Подписаться на новости

Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

15.08.2020, суббота, 17:42

НАФИ: Более половины россиян с низким доходом готовы заключить социальный контракт с государством

28 июля 2020 221
НАФИ: Более половины россиян с низким доходом готовы заключить социальный контракт с государством

53% россиян с низким уровнем дохода готовы заключить социальный контракт с государством. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного при поддержке Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ при Совете Федерации1.

Социальный контракт – это договор между гражданином и органом соцзащиты, содержащий взаимные обязательства по предоставлению помощи в виде денежных выплат или услуг. Цель такой формы господдержки – мотивировать человека изменить свою жизнь, помочь ему реализовать свой экономический потенциал, стать финансово независимым. Гражданин, который принимает помощь, одновременно подтверждает готовность выполнять определенные обязательства: пройти переобучение, трудоустроиться, развивать собственное дело. Сейчас проект по предоставлению господдержки в форме социального контракта реализуется в 21 пилотном регионе, но с 2021 года планируется его запуск во всех регионах страны. Социальный контракт направлен на реализацию национальной цели социально-экономического развития по снижению уровня бедности в два раза.

Более четверти (26%) опрошенных осведомлены о социальном контракте. 74% впервые услышали об этой мере господдержки во время опроса.

Готовность принять государственную помощь в виде социального контракта и эффективность в ее использовании зависит от личных установок человека. 57% опрошенных считают, что жизненный успех и финансовое благополучие в большой степени зависят от личных усилий человека. 38% респондентов полагают, что жизненная ситуация, включая финансовое положение человека, в большей мере являются результатом внешних обстоятельств.

Более половины (53%) опрошенных заявили о том, что готовы заключить социальный контракт с государством. Наибольшую готовность выразили люди экономически активного, трудоспособного возраста 35-44 лет (67% против 53% в среднем по опрошенным) и родители, воспитывающие двух и более несовершеннолетних детей (61%).

Наиболее востребованными видами поддержки, которые граждане ждут от государства, являются содействие в трудоустройстве (озвучили 83% опрошенных), помощь в получении образования и повышении квалификации (81%) и помощь в развитии личного подсобного хозяйства (77%). Последняя наиболее актуальна для многодетных семей. Не все респонденты готовы брать на себя предпринимательские риски: меньшей популярностью среди опрошенных пользуется такой вид государственной поддержки, как помощь с началом собственного дела (59%).

Галина Карелова, Заместитель Председателя Совета Федерации:

«За время применения социальный контракт доказал свою эффективность. Так, только в 2019 году на 17% увеличилось число многодетных семей, которым удалось преодолеть трудную жизненную ситуацию с его помощью. В то же время мы видим, что далеко не все семьи знают о возможностях социального контракта. Необходимо повышать информированность граждан и усилить работу в этом направлении. Более того, результаты проведенного Советом Федерации мониторинга наглядно показали, что в регионах наработан успешный опыт реализации соцконтракта, внедряются во многом инновационные решения, которые также будут представлены на четвертом Форуме социальных инноваций регионов».

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

«Для того, чтобы социальный контракт эффективно функционировал, необходимы две составляющие: информированность целевой аудитории о социальном контракте и ее готовность принять помощь от государства в подобной форме. Эти две составляющие стали основными показателями исследования НАФИ, проведенного в семи пилотных регионах Проекта.

Социальный контракт – это инструмент государственной поддержки: ответственность за то, как он будет применяться и приведет ли к желаемой цели – выходу из бедности – во многом зависит от самого человека, получающего такую поддержку, от его устремлений, мотивации, активности. И под готовностью принимать помощь в виде соцконтракта мы понимаем, в том числе, настрой человека на то, что он будет предпринимать активные действия, чтобы справиться с трудностями в жизни: пройдет переобучение, будет развивать личное подсобное хозяйство или начнет собственное дело. С другой стороны, если человек долгое время находился в сложной жизненной ситуации, нельзя ожидать от него, что в какой-то момент он самостоятельно начнет действовать эффективно. Нужно помогать ему на всех этапах – обучения, в том числе способам планирования бюджета, составления личной финансовой стратегии, бизнес-плана в том случае, если он хочет стать, например, предпринимателем. Нельзя недооценивать важность так называемого менторства, наставничества, когда человеку помогают приобретать новый опыт и реализовать полученные знания на практике.

В ходе исследования мы проследили интересную закономерность: люди, которые находятся в крайне сложной финансовой ситуации (по их собственным оценкам “едва сводят концы с концами” и с трудом находят средства даже на покупку продуктов питания), в меньшей степени готовы получать государственную поддержку в виде социального контракта. Конечно, им нужно помочь справиться с обстоятельствами, но сами их установки этому препятствуют. Среди опрошенных, которые тоже находятся в тяжелом положении, но не настолько критическом (им хватает средств на продукты питания, но покупка всего остального, например, одежды, затруднительна), готовность получать господдержку в подобной форме очень высокая. Практически две трети (65%) говорят о своем желании участвовать в таких госпрограммах. Этот момент нужно учитывать в дальнейшем при масштабировании проекта.

Вторая важная составляющая – это информирование. Сейчас даже не все сотрудники органов государственной власти хорошо осведомлены о том, что такое социальный контракт. Тем более о нем зачастую не знают сами нуждающиеся. Поэтому, особенно в свете ожидаемого запуска проекта на территории всей России, необходимо реализовать соответствующую по масштабам информационную кампанию, такую, чтобы в регионах не осталось ни одного человека, находящегося за чертой бедности, который бы не знал об этой мере господдержки».

Таблица 1. «В отдельных регионах России принята такая мера социальной поддержки малоимущих семей, как социальный контракт. Знаете ли Вы об этом?», в % от всех опрошенных

 

%

Знаю

26

Слышу сейчас впервые

74

Таблица 2. «Одни люди считают, что если человек богат, то чаще всего это его личная заслуга, а другие думают, что этому человеку, скорее всего, просто повезло. Какая из этих точек зрения Вам ближе?», в % от всех опрошенных

 

%

Если человек богат, то чаще всего это его личная заслуга

57

Если человек богат, то, скорее всего, ему просто повезло

38

Затрудняюсь ответить

5

Таблица 3. «Если Вы или Ваша семья относитесь к категории малоимущих, хотели бы Вы заключить социальный контракт с государством?», в % от всех опрошенных

 

%

Скорее да

53

Скорее нет

34

Уже заключили

2

Затрудняюсь ответить

11

Таблица 4. «Если Вы или Ваша семья относитесь к категории малоимущих, хотели бы Вы заключить социальный контракт с государством?», в % от всех опрошенных, распределение по количеству несовершеннолетних детей, проживающих совместно с респондентом

 

1 ребенок

2 ребенка

3 и более

Скорее да

60

65

69

Скорее нет

31

19

15

Затрудняюсь ответить

6

12

15

Уже заключили

3

4

0

Таблица 5. «Представьте, что Вам доступны различные виды помощи от государства. Какую помощь Вы бы выбрали?*», в % от всех опрошенных

 

%

Помощь с трудоустройством

83

Помощь в получении образования, повышении квалификации

81

Помощь с развитием личного подсобного хозяйства (приобретение скота, кур, пчел, посадочного материала, сельхозинвентаря)

77

Помощь с началом собственного дела

59

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Источник: НАФИ.


1 Опрос в форме телефонных интервью был проведен в июне 2020 года. Опрошено 400 человек старше 18 лет (граждане с низкой покупательной способностью, проживающие в 7 регионах РФ, являющихся пилотными регионами проекта по введению социального контракта: Алтайский край, Вологодская область, Курганская область, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Саратовская область).


Разделы Аналитики:

© 2008–2020, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт http://www.rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: info@rusmicrofinance.ru.