Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

25.04.2024, четверг, 09:54

По данным НАФИ, 61% россиян свойственны стихийные, незапланированные расходы

10 декабря 2016 755
По данным НАФИ, 61% россиян свойственны стихийные, незапланированные расходы

Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в октябре 2016 г.[1]

61% россиян с той или иной частотой совершают необдуманные покупки, даже в ситуации дефицита личного бюджета. Постоянно это делают 2% опрошенных, время от времени – 18%, и еще 41% – редко. Такое поведение не свойственно 39% наших сограждан. В то же время, чаще всего спонтанные покупки совершаются молодыми людьми 18-24 лет (75% против 65% в группе 25 -59 лет), а реже всего – пенсионерами (40%). Мужчины и женщины в одинаковой мере склонны к таким расходам (59% мужчин и 62% женщин).

В ситуации, когда человек не может позволить себе необдуманные траты, 63% россиян покупают то, что не является для них необходимым: постоянно так поступают 2% опрошенных, время от времени – 18%, и редко – 43% участников опроса. Никогда не делают подобные покупки 37% россиян.

Гузелия Имаева, Генеральный директор Аналитического центра НАФИ«В условиях стремительного развития потребительских рынков и активной рекламы товаров и услуг человеку приходится сталкиваться с огромным количеством «триггеров», которые стимулируют к эмоциональным покупкам. Проблема заключается в том, что зачастую это происходит в ущерб неотложным расходам, а также возможным сбережениям.

Международные исследования показывают, что в кризисные времена число спонтанных покупок увеличивается – люди бессознательно доказывают себе и окружающим независимость от обстоятельств, утверждаются в собственной финансовой стабильности, чтобы сохранить внутренний «психологический» баланс.

Здесь мы опять возвращаемся к теме финансово грамотного поведения, предполагающего планирование своих расходов и ведение бюджета. По результатам наших исследований финансовая дисциплина свойственна примерно пятой части россиян. Из года в год наблюдается положительная динамика, но в большинстве случаев спонтанное принятие финансовых и потребительских решений продолжает преобладать».

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы лично покупаете то, что не является для Вас необходимым, а потом оказывается, что денег не хватает на еду или другие неотложные регулярные траты?», % от всех опрошенных

 

Все опрошенные

18-24 лет

25-34 лет

35-44 лет

45-59 лет

60-79 лет

Постоянно

2

4

3

2

2

0

Время от времени

18

27

22

16

18

8

Редко

41

44

40

47

44

32

Никогда

39

25

35

35

36

60

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «А как часто Вы лично тратите деньги на то, что не является для Вас необходимым, даже если Вы знаете, что не можете себе этого позволить?», % от всех опрошенных

 

Все опрошенные

Постоянно

2

Время от времени

18

Редко

43

Никогда

37

[1] Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в октябре 2016 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Источник: НАФИ http://nacfin.ru/stixijnye-pokupki-finansovaya-bezgramotnost-ili-illyuziya-ekonomicheskoj-svobody/


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.