Подписаться на новости

Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

16.11.2019, суббота, 05:42

Расширение возможностей для доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам в России за счет развития инновационных источников финансирования. Аналитическая записка Всемирного банка

01 ноября 2019 297
Расширение возможностей для доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам в России за счет развития инновационных источников финансирования. Аналитическая записка Всемирного банка

Вклад субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в экономику России по-прежнему значительно ниже, чем в других странах. По состоянию на март 2019 года в России насчитывалось 6,2 миллиона субъектов МСП, на которых работало 15,8 миллиона человек. Девяносто пять процентов МСП составляют микропредприятия, на долю которых приходится 47 процентов занятости в секторе МСП. Субъекты МСП обеспечивают 22 процента ВВП России и 25 процентов от общей занятости населения. Несмотря на рост числа МСП, их вклад в экономику по-прежнему ниже, чем в большинстве стран БРИКС, и значительно ниже, чем в высокоразвитых странах. В государствах ОЭСР на долю МСП приходится 50 - 60 процентов ВВП и 60 процентов от общей занятости.

Развитие сектора МСП имеет важное значение для российской экономики в плане обеспечения возможностей для повышения темпов экономического роста и производительности. В развитых странах субъекты МСП являются ключевой составляющей частного сектора, способствуя созданию рабочих мест и экономическому росту. Для России характерно значительное присутствие государственных предприятий, производительность которых, как правило, ниже по сравнению с частными компаниями и, поэтому, развитие сектора МСП открывает возможности для повышения производительности. Создание условий для развития и роста МСП имеет важнейшее значение для роста и повышения эффективности российской экономики. Доступ к финансовым ресурсам имеет решающее значение для развития субъектов МСП, поскольку это позволяет им осуществлять инновационную деятельность, повышать эффективность, выходить на новые рынки и создавать новые рабочие места.

Несмотря на различные государственные программы финансовой поддержки кредитования МСП, доля кредитов, выданных субъектам МСП, в общем объеме портфеля кредитов юридических лиц (12,6 процента) ниже, чем их вклад в ВВП России (22 процента), и составляет половину от среднего показателя стран ОЭСР (25 процентов). Факторы на стороне спроса и предложения ограничивают доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам. К числу ограничений на стороне спроса относятся чрезмерные требования банков по предоставлению залогового обеспечения и документации, сложность доступа к программам государственной поддержки, ограниченное количество приемлемых финансовых продуктов для субъектов МСП, помимо традиционных банковских кредитов, а также низкий уровень финансовой грамотности и навыков субъектов МСП. На стороне предложения банки сталкиваются с проблемой искажений на рынке, создаваемых программами государственной поддержки, жесткими нормативными требованиями по кредитованию субъектов МСП и неравным доступом к программам государственного финансирования, что делает их недоступными для небольших частных банков, которые зачастую являются важными поставщиками финансовых ресурсов для МСП. Несмотря на то, что Центральный банк смягчает нормативные требования к банкам для стимулирования кредитования МСП, а правительство внесло поправки в ряд программ государственной поддержки, чтобы обеспечить возможность участия большего числа банков, растущее число таких программ, их администрирование различными органами (на национальном, региональном и отраслевом уровнях) и их сложность по-прежнему затрудняют доступ субъектов МСП к программам государственной поддержки. Кроме того, во многих случаях возможность доступа к финансовым ресурсам, а также временные затраты и удобство их получения более важны для МСП, чем стоимость заемных средств.

Развитие сектора МСП является приоритетным направлением для Правительства Российской Федерации, которое выделило 427,6 млрд. рублей (6,6 млрд. долларов США) на реализацию шестилетнего Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (известный как Национальный проект по МСП) одобрен Правительством в 2018 году в целях стимулирования развития сектора МСП в контексте реализации национальной задачи стать 5-й крупнейшей экономикой мира к 2024 году с акцентом на экономический рост на основе инноваций и производительности. Национальный проект по МСП предусматривает комплексный подход к поддержке развития МСП, уделяя значительное внимание вопросам укрепления нормативно-правовой базы и институциональных механизмов, поддерживающих деятельность МСП, и разработки программ финансовой и нефинансовой поддержки субъектов МСП. Такой подход заложен в пяти федеральных проектах в рамках Национального проекта по МСП, а именно: улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, акселерация субъектов МСП, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, популяризация предпринимательства и расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам.

Национальный проект по МСП ставит своей задачей улучшение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам путем увеличения объемов льготного кредитования, а также диверсификации источников и видов финансовых инструментов для субъектов МСП. В Национальном проекте по МСП предусмотрены следующие меры по улучшению доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам: (1) упрощение доступа к льготному финансированию и увеличение объема льготных кредитов; (2) содействие доступу субъектов МСП к фондовым рынкам; (3) повышение доступности инструментов лизинга для субъектов МСП; и (4) повышение доступности микрофинансирования и краудфандинга. Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) разработал дорожную карту мер по расширению доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам в целях поддержки реализации Национального проекта по МСП. В 2019-2024 годах Правительство выделит 261,8 млрд. рублей (4 млрд. долларов США) на цели расширения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам; при этом значительная часть этих средств будет направлена на реализацию программ льготного кредитования. На сегодняшний день усилия российских разработчиков политики по поддержке экосистемы финансирования МСП являются положительной тенденцией; тем не менее, сохраняются широкие возможности для поэтапного снижения зависимости от льготного кредитования и усиления рыночной направленности в сфере финансирования субъектов МСП. К числу сегодняшних мер политики по внедрению рыночных решений в России относятся разработка нормативно-правовых актов в поддержку экосистемы финансовых технологий, включая цифровизацию финансовых услуг и разработку платформ краудфандинга, создание мульторигинаторной платформы секьюритизации, которая нацелена на оказание содействия небольшим частным банкам в рефинансировании портфелей кредитов, предоставленных субъектам МСП, и планы по созданию электронной факторинговой платформы для расширения доступа субъектов МСП к факторинговым услугам. Эти инновационные финансовые инструменты могут способствовать перераспределению рисков среди инвесторов, готовых принять повышенный риск. В других сегментах небанковского финансирования субъектов МСП правительству следует поэтапно ограничивать использование нерыночных подходов и сфокусировать усилия на более рыночных решениях, таких как трансформация государственных микрофинансовых организаций в коммерческие структуры или развитие мультиоригинаторной секьюритизации микрозаймов для субъектов МСП вместо предоставления льготного финансирования микрофинансовым организациям. Это также могло бы заменить масштабное кредитование на льготных условиях более адресными программами, сфера действия которых ограничивалась бы наиболее инновационными продуктами или же регионами с наиболее неблагоприятной экономической ситуацией. Хотя правительства многих стран используют механизм льготного кредитования для расширения доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам, этот инструмент политики следует использовать избирательно, учитывая его искажающий эффект для рынка. Чтобы максимизировать преимущества мер государственной поддержки, льготное кредитование должно быть нацелено на те субъекты МСП, которые в противном случае не смогли бы получить финансирование. Внедрение двустороннего подхода, направленного на дополнение мер политики по расширению доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам инициативами по поддержке более диверсифицированного предложения финансовых ресурсов для субъектов МСП, могло бы стать способом снижения зависимости от программ финансирования на льготных условиях, особенно льготного кредитования, и способствовало бы формированию действенной экосистемы финансирования субъектов МСП.

Правительство России могло бы предпринять более решительные действия по поддержке развития экосистемы финансирования субъектов МСП за счет предоставления технической помощи и доступа к технологическим платформам для коммерчески ориентированных небанковских финансовых организаций-посредников. В дополнение к формированию нормативно-правовой базы пропорционально степени риска финансовых организаций, правительства стран поддерживают развитие экосистемы финансирования субъектов МСП, предоставляя поставщикам финансовых ресурсов для МСП техническую помощь и доступ к технологическим платформам с тем, чтобы помочь им обеспечить экономию масштаба и облегчить доступ к клиентам. Такими платформами могут быть ИТ-платформы для управления процессами, платформы для коммерциализации продуктов или электронные трейдинговые платформы для предоставления финансовых ресурсов. Во многих случаях такая поддержка предоставляется через финансовые институты развития. Опыт других стран показывает, что такие меры позволяют снизить стоимость заимствования для субъектов МСП, поскольку повышение эффективности распределяется между поставщиками финансовых ресурсов и субъектами МСП. Со временем государственные некоммерческие микрофинансовые организации и лизинговые компании могли бы усилить свою коммерческую направленность, сосредоточившись на более гибких условиях, нежели на более низких ставках, поскольку во многих случаях проблема для субъектов МСП заключается не в размере ставке, а в затрачиваемом времени и условиях получения заемных средств.

Цифровые технологии и инновации открывают огромные возможности для расширения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, но также сопряжены и с определенными вызовами. Во всем мире правительства поддерживают внедрение цифровых технологий и создание новых типов инфраструктуры для реализации их потенциала. Кредитование субъектов МСП является дорогостоящим и рискованным, что приводит к высоким процентным ставкам для заемщиков. Цифровые платформы и технологии могут обеспечить экономически эффективный способ выдачи, мониторинга и возврата средств по кредитам. Кроме того, цифровизация экономики привела к значительному увеличению количества источников данных для оценки кредитоспособности субъектов ММСП и повышения качества оценки рисков. С другой стороны, по мере того как экономика становится более цифровой и менее физической, физические активы компаний сокращаются, что затрудняет традиционное кредитование, обеспечиваемое материальными активами. Инновационные решения разрабатываются как частными, так и государственными финансовыми организациями, и правительства поддерживают внедрение цифровых технологий, доступ к данным и создание новых типов инфраструктуры для облегчения доступа субъектов ММСП к финансовым ресурсам. Например, Правительство Южной Кореи разработало нормативно-правовую базу и поддержало, посредством выделения государственного финансирования, создание системы институтов для оценки и реализации нематериального залогового обеспечения, что позволило выделять кредиты под залог прав на объекты интеллектуальной собственности. Цифровая идентификация субъектов МСП, позволяющая упростить доступ субъектов МСП к финансовым услугам и программам государственной поддержки, является одним из видов новой инфраструктуры, которой уделяется повышенное внимание во многих странах, в том числе в Канаде, Индии и Мексике.

Поскольку российские институты развития МСП играют важнейшую роль в упрощении доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, им следует системно анализировать ключевые пробелы в финансировании МСП с тем, чтобы их целевой сегмент и продуктовая линейка продолжали меняться, обеспечивая четкую адресную направленность на целевые группы МСП и их доступ к финансированию, в качестве альтернативы масштабному льготному кредитованию. Российские институты развития малого и среднего бизнеса – Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) и Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства «МСП Банк» – используют программы гарантий и финансирования для организаций, осуществляющих финансирование субъектов МСП, таких как банки, микрофинансовые организации (МФО), лизинговые и факторинговые компании. Они также реализуют программы прямого финансирования МСП, такие как прямое кредитование АО «МСП Банк», выдача гарантий для стартапов Корпорацией МСП и программа «Инвестиционный лифт» для экспортеров несырьевых товаров, а также, в последнее время, программы поддержки развития инструментов фондового рынка для субъектов МСП. Меры государственной поддержки, реализуемые институтами развития, становятся все более сфокусированными и ориентированными на регионы с недостаточным уровнем предоставления услуг (например, в регионах со сложной социально-экономической ситуацией) и приоритетные сектора (например, инновационные отрасли). Они также расширяют спектр услуг (например, стимулируют развитие вторичных рынков кредитования субъектов МСП или их доступ к фондовым рынкам). Тем не менее, дополнительные возможности, которые они предоставляют, могут быть усилены. Для повышения эффективности институтов развития, необходимо периодически определять виды финансирования МСП, которые требуют внимания и первопричины проблем, меняя инструменты поддержки по мере необходимости. Хотя льготное финансирование является привлекательным для финансовых посредников при высоких процентных ставках, финансовые институты развития должны внедрять более инновационные решения в периоды снижения процентных ставок. Предоставление льготных кредитов определенным сегментам может быть оправдано при наличии внешних факторов, но важно обеспечить адресную направленность субсидий и их экономичное использование, учитывая сопутствующие бюджетные затраты и искажающие эффекты.

Дальнейшие меры по модернизации существующих программ и продуктов институтов развития могут быть осуществлены в соответствии с передовой международной практикой с целью перехода к роли катализатора формирования рынка и механизмов частного финансирования. На институциональном уровне трансформация могла бы предусматривать включение мобилизации финансовых ресурсов частного сектора и дополнительных возможностей в их миссию или стратегию. Для реализации такого видения инструменты поддержки должны быть сфокусированы на механизмах распределения рисков, а также предоставлении инфраструктуры и технической помощи для поддержки формирования рынка. В этом документе представлен обзор таких видов деятельности институтов развития МСП в разных странах. Поддержка эффективной реализации такой стратегии потребует усиления потенциала по управлению рисками и более отлаженных систем мониторинга и оценки.

Мониторинг программ государственной поддержки МСП в России носит достаточно разрозненный характер и в основном ориентирован на отслеживание объемов предоставленного финансирования и количества клиентов при отсутствии оценки макро- и микроэкономических последствий, и качественных аспектов. Российские институты развития МСП как правило представляют отчеты, в которых оценивается динамика развития МСП и результаты мер государственной поддержки. Хотя они дают оценку динамики как в плане мер политики (например, объем кредитных гарантий или объем предоставленных кредитов), так и промежуточных результатов (например, число фирм, получивших гарантии по кредитам или льготные кредиты), в них отсутствует оценка программных результатов оказания мер государственной поддержки (например, новые рабочие места, созданные в результате получения кредитных гарантий или финансирования). Оценки программ государственной поддержки МСП должны иметь четкие цели и должны оценивать как финансовый дополняющий эффект (например, увеличение объема кредитования МСП и/или улучшение условий заимствования), так и экономический дополняющий эффект (например, влияние на такие переменные, как занятость, оборот, объем продаж и вероятность дефолта, на которые могли повлиять меры государственной поддержки).

Об этом говорится в аналитической записке Всемирного банка «Расширение возможностей для доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам в России за счет развития инновационных источников финансирования».

Целью данной аналитической записки является предоставление информации российским разработчикам мер государственной поддержки МСП о способах совершенствования мер по расширению доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, что является составной частью общей цели правительства по увеличению вклада МСП в российскую экономику. Аналитическая записка предназначена для широкой аудитории заинтересованных сторон в России, в частности, разработчиков экономической политики, и регуляторов финансового сектора, а также институтов поддержки и развития МСП, финансового и частного секторов.

Подробно ознакомиться с документом можно по ссылке.


Разделы Аналитики:

© 2008–2019, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт http://www.rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: info@rusmicrofinance.ru.