Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

29.03.2024, пятница, 01:00

За первое полугодие в НАПКА поступило 1,7 тыс. обращений граждан

05 сентября 2016 657
За первое полугодие в НАПКА поступило 1,7 тыс. обращений граждан

За первое полугодие 2016 года через сайт НАПКА поступило 1,7 тыс. обращений (для сравнения за аналогичный период 2015 – около 1 тыс.), еще около 350 – за июль и около 280 – за август. Таким образом, с начала года Ассоциацией обработано около 2,3 тыс. обращений, связанных с деятельностью рынка взыскания.

Объем обращений продолжает расти. Если в 2014 году НАПКА получено около 1,5 тыс. обращений, в 2015 – около 3 тыс., по итогам 2016 этот показатель может приблизиться к 4 тыс.

Как и в прошлом году, около 70% из поступивших обращений связано с работой компаний, входящих в НАПКА. На сайте Ассоциации указано, что обращение в НАПКА не всегда может помочь в ситуации с агентствами, не входящими в Ассоциацию, а также с банками или МФО. НАПКА – негосударственная организация, у которой нет прямых рычагов воздействия на сторонние компании, хотя с несколькими кредитными организациями и агентствами есть договоренности об обработке жалоб. Поэтому, в НАПКА жалуются в первую очередь на компании, входящие в Ассоциацию. Тем не менее, около 30% поступающих обращений и жалоб – на сторонние агентства, банки и МФО.

Динамика обращений меняется по сравнению с прошлым годом.

Если сравнивать итоги 2015 года http://napca.ru/press-tsentr/news/328/ и результаты первого полугодия 2016, вдвое снизилась доля обращений категории «hard» (некорректное общение, назойливые звонки) - с 31% до 15%. Большая часть этих жалоб по-прежнему относятся к компаниям, не входящим в НАПКА. Тем не менее, в Ассоциации ведется свой внутренний рейтинг «антилидеров» среди агентств НАПКА именно по hard-жалобам, им уделяется особое внимание. По сути, именно они и являются настоящими жалобами на коллекторов, все остальное – обращения, зачастую носящие технических характер.

Как отметил председатель Контрольного комитета НАПКА Дмитрий Теплицкий, снижение доли этих жалоб объясняется и активизацией проверок полиции и прокуратуры, и действиями НАПКА. Ассоциация написала несколько обращений в прокуратуры разных уровней на сторонние компании, которые были лидерами по hard-жалобам, и по ним были приняты меры. По словам Дмитрия Теплицкого, агентства НАПКА также стали работать аккуратнее. «Весной был принят новый Этический кодекс Ассоциации с более жесткими требованиями, приостановлено членство в НАПКА одного из лидеров hard-рейтинга. Кроме того, агентства уже начали готовиться к вступлению в силу закона 230-ФЗ, по которому за одно грубое нарушение или два обычных нарушения можно быть исключенным из реестра профессиональных взыскателей. Т.е. грубые действия одного нерадивого сотрудника могут сильно подставить компанию. Поэтому идет чистка рядов, усиливаются системы контроля», - рассказал он.

В противовес hard-жалобам в первом полугодии выросла (с 22% до 29%) доля обращений жалоб на «незаконное взыскание». Это обращения, в которых граждане просят разъяснить правовые основы работы коллекторов или из-за незнания законодательства жалуются на сам факт существования коллекторских агентств, на якобы незаконную передачу персональных данных вторичному кредитору. Почему я должен платить долг коллектору, а не банку, где брал кредит? – типичный вопрос в таких обращениях. Многих граждан запутало бурное обсуждение закона о коллекторах, которое происходило в начале года – в СМИ часто появлялась информация, что коллекторов вот-вот запретят, что многие авторитетные «эксперты» считают их деятельность незаконной. Сейчас у таких обращений новая тема. Некоторые потребители уверены, что новый закон 230-ФЗ уже полностью вступил в силу, так что количество звонков уже ограничено, хотя статьи закона, касающиеся взаимодействия взыскателя и должника вступят в силу не раньше 1 января 2017 года. Скорее всего, с вступлением в силу нового закона, который деятельность коллекторов окончательно зарегламентировал, доля этих обращений сильно снизится.

Доля обращений в категории «я не тот, кто вам нужен», связанных со звонками взыскателей по ошибочным контактным данным, в последние годы продолжает снижаться. К этой категории относятся просьбы людей, не имеющих никакого отношения к должнику (сами не брали кредит, не были поручителем, должника не знают), исключить их телефон из баз коллекторских агентств. Всплески таких обращений зачастую четко связаны с поступлением в работу крупного агентства какого-нибудь старого долгового портфеля – много устаревших контактных данных. Если в 2014 году доля таких обращений была выше 60%, по итогам 2015 – выше 40%, то в первом полугодии 2016 – около 34%. Возможно, это связано с улучшением скоринга заемщиков при выдаче кредитов. Тем не менее, эта проблема остается одной из самых острых, и депутаты при работе над новым законом о взыскателях ее проигнорировали – кредиторы и коллекторы должны иметь возможность официально подтверждать актуальность контактных данных должников. Это нужно делать в течение всего срока оплаты по кредитным обязательствам, чтобы, в случае просрочки платежей не беспокоить посторонних людей и не заставлять их доказывать свою непричастность к долгу.

Выросла доля жалоб на звонки третьим лицам – родственникам и работодателям – с 2% до 12%. Небольшие доли из общей массы обращений так же занимают сообщения должников о том, что долг уже погашен (около 3%). Часто это связано с тем, что должник продолжает платить банку, а долг уже продан коллекторскому агентству, и деньги «зависают» на транзитном счете. Либо должник полностью погасил задолженность перед банком, который в свою очередь не успел актуализировать информацию, находящуюся у коллекторского агентства. Около 4% составляют сообщения о том, что должник не в состоянии оплатить задолженность и просит о реструктуризации.

С начала этого года  в форме для жалоб http://napca.ru/napravit-zhalobu/ появилась возможность  прикрепить к обращениям  файлы с записями разговоров, скрины смс-сообщений и другие документы.  «Мы очень просим заемщиков это делать, особенно в случае «тяжелых» жалоб  на некорректное общение и угрозы. Так гораздо быстрее можно разобраться, идет ли речь об обычном недоразумении (например, граждане часто называют «угрозами» информирование заемщика о правовых последствиях невыплаты долга – начисление штрафов, передача дела в суд) или со стороны взыскателя действительно имеет место криминал – угрозы жизни и здоровью, нецензурная речь, введение должника в заблуждение и т.д.», - отмечает председатель Контрольного комитета Дмитрий Теплицкий.

Распределение обращений в НАПКА по тематике, январь-июнь 2016

распределение тематики жалоб.jpg

 

Источник: НАПКА http://napca.ru/press-tsentr/news/421/


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.