Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

19.03.2024, вторник, 05:46

Банки и микрофинансирование

Несмотря на то, что изначально под микрофинансированием понималось собственно микрокредитование, на текущий момент данный термин включает в себя кредитование, сбережение, страхование, лизинг, денежные переводы и платежи.

Перед микрофинансовыми организациями стоит задача сделать экономически обоснованным предоставление финансовых услуг малообеспеченной части населения и малому бизнесу – той части граждан, которая не имеет доступа к традиционным банковским финансовым услугам. Именно благодаря микрофинансовым организациям сегодня во всем мире заметно снижается дефицит финансовых предложений этим слоям населения и бизнеса.

Для сельского населения России, которое составляет около трети всей численности граждан страны, микрофинансирование может оказаться очень востребованным ввиду отсутствия “на земле“ полноценной финансовой структуры и низкого уровня доступа к традиционными банковским услугам.

Уверенные позиции в сельской местности занимают два банка — Сбер и Россельхозбанк. Однако, потребность в кредитных ресурсах здесь возникает не только при открытии нового бизнеса, но в секторе потребительских услуг.

За годы, предшествующие пандемии, портфель микрозаймов ежегодно приростал на десятки миллиардов рублей, что, учитывая символический рост банковского розничного кредитования, для микрофинансового сектора было очень показательным. Причина такого бурного роста объяснялась в том числе и следующим: в клиентском сегменте МФО стали активно работать и банки.

Так, «ОТП финанс», «дочка» «ОТП банка», в 2016 году стала лидером рынка по размеру портфеля и выдаче займов. Вторая по объему выдач компания, но уже небанковская МФО, отстала по этому показателю от «ОТП финанс» почти в 2,5 раза.

Будь «ОТП финанс» обычной МФО, такие результаты стали бы по-настоящему прорывными: компания недавно вышла на рынок и смогла оставить далеко позади тех, кто до этого развивал аналогичный бизнес уже почти 10 лет. Но ее связь с одним из крупнейших розничных банков поставила все на свои места. Сильный бренд для привлечения клиентов с одной стороны и более дешевое фондирование с другой позволили компании показать результаты, недостижимые для других игроков микрофинансового рынка.

Схема в такой связке проста: клиент обращается за банковским кредитом и, если не проходит банковский скоринг, получает предложение оформить договор с дочерней МФО. В результате выигрывают все: клиент получает доступ к заемным средствам, а банк не жертвует капиталом, выдавая более рискованный, а значит, и более дорогой кредитный продукт. Ведь регулятор обязывает кредитные организации при расчете достаточности капитала применять повышенные коэффициенты риска – они зависят от уровня ПСК (полной стоимости кредита).

То есть, кредитовать по ставке, на треть превышающей среднерыночную ПСК, банки не могут в принципе, а если делать это через МФО, то – вполне.

Желание банков выдавать займы через собственные МФО – это не единственная конкурентная угроза, которую они представляют для микрофинансового рынка. Банки не скрывают, что их целью стали клиенты, уже обращавшиеся за микрозаймами. При этом, в намерениях банков выдавать им небольшие суммы – от 5000 до 15 000 руб. – на 2-3 месяца. То есть, по сути занимать микрофинансовую нишу.

Кредитные организации понять можно: хороших клиентов на рынке не так много, и мотивировать их получать кредиты становится все сложнее. А те, кого они считают не столь надежными по банковским стандартам, легко получат средства в дочернем МФО.

Исследования, проводимые ранее Объединенным кредитным бюро (ОКБ), говорят, что россияне стали в полтора раза чаще обращаться сразу в МФО, без предварительного обращения в банки. То есть в какой-то момент многие поняли, что можно обойтись и без банков. При этом, зачастую клиенты банков и МФО – это одни и те же люди. То есть, банки уже кредитовали клиентов МФО – и было бы странным на их месте не продолжать делать это снова и снова.

Все это делает микрофинансовый бизнес еще сложнее. Продолжат ли банки оказывать финансовые услуги клиентам МФО? Несомненнно. Клиент тут один – человек, которому нужны заемные средства и который способен их вернуть. Остальное – сумма, ставка, способ выдачи – дело техники. И сложнее всего в этой конкуренции будет МФО, не способным выстроить процесс выдачи займов лучше, чем в банках. Скорость и простота – вот ключевые преимущества МФО. Никто не будет ждать больше одного дня деньги от МФО, когда за это же время их можно получить в банке.

По мнению экспертов из Национального бюро кредитных историй (НБКИ), начиная с 2019 года у микрофинансовых организаций наблюдается меньший рост темпов потребительского кредитования, нежели в банковских организациях.

Наблюдения НБКИ показали, что часть заемщиков стала предпочитать получать финансовые услуги в банковских организациях.

Тем самым, можно констатировать, что микрофинансовые организации вырастили целое поколение новых заемщиков для банков, реализовав важнейшую социальную функцию по формированию и исправлению кредитной истории у населения РФ.

При этом, даже в условиях ужесточения регуляторной нагрузки микрофинансовые организации остаются привлекательным сегментом для потенциальных инвесторов, тем боле, что в последнее время банковские организации показывают тренд на значительное снижение ставок по депозитам. 

Ввиду снижения привлекательности в доходности по депозитам, инвесторы стали проявлять активный интерес к альтернативным инвестиционно-привлекательным инструментам. Вложения в микрофинансовые организации стали одной из таких альтернатив и, по своей сути, очень близкими к привычным депозитным банковским продуктам. Даже несмотря на отсутствие гарантий со стороны государства по привлеченным инвестициям на микрофинансовый рынок, физические и юридические лица стабильно реализуют свой интерес к подобного рода продуктам.

Изменение имиджа рынка

Микрофинансовые организации России на заре становления микрофинансовой отрасли создали себе весьма негативный образ. Причиной тому послужила часть работавших в то время на рынке недобросовестных организаций. Взаимодействие с заемщиками не всегда отвечало профессиональным нормам.

Со временем в СМИ стали появляться статьи, объективно раскрывающие роль микрофинансовых организаций для обеспечения доступности кредитных ресурсов для малообеспеченных слоев населения и предприятий малого и среднего бизнеса.

Кроме того, регулятор ужесточил требования к ведению деятельности микрофинансовых организаций, и рынок покинули «серые» и нежизнеспособные компании, меняя тем самым «лицо» рынка в целом. Уровень предоставляемых услуг стал значительно выше.

Появились случаи замещения банковских учреждений микрофинансовыми организациями, например, в малонаселенных пунктах, где банку нерентабельно содержать офис. С развитием интернет-технологий появилась конкуренция между банками и МФО.

Банки стали активно открывать в составе своих групп микрофинансовые организации, доля портфеля которых на текущий момент составляет уже более 25% от общего объема портфеля МФО.

Стали прослеживаться и симметричные, ответные тенденции как результат стремления МФО быть более мобильными и технологичными.

Так, большинство МФО стали предлагать своим клиентам услуги, которые ранее предоставлялись исключительно кредитными организациями. Одним из таких примеров борьбы за клиента является сегмент карточных продуктов.

Согласно мнению экспертов, сегмент карточных продуктов в ближайшие 10 лет ждут глобальные перемены по причине бурного развития бесконтактных платежей, электронных денег и смартфонов, которые постепенно вытеснят пластиковые карты. На их место придут мобильные приложения, в котором есть место и для небанковских организаций. Ввиду появления новых технологий на рынок вышли игроки, которые смогли максимально быстро использовать технический прогресс.

Банковский сектор активно осваивает рынок потребительских займов. Все больше граждан, которые приходят в банки за кредитами, выходят из кредитных учреждений с займами от дочек-МФО. Сами банки ожидаемо заявляют, что их микрофинансовые "дочки" способны значительно обелить рынок МФО и защитить потребителя, благодаря высоким стандартам банковского обслуживания, распространяемым в том числе и на эту сферу.

Сейчас собственные МФО есть у девяти крупных банков. Займы предоставляются в основном в POS-сегменте (выдача средств на покупку конкретных товаров, заем оформляется прямо в магазине). Также банковские МФО работают с сегментом МСП и становятся запасным аэродромом для тех заемщиков, которые пришли в банк за кредитом, но получили отказ.

Таким образом, банковские "дочки" довольно уверенно чувствуют себя в сегменте МФО. Сейчас рынок микрофинансов трансформируется, вступили в силу новые требования законодательства, которые ограничивают максимальную процентную ставку до одного процента в день и предельную сумму долга. Часть МФО ушли с рынка. Тем не менее, банки, которые осуществляют свою деятльность при более жестком регулировани, оценивают сферу МФО как более свободную даже после всех этих нововведений.

Кроме того, у банков есть одно конкурентное преимущество: созданные "дочки" пользуются всей инфраструктурой кредитной организации: сайтами, базами клиентов, офисами, благодаря чему дочерние МФО могут экономить на операционных расходах.

При этом традиционный микрофинансовый продукт «Займы до зарплаты» (PDL) банковский сектор не развивает в связи с тем, что он достаточно низкорентабельный и высокорискованный, а значит транзакционные издержки банка будут выше той прибыли, которую он мог бы получить от данного сегмента.

В целом, представители крупных МФО готовы к взаимовыгодному сотрудничеству с банками. Одно из направленией сотрудничества - вхождение банков в капитал МФО.

Итоги 2019 года на рынке МФО и прогноз на 2020-й: период трансформации

Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.