый (23%) использует дебетовую (не зарплатную) карту, полученную при открытии счета в банке.
16% россиян пользуются кредитными картами, причем более половины тех, у кого есть «кредитки», оформили их «на всякий случай» после предложения банков2. На протяжении последних 4 лет прослеживается тренд: россияне стали чаще пользоваться кредитными картами (рост на 7 п.п.). Ипотечный кредит есть у 5% россиян, автокредит – у 3%.
Россияне пользуются сберегательными продуктами реже. Так, примерно равные доли опрошенных сейчас имеют в банках срочные вклады (8%) и текущие – не зарплатные – счета (7%). При этом число россиян, имеющих вклады, с 2014 года сократилось более чем в два раза (на 10 п.п.).
Страховыми услугами пользуются 6% россиян. По итогам обзора страхового рынка НАФИ за 2017 год, драйверы роста практически отсутствуют, а отрицательную динамику показывают все виды добровольного страхования3.
Денежные переводы за последние три месяца совершали 12% россиян. По данным предыдущих исследований НАФИ, россияне совершают денежные переводы в основном в страны дальнего зарубежья. Часто переводы отправляются родственникам, а также для оплаты товаров или услуг4.
Приложениями мобильного банка пользуется каждый третий (34%) – это в два раза больше числа пользователей интернет-банкинга (17%). Мобильный банкинг наиболее востребован среди людей в возрасте до 44 лет (им пользуются 41-45%), а также среди жителей российских столиц (42%). С интернет банкингом ситуация похожая – им чаще пользуются люди до 44 лет (20-26%).
Юрий Войнилов, руководитель направления финансовых исследований Аналитического центра НАФИ:
«На растущую популярность мобильного банкинга влияют несколько факторов. Во-первых, как и в случае с интернет-банком, через мобильное приложение можно быстро выполнять несложные операции: проверку баланса, перевод с карты на карту, пополнее счета телефона. Интерфейсы становятся более удобными и с мобильного телефона эти операции выполнять становится все проще. Во-вторых, на эту тенденцию влияет дигитализация общества: увеличивается число смартфонов, растет цифровая грамотность – люди обучаются пользоваться приложениями, все больше доверяют технологиям в финансовых вопросах. Сами клиенты уже не воспринимают мобильное приложение как преимущество банка, а по умолчанию считают его наличие необходимостью».
«Какими финансовыми услугами лично Вы пользуетесь в настоящее время?», % от всех опрошенных
|
2018 |
Пластиковая карта для получения пенсии, зарплаты, стипендии и т.п. |
62 |
Мобильный банк (доступ и управление счетами через приложение на смартфоне) |
34 |
Пластиковая карта (дебетовая), полученная при открытии счета в банке |
23 |
Интернет-банк (доступ и управление счетами через Интернет) |
17 |
Кредитная карта (по которой можно взять деньги в долг у банка) |
16 |
Денежные переводы (за последние три месяца) |
12 |
Срочный вклад (вклад на определенный срок, под процент) |
8 |
Текущий счёт, вклад «до востребования» |
7 |
Страхование (за исключением обязательного медицинского страхования) |
6 |
Ипотечный кредит (кредит на покупку недвижимости) |
5 |
Автокредит (кредит на покупку автомобиля) |
3 |
Услуги негосударственных пенсионных фондов |
3 |
Банковские ячейки |
1 |
Не пользуюсь финансовыми услугами |
12 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
«Какими финансовыми услугами лично Вы пользуетесь в настоящее время?», % от всех опрошенных
|
Сентябрь 2014 |
Февраль 2015 |
Июль 2017 |
Ноябрь 2018 |
Ипотечный кредит |
4 |
5 |
6 |
5 |
Автокредит |
4 |
5 |
5 |
3 |
Пластиковая карта для получения пенсии, зарплаты, стипендии и т.п. |
57 |
53 |
57 |
62 |
Пластиковая карта (дебетовая) |
14 |
30 |
21 |
23 |
Кредитная карта |
9 |
17 |
19 |
16 |
Срочный вклад |
18 |
8 |
7 |
8 |
Текущий счёт, вклад «до востребования» |
10 |
15 |
7 |
7 |
Денежные переводы |
16 |
22 |
10 |
12 |
Банковские ячейки |
1 |
1 |
1 |
1 |
Интернет-банкинг |
14 |
22 |
15 |
17 |
Другое |
1 |
2 |
0 |
0 |
Не пользуюсь финансовыми услугами |
22 |
21 |
18 |
12 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
2 |
2 |
1 |
«Какими финансовыми услугами лично Вы пользуетесь в настоящее время?», % от всех опрошенных, распределение по типам населенных пунктов
|
Москва и Санкт-Петербург |
Город 950 тыс. чел. и более |
Город 500 000 - 949,9 тыс. чел. |
Город 100 000 - 500 000 чел. |
Город 50 000 - 100 000 чел. |
Город до 49,9 тыс. и ПГТ |
Село |
Пластиковая карта для получения пенсии, зарплаты, стипендии и т.п. |
68 |
59 |
64 |
65 |
63 |
60 |
59 |
Пластиковая карта (дебетовая) |
43 |
29 |
20 |
21 |
18 |
13 |
22 |
Мобильный банк |
42 |
24 |
21 |
37 |
49 |
30 |
34 |
Интернет-банк |
18 |
16 |
9 |
19 |
22 |
15 |
18 |
Срочный вклад |
14 |
7 |
8 |
10 |
8 |
6 |
6 |
Кредитная карта |
13 |
13 |
15 |
20 |
21 |
15 |
15 |
Денежные переводы |
9 |
8 |
9 |
16 |
18 |
12 |
13 |
Страхование |
7 |
5 |
4 |
6 |
4 |
7 |
6 |
Текущий счёт, вклад «до востребования» |
5 |
7 |
10 |
12 |
4 |
7 |
5 |
Ипотечный кредит |
3 |
3 |
7 |
3 |
3 |
6 |
7 |
Автокредит |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
Услуги негосударственных пенсионных фондов |
1 |
5 |
3 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Банковские ячейки |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
Инвестиционные услуги |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Другое |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Не пользуюсь финансовыми услугами |
3 |
10 |
14 |
13 |
19 |
15 |
12 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
«Какими финансовыми услугами лично Вы пользуетесь в настоящее время?», % от всех опрошенных, распределение по типам населенных пунктов
|
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-54 |
55 + |
Пластиковая карта для получения пенсии, зарплаты, стипендии и т.п. |
55 |
59 |
61 |
64 |
65 |
Мобильный банк |
41 |
45 |
42 |
36 |
17 |
Пластиковая карта (дебетовая) |
21 |
31 |
29 |
22 |
15 |
Интернет-банк |
20 |
21 |
26 |
16 |
8 |
Кредитная карта |
6 |
19 |
21 |
23 |
10 |
Денежные переводы |
11 |
13 |
16 |
13 |
10 |
Ипотечный кредит |
4 |
8 |
6 |
5 |
2 |
Текущий счёт, вклад «до востребования» |
5 |
7 |
9 |
5 |
9 |
Срочный вклад |
2 |
6 |
10 |
7 |
11 |
Страхование |
7 |
5 |
8 |
6 |
4 |
Услуги негосударственных пенсионных фондов |
2 |
4 |
3 |
4 |
1 |
Автокредит |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Банковские ячейки |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Инвестиционные услуги |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Другое |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Не пользуюсь финансовыми услугами |
21 |
9 |
8 |
11 |
15 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
«А какими из перечисленных финансовых услуг Вы планируете начать пользоваться в ближайшие полгода?», % от всех опрошенных
|
Июль 2017 |
Ноябрь 2018 |
Ипотечный кредит (кредит на покупку недвижимости) |
4 |
4 |
Автокредит |
3 |
4 |
Пластиковая карта для получения пенсии, зарплаты, стипендии и т.п. |
2 |
3 |
Пластиковая карта (дебетовая) |
2 |
4 |
Кредитная карта |
2 |
3 |
Срочный вклад |
2 |
3 |
Текущий счёт, вклад «до востребования» |
2 |
3 |
Инвестиционные услуги |
1 |
1 |
Страхование |
2 |
1 |
Услуги негосударственных пенсионных фондов |
1 |
1 |
Денежные переводы |
2 |
2 |
Банковские ячейки |
0 |
1 |
Интернет-банкинг |
2 |
2 |
Другое |
4 |
6 |
Никакими |
27 |
26 |
Затрудняюсь ответить |
51 |
41 |
Источник: НАФИ
1 Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в ноябре 2018 г. Опрошено 1600 человек
в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
2 «Россияне оформляют кредитные карты на “всякий случай”».
3 «Страховой рынок в 2017 году: обзор статистики Аналитического центра НАФИ».
4 «Кто и как отправляет денежные переводы из России: социологический портрет отправителей денежных переводов».
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.