Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

29.04.2024, понедельник, 13:59

Каждый десятый россиянин сталкивался с продавцами-мошенниками в интернете

29 марта 2021 450
Каждый десятый россиянин сталкивался с продавцами-мошенниками в интернете

За последний год каждый десятый россиянин – 11% – сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников, а 4% смогли вернуть свои деньги. Среди представителей старшего поколения доля тех, кто сталкивался с мошенниками, ниже. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ[1

Мошенничество в сфере онлайн-торговли может принимать различные формы: от простого обмана с недоставкой товара или неоплатой покупки до фишинга[2], скама[3] и других приемов социальной инженерии. Мошенники могут выдавать себя за продавцов или покупателей на известных онлайн-площадках. Также мошенниками создаются сайты-подделки, маскирующиеся под известные веб-ресурсы.

С каждым годом мошеннические схемы эволюционируют, появляются новые угрозы. Только 11% россиян отмечают, что покупатель сам должен проявлять внимательность и надеяться в первую очередь на свои силы во взаимодействии с недобросовестными продавцами. Такое мнение более популярно среди женщин (13% против 9% среди мужчин).

При этом, по мнению большинства россиян (61%), бороться с недобросовестными интернет-продавцами должны правоохранительные органы. Люди старшего возраста придерживались такого мнения чаще других.

Возлагают ответственность на торговые площадки и интернет-провайдеры намного реже: 13% и 12% опрошенных соответственно считают, что провайдерам и маркетплейсам отводится ведущая роль в противостоянии мошенникам, причем среди молодежи доля сторонников этой позиции выше.

«Может показаться, что бороться со схемами интернет-мошенничества можно только на уровне правоохранительных органов. Действительно, с системой мошенничества в первую очередь может и должно бороться государство. Однако нельзя следовать логике патернализма и перекладывать ответственность там, где от действий конкретного человека серьезно зависит его собственная безопасность, – отмечает Лейсан Баймуратова, и.о. директора направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ. – Важно повышать уровень цифровой грамотности людей – в том числе для того, чтобы пользователи могли обезопасить себя от интернет-мошенников».

По данным НАФИ за второе полугодие 2020 года в полтора раза (с 31% до 45%) увеличилась доля держателей банковских карт, которые сталкивались с мошенничеством[4]. Этот рост может объясняться тенденцией массового перехода клиентов на дистанционное обслуживание в финансовых учреждениях.

 

Таблица 1. «В интернете встречаются продавцы-мошенники, которые, получив деньги за товар, ничего не отправляют покупателю или отправляют совсем другой товар. Вы лично сталкивались с такими ситуациями в течение последнего года?», в % от всех опрошенных

 

% от всех опрошенных

Да, сталкивался и потерял при этом деньги

7

Да, сталкивался, но деньги удалось вернуть

4

Нет, не сталкивался

89

 

Таблица 2. «В интернете встречаются продавцы-мошенники, которые, получив деньги за товар, ничего не отправляют покупателю или отправляют совсем другой товар. Вы лично сталкивались с такими ситуациями в течение последнего года?», в % от всех опрошенных, распределение по возрасту

 

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да, сталкивался и потерял при этом деньги

7

8

7

9

6

Да, сталкивался, но деньги удалось вернуть

4

6

3

3

2

Нет, не сталкивался

89

86

90

88

92

 

Таблица 3. «Как Вы считаете, кто в первую очередь должен бороться с продавцами-мошенниками в интернете?», в % от всех опрошенных

 

% от всех опрошенных

Правоохранительные органы

61

Интернет-провайдеры

13

Владельцы торговых площадок

12

Никто, это бесполезно, покупатель должен быть внимательнее

11

Другое

3

 

Таблица 4. «Как Вы считаете, кто в первую очередь должен бороться с продавцами-мошенниками в интернете?», в % от всех опрошенных, распределение по полу

 

Мужчины

Женщины

Правоохранительные органы

63

59

Интернет-провайдеры

10

15

Владельцы торговых площадок

14

10

Никто, это бесполезно, покупатель должен быть внимательнее

9

13

Другое

4

3

 

Таблица 5. «Как Вы считаете, кто в первую очередь должен бороться с продавцами-мошенниками в интернете?», в % от всех опрошенных, распределение по возрасту

 

18-24
года

25-34 года

35-44
года

45-59
лет

60 лет и старше

Правоохранительные органы

56

55

55

62

68

Интернет-провайдеры

11

17

16

11

10

Владельцы торговых площадок

20

17

14

9

5

Никто, это бесполезно, покупатель должен быть внимательнее

11

9

10

13

12

Другое

2

2

5

5

5

 

Источник: НАФИ https://nafi.ru/analytics/kazhdyy-desyatyy-rossiyanin-stalkivalsya-s-prodavtsami-moshennikami-v-internete/.

 

[1] Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в январе 2021 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.

[2] Чаще всего фишинг – это массовые рассылки писем и уведомлений от имени известных брендов, банков, платежных систем, почтовых сервисов, социальных сетей. Такие письма, как правило, содержат логотип, сообщение и прямую ссылку на сайт, внешне неотличимый от настоящего. По ссылке требуется перейти на сайт «сервиса» и под различными предлогами ввести конфиденциальные данные в соответствующие формы. В результате мошенники получают доступ к аккаунтам и банковским счетам пользователей.

[3] Скам - мошеннические рассылки, обещающие пользователям крупное денежное поступление.

[4] Пресс-релиз «В 2020 году держатели банковских карт в полтора раза чаще сталкивались с мошенниками», 20.01.2021, https://nafi.ru/analytics/v-2020-godu-derzhateli-bankovskikh-kart-v-poltora-raza-chashche-stalkivalis-s-moshennikami/


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.