|
Многие держатели банковских карт в России сталкивались с «карточным» мошенничеством: чаще всего злоумышленники пытались по телефону узнать конфиденциальные данные карт. Несмотря на то, что большинство не потеряли деньги в результате попыток мошенничества, каждый четвертый (27%) находится в группе риска: они готовы сообщить посторонним те данные банковских карт, которые сообщать нельзя. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ1.
82% россиян владеют хотя бы одной банковской картой: чаще всего это карты для получения заработной платы (50%), реже – дебетовые (32%) и кредитные карты (20%), а также социальные карты (27%).
Треть владельцев карт в России (31%) сталкивались с мошенничеством: это были попытки узнать конфиденциальные данные карты по телефону и просьбы предоставить данные для денежного перевода (например, для ложной помощи знакомым или оформления несуществующего выигрыша). Также держатели карт получали сообщения или письма с вирусами или вредоносными ссылками, сообщения о подтверждении или отмене операций по карте, которые они не совершали (подробнее – в таблице 2).
Чаще других атакам мошенников подвергались жители Москвы и Санкт-Петербурга (37% против 31% в среднем по стране), россияне в возрасте от 25 до 34 лет (35%), люди, занимающие руководящие посты (41%). Реже о попытках мошенничества сообщали люди старшего возраста (26% против 31% в среднем среди возрастных групп), при этом они в целом пользуются картами менее активно.
Подавляющее большинство держателей карт (96%) отметили, что в результате попыток мошенничества в отношении своих банковских карт не понесли финансовых потерь.
Способность распознать мошенничество свидетельствует о высоком уровне финансовой грамотности человека. Часть данных карты безопасно сообщать, например, сотруднику банка: это шестнадцатизначный номер карты, имя и фамилия держателя карты. Срок действия карты, а также трехзначный код с обратной стороны карты передавать никому нельзя.
Только 10% россиян, имеющих банковские карты, дали верные ответы на вопрос о том, какие данные карты можно сообщать сотруднику банка (номер карты, имя и фамилия держателя). Большинство россиян (63%) не готовы передавать никакие данные карт по телефону. Четверть россиян (27%) находятся в «группе риска»: они могут стать жертвами мошенников, поскольку готовы сообщить сотруднику банка по телефону данные карт, которые сообщать нельзя (срок действия, трехзначный код безопасности с обратной стороны, код из смс-сообщения).
Алексей Комисаров, директор по исследованиям Аналитического центра НАФИ:
«Довольно большая доля россиян-держателей карт, которые находятся в группе риска и готовы сообщить конфиденциальные данные своих карт, свидетельствует о недостаточном уровне просветительской работы, которая ведется банками, выпускающими карты. То, какие данные карты можно передавать, например, для денежного перевода, а какие – нет, неочевидно: банки редко сопровождают вновь выданные карты памятками с деталями.
Примечательно, что в вопросах противостояния карточному мошенничеству молодежь 18-24 лет грамотнее: 16% знают, какие данные карт можно сообщать (в среднем по возрастным группам – 10%). Однако молодежь одновременно и доверчивее: 34% готовы сообщить конфиденциальные данные (против 27% в среднем). Безопасность старшей возрастной группы обеспечивается их закрытостью: наибольшая доля тех, кто считает, что никакие данные карт передавать нельзя, достигает 72% в группе старше 60 лет (в среднем по другим возрастным группам – 63%).
Для противостояния мошенничеству банкам-эмитентам стоит активнее информировать держателей карт о том, какие данные карт сообщать можно, а какие – нет».
Таблица 1. «Пользовались ли Вы банковской картой хотя бы раз за последние 12 месяцев?*», в % от опрошенных
|
% |
Есть хотя бы одна карта |
82 |
Зарплатная карта (для начисления зарплаты) |
50 |
Дебетовая карта (оформлена Вами самостоятельно, можно расходовать только собственные средства, и нельзя взять в долг у банка) |
32 |
Социальная карта (карта для начисления пенсии, стипендии, различных льгот) |
27 |
Кредитная карта (карта, по которой можно взять в долг у банка) |
20 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 2. «С какими попытками мошенничества в отношении Ваших банковских карт Вы сталкивались?*», в % от опрошенных, которые являются владельцами хотя бы одной банковской карты
|
% |
Не сталкивался ни с чем из перечисленного |
69 |
Неизвестные по телефону пытались выведать у Вас данные Вашей карты |
14 |
Неизвестные просили Вас перевести деньги (для помощи знакомым, оформления выигрыша и тому подобное) |
13 |
Вы получали сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки |
8 |
Вы получали сообщения о подтверждении или отмене операций по карте, которые Вы не совершали |
6 |
Данные Вашей карты стали доступны посторонним лицам неизвестным вам способом |
2 |
Другое |
1 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 3. «С какими попытками мошенничества в отношении Ваших банковских карт Вы сталкивались?*», в % от опрошенных, которые являются владельцами хотя бы одной банковской карты, распределение по типу населенного пункта
|
Москва и |
Город более |
Город от 500 тыс. |
Город от 250 тыс. |
Город от 100 тыс. |
Город от 50 тыс. |
Город менее |
Сельское население |
Неизвестные по телефону пытались выведать у Вас данные Вашей карты |
20 |
14 |
14 |
14 |
12 |
14 |
12 |
11 |
Неизвестные просили Вас перевести деньги (для помощи знакомым, оформления выигрыша и тому подобное) |
14 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
12 |
11 |
Вы получали сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки |
10 |
10 |
8 |
10 |
7 |
9 |
7 |
7 |
Вы получали сообщения о подтверждении или отмене операций по карте, которые Вы не совершали |
7 |
7 |
7 |
7 |
8 |
7 |
6 |
5 |
Данные Вашей карты стали доступны посторонним лицам неизвестным вам способом |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Другое |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Не сталкивался ни с чем из перечисленного |
63 |
66 |
68 |
66 |
68 |
68 |
71 |
73 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 4. «С какими попытками мошенничества в отношении Ваших банковских карт Вы сталкивались?*», в % от опрошенных, которые являются владельцами хотя бы одной банковской карты, распределение по возрасту
|
18-24 года |
25-34 года |
35-44 года |
45-59 лет |
60 лет и старше |
Неизвестные по телефону пытались выведать у Вас данные Вашей карты |
11 |
15 |
14 |
13 |
13 |
Неизвестные просили Вас перевести деньги (для помощи знакомым, оформления выигрыша и тому подобное) |
15 |
14 |
13 |
12 |
10 |
Вы получали сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки |
11 |
10 |
9 |
8 |
4 |
Вы получали сообщения о подтверждении или отмене операций по карте, которые Вы не совершали |
6 |
8 |
7 |
6 |
4 |
Данные Вашей карты стали доступны посторонним лицам неизвестным вам способом |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Другое |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
Не сталкивался ни с чем из перечисленного |
68 |
65 |
67 |
69 |
74 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 5. «С какими попытками мошенничества в отношении Ваших банковских карт Вы сталкивались?*», в % от опрошенных, которые являются владельцами хотя бы одной банковской карты, распределение по роду деятельности
|
Руководитель высшего звена предприятия, учреждения |
Руководитель подразделения, отдела |
Владелец собственного дела, предприятия |
Квалифицированный специалист |
Технический или обслуживающий персонал |
Рабочий |
Индивидуальная трудовая деятельность |
Военнослужащий / полицейский |
Неизвестные по телефону пытались выведать у Вас данные Вашей карты |
16 |
17 |
17 |
15 |
12 |
11 |
16 |
10 |
Неизвестные просили Вас перевести деньги (для помощи знакомым, оформления выигрыша и тому подобное) |
17 |
16 |
16 |
15 |
13 |
11 |
18 |
12 |
Вы получали сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки |
13 |
12 |
14 |
10 |
7 |
7 |
11 |
12 |
Вы получали сообщения о подтверждении или отмене операций по карте, которые Вы не совершали |
9 |
10 |
10 |
7 |
6 |
5 |
9 |
8 |
Данные Вашей карты стали доступны посторонним лицам неизвестным вам способом |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Другое |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
Не сталкивался ни с чем из перечисленного |
59 |
61 |
61 |
64 |
70 |
72 |
62 |
68 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 6. «Вы понесли финансовые потери в результате таких мошеннических действий?», в % от опрошенных, которые являются владельцами хотя бы одной банковской карты
|
% |
Да |
4 |
Нет |
96 |
Таблица 7. «Представьте, что с Вами связался представитель банка, выпустившего Вашу карту. Он просит сообщить данные Вашей карты. Вам точно известно, что это действительно представитель Вашего банка. Какие данные безопасно сообщить в таком случае?*», в % от опрошенных, которые являются владельцами хотя бы одной банковской карты
|
% |
Номер карты/имя держателя |
10 |
Срок действия карты/код подлинности карты/код из смс-сообщения/затруднились с ответом |
27 |
Никакие данные карты сообщать нельзя |
63 |
Таблица 8. «Представьте, что с Вами связался представитель банка, выпустившего Вашу карту. Он просит сообщить данные Вашей карты. Вам точно известно, что это действительно представитель Вашего банка. Какие данные безопасно сообщить в таком случае?*», в % от опрошенных, которые являются владельцами хотя бы одной банковской карты
|
% |
Никакие из перечисленных |
63 |
Имя держателя (точное написание Вашего имени на карте) |
15 |
Номер карты |
15 |
Срок действия карты |
11 |
Номер телефона держателя карты, то есть, Ваш телефонный номер |
9 |
Ваш домашний адрес |
5 |
Код из присланного Вам смс-сообщения |
3 |
Код подлинности карты (чаще всего, это трехзначный номер на обороте карты) |
2 |
Затрудняюсь ответить, отказ от ответа |
5 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 9. «Представьте, что с Вами связался представитель банка, выпустившего Вашу карту. Он просит сообщить данные Вашей карты. Вам точно известно, что это действительно представитель Вашего банка. Какие данные безопасно сообщить в таком случае?*», в % от опрошенных, которые являются владельцами хотя бы одной банковской карты, распределение по возрасту
|
18-24 года |
25-34 года |
35-44 года |
45-59 лет |
60 лет и старше |
Никакие из перечисленных |
51 |
59 |
62 |
65 |
72 |
Имя держателя (точное написание Вашего имени на карте) |
22 |
19 |
16 |
13 |
8 |
Номер карты |
22 |
18 |
16 |
13 |
9 |
Номер телефона держателя карты, то есть, Ваш телефонный номер |
13 |
11 |
10 |
8 |
5 |
Срок действия карты |
13 |
13 |
13 |
11 |
7 |
Ваш домашний адрес |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
Код из присланного Вам смс-сообщения |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Код подлинности карты (чаще всего, это трехзначный номер на обороте карты) |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Затрудняюсь ответить, отказ от ответа |
4 |
4 |
5 |
6 |
8 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Источник: НАФИ.
1 Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в июле 2020 г. Опрошено 1600 человек старше 18 лет в 136 населенных пунктах в 50 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.