|
Представители микро- и малого и бизнеса считают, что получить господдержку бизнеса слишком сложно из-за организационных и законодательных особенностей. Затруднения при получении мер государственной поддержки связаны с недостатком знаний о формах господдержки со стороны предпринимателей, а также с низким уровнем компетенций госслужащих, взаимодействующих с бизнесом. Необходимо дополнительное информирование предпринимателей о способах получения господдержки, разъяснение непонятных моментов. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в январе 2020 года[1].
Предприниматели в той или иной степени осведомлены о возможности получить поддержку со стороны государства на развитие бизнеса. 75% представителей микро- и малого бизнеса знают о мерах государственной поддержки предпринимателей, но только каждый десятый (9%) ей пользовался. Четверть представителей бизнеса ранее не слышали о мерах господдержки предпринимателей.
Представители малого бизнеса обращались за господдержкой чаще других предпринимателей. Так, 17% малого бизнеса обращались за господдержкой, в сегменте микро бизнеса доля ниже – 9%.
Спрос со стороны представителей бизнеса на программы господдержки не удовлетворен. Большинство предпринимателей (80%), не обращавшихся за господдержкой, считают, что получить ее сложно. 77% предпринимателей воспользовались бы поддержкой, если ее было бы легко получить.
Предприниматели обозначили причины, из-за которых не обращались за господдержкой. В первую очередь, получение господдержки представляется предпринимателям запутанным, долгим процессом: нужно собирать множество документов, доказать соответствие целому ряду сложных критериев отбора. Такого мнения придерживаются 28% предпринимателей, не обращавшихся за поддержкой. 23% указали, что не верят в помощь от государства, 19% считают, что для их бизнеса подходящие программы поддержки отсутствуют. Каждый десятый (10%) заявил о недостаточном количестве информации о получении господдержки.
Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:
«Со стороны бизнеса есть спрос на господдержку, однако ее получение представляется сложным и долгим процессом. Предприниматели редко обращаются за господдержкой и часто не знают, как ее получить.
Для создания эффективной системы помощи предпринимателям не хватает слаженной системы межведомственного взаимодействия. Бизнес хочет больше знать о возможных вариантах государственной поддержки, шагах её получения. Нужно создавать «единые окна» для заинтересованных предпринимателей, куда они могли бы обратиться и получить исчерпывающую информацию.
Другая важная мера – обучение госслужащих, которые работают непосредственно с представителями бизнеса. Сегодня они часто не могут ответить на возникающие у предпринимателей вопросы. Госслужащие должны понимать потребности предпринимателей, разговаривать с ними на одном языке, разрабатывать и тестировать меры поддержки вместе с бизнесом, разворачивать систему поддержки в сторону сервисной модели».
«Путь предпринимателя»: процесс получения государственной поддержки
Предприниматель понимает, что ему нужна помощь и принимает решение обратиться за ней к государству. Предприниматель, как правило, преисполнен надежд, воодушевлен и решительно настроен на следующие шаги в направлении получения государственной поддержки.
|
Предприниматели начинают собирать информацию о том, какие меры поддержки существуют и как их можно получить. Уже здесь предприниматели сталкиваются с первыми трудностями – информацию нужно искать в разных источниках, она не представлена в едином формате, предпринимателю не с кем посоветоваться о том, какой вид государственной поддержки возможно получить.
|
Предприниматели выбирают подходящую программу государственной поддержки. В этот момент становится необходимым получить чёткую, исчерпывающую информацию о процессе обращения за мерами государственной помощи, о перечне необходимых документов и контактных данных ответственных структур. На данном этапе возникают сомнения в том, что господдержку возможно получить, что она эффективна, что предлагаемые варианты подходят для их бизнеса. Предприниматель сталкивается с тем, что процесс оказания услуги предоставления господдержки имеет низкий уровень качества – госслужащие на местах не могут подробно проконсультировать, помочь выбрать меры господдержки, предоставить исчерпывающую информацию о том, как и где собрать необходимую документацию. Предприниматели опасаются затягивания процесса получения господдержки, бюрократической волокиты, начинают думать, что меры помощи не доступны для простых соискателей.
|
Начинается сбор документов. Предприниматель долго ожидает готовности справок в государственных организациях и ведомствах (МФЦ, ФНС, контролирующие органы), часто обращается к ним повторно в связи с ошибками в выданных документах или истечением сроков годности документов (пока ждал одну справку, у другой срок вышел). Предприниматели отмечают, что необходимо внедрение профильных консультаций, которые помогли бы в подготовке необходимых документов, а также формирование единой системы межведомственного взаимодействия, единого реестра и унифицированного документооборота.
|
Подается заявка на господдержку, идет процесс ее рассмотрения. Помимо собранных документов предпринимателю необходимо разработать и защитить бизнес-план. В этот момент предпринимателям часто нужна специализированная консультация, образовательная поддержка, помощь в составлении бизнес-плана. Сложности также вызывают неточные и меняющиеся формулировки в требованиях заявки на господдержку, что сильно затягивает сам процесс подачи заявления. Рассмотрение заявки занимает обычно большое количество времени, что также воспринимается предпринимателями как дополнительная преграда при получении мер государственной поддержки.
|
В ходе использования мер государственной поддержки предприниматели испытывают усиленный контроль со стороны госсектора, который отнимает много времени и сил, отвлекает от основного бизнеса. Предприниматель боится случайного «нецелевого» расхода средств, за который нужно будет отчитываться. |
Подготовка отчета о результатах использования господдержки также связана с целым рядом сложностей: неясные формулировки в бланках отчетности сбивают с толку, у предпринимателя отсутствуют необходимые навыки для подготовки запрашиваемой документации. После сдачи отчетности предприниматели испытывают радость, облегчение связанные с окончанием отчетности и выплат, а также удовлетворение положительным исходом и развитием бизнеса.
|
«Слышали ли Вы ранее что-либо о государственных мерах поддержки российских предпринимателей?», в % от действующих предпринимателей микро- и малого бизнеса
|
Все респонденты |
Да |
75 |
Нет |
25 |
«Почему Вы не обращались за государственной поддержкой?», в % от действующих предпринимателей микро- и малого бизнеса, кто не обращался к мерам господдержки, но осведомлен о них
|
Все респонденты |
Слишком сложно - много документов, сложные критерии отбора и т.п. |
28 |
Не верю в помощь от государства |
23 |
Нет подходящих программ для моего бизнеса |
19 |
Нет такой потребности |
17 |
Недостаточно информации |
10 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
«Как Вы думаете, легко ли получить государственную поддержку?», в % от тех, кто не обращался к мерам господдержки предпринимательства, но осведомлен о них
|
Все респонденты |
Просто |
8 |
Скорее сложно |
80 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
«Если бы государственную поддержку было легко получить, Вы бы стали ею пользоваться?», в % от тех, кто не обращался к мерам господдержки предпринимательства или пока не слышал от них
|
Все респонденты |
Да |
77 |
Нет |
20 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
Источник: Аналитический центр НАФИ.
[1] Инициативное комплексное социологическое исследование Аналитического центра НАФИ было проведено в январе 2020 г. В рамках исследования опрошено 1000 действующих предпринимателей микро- и малого бизнеса в 80 регионах России по репрезентативной выборке, проведена серия фокус-групп с действующими предпринимателями, имеющими опыт обращения за мерами государственной поддержки.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.