|
25 миллионов россиян хотели бы попробовать себя в предпринимательстве, и большинство россиян положительно относятся к людям, которые решили открыть свое дело. При этом часть россиян считают, что стать предпринимателями им мешает недостаток личных знаний и компетенций в ряде областей. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ, Платформы знаний и сервисов для бизнеса «Деловая среда» и Министерства экономического развития Российской Федерации.
Отношение россиян к предпринимателям
Большинство россиян (74%) сегодня положительно относятся к людям, решившим открыть свое дело, а образ предпринимателя в сознании россиян меняется: если ранее предпринимательство ассоциировалось с нестабильной ситуацией 90-х годов, «диким бизнесом» и «челноками», то сегодня предприниматель воспринимается как успешный и самостоятельный человек, который трудолюбив и решителен.
При этом в понятийном аппарате россиян есть разница между «предпринимателями» и «бизнесменами», и отношение к представителям этих двух групп отличается. К предпринимателям относятся более позитивно: по мнению опрошенных, цель предпринимателя – «заработать на хлеб», а цель бизнеса – «обогащение». Под «бизнесом» чаще понимают крупные компании с большим оборотом, под «предпринимательством» – компании с минимумом сотрудников и небольшим оборотом.
Возраст – ключевой демографический фактор, определяющий отношение россиян к предпринимателям. Люди моложе 30 лет воспринимают предпринимательство положительно. Россияне старшего возраста из-за воспитания и негативного жизненного опыта 90-х годов относятся к предпринимательству более настороженно. Если в молодежной среде ассоциации идеалистические, чаще всего связанные с успехом и прибылью, то в среднем возрасте добавляются прагматичные наблюдения об ответственности, стрессах, большом объеме работы предпринимателя, а старшие респонденты отмечают элементы удачливости, иногда хитрости и обмана.
Готовность россиян стать предпринимателями
Каждый четвертый россиянин (24%) считает, что сегодня легко стать предпринимателем. Такое же количество опрошенных хотели бы стать предпринимателями (29%) и интересуются информацией и новостями по этой теме (24%). Чаще о желании стать предпринимателями и получить больше информации о ведении бизнеса говорят мужчины, молодые люди до 35 лет, россияне с высшим образованием и квалифицированные специалисты. Наиболее востребованная форма получения информации о предпринимательстве – онлайн курсы, тренинги и блоги. При этом о наиболее интересных спикерах по теме предпринимательства мнение россиян еще не сформировано.
Две трети россиян (67%) не готовы становиться предпринимателями. Реже в предпринимательство хотят идти женщины (73%, 61% среди мужчин), люди старше 45 лет (83%, 52% среди тех, кто моложе 45), россияне без высшего образования (72%, 58% процентов среди россиян с высшим образованием), люди рабочих профессий (73%, 58% среди людей других профессий).
Драйверы для старта предпринимательской деятельности по мнению россиян, готовых стать предпринимателями – получение высокого дохода (62%), независимость, например, свободный график и самостоятельное определение задач (55%), возможность реализовывать свои мечты и идеи (47%), саморазвитие (24%).
Барьеры для старта предпринимательской деятельности – отсутствие стартового капитала (52%), высокая конкуренция на рынке (31%), боязнь риска (29%), высокие налоги (25%) и нестабильность экономической ситуации (22%). Россияне также считают, что стать предпринимателями им мешает недостаток знаний в ряде областей и личные качества. Так, 29% заявили о недостаточной финансовой грамотности (умении вести бухгалтерию, работать с отчетностями, составлять бизнес-планы). 24% сказали о недостаточном знании законодательства в области предпринимательства, 23% – о недостаточных экономических знаниях (о законах развития экономики, экономических показателях деятельности). 22% плохо понимают рынок, на котором они хотели бы вести бизнес. 19% говорят о недостатке личных качеств, необходимых предпринимателю (предприимчивость, смелость, дисциплина). 12% сказали, что не умеют управлять подчиненными.
Осведомленность о государственной поддержке
Россияне недостаточно осведомлены о программах государственной поддержки предпринимателей. Только треть россиян (33%) заявили, что знакомы с этими инициативами. Несмотря на то, что кто-то слышал о существовании подобных инициатив, только единицы знают что-то конкретное или знакомы с людьми, которые реально пользовались данными программами.
Наиболее известные формы господдержки – материальные (гранты, субсидии, стартовый капитал – их назвали 24% тех, кто знаком с программами господдержки). Меньше знают о кредите под льготный процент (16%), снижении налогов и сокращении количества налоговых проверок (6%). При этом почти треть тех, кто сказал, что слышал о программах господдержки, затруднились назвать конкретный пример такой программы.
«Как Вы считаете, легко ли в настоящее время стать предпринимателем в нашей стране?», в % от всех опрошенных
|
% от всех опрошенных |
Легко |
24 |
Сложно |
62 |
Затрудняюсь ответить |
14 |
«Слышали ли Вы ранее что-либо о государственных программах поддержки российских предпринимателей?», в % от всех опрошенных
|
% от всех опрошенных |
Знаю о существовании программ господдержки |
33 |
Не знаю о программах господдержки |
58 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
«Что именно Вы знаете о государственных программах поддержки предпринимательства? Какая поддержка оказывается?», в % от всех опрошенных
|
% от всех опрошенных |
Гранты/ субсидии |
24 |
Кредит под льготный процент |
16 |
Снижение налогов/ проверок |
6 |
Бизнес-тренинги/ обучение |
1 |
Бизнес-инкубатор |
1 |
Бизнес-навигатор |
1 |
Бизнес-планы/ проекты |
1 |
Поддержку сложно получить |
1 |
Другое |
18 |
Затрудняюсь ответить |
36 |
«Хотели бы Вы начать вести предпринимательскую деятельность, стать предпринимателем?», в % от всех опрошенных
|
% от всех опрошенных |
Хочу стать предпринимателем |
29 |
Не хочу становиться предпринимателем |
67 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
«Хотели бы Вы начать вести предпринимательскую деятельность, стать предпринимателем?», в % от всех опрошенных, по полу
|
Мужчины |
Женщины |
Хочу стать предпринимателем |
36 |
24 |
«Хотели бы Вы начать вести предпринимательскую деятельность, стать предпринимателем?», в % от всех опрошенных, по возрасту
|
Моложе 35 лет |
Старше 45 лет |
Хочу стать предпринимателем |
52 |
15 |
«Хотели бы Вы начать вести предпринимательскую деятельность, стать предпринимателем?», в % от всех опрошенных, по наличию высшего образования
|
Есть ВО |
Нет ВО |
Хочу стать предпринимателем |
38 |
25 |
«Хотели бы Вы начать вести предпринимательскую деятельность, стать предпринимателем?», в % от всех опрошенных, по типу населенного пункта
|
Жители столиц |
Жители малых городов и сел |
Хочу стать предпринимателем |
43 |
25 |
«Хотели бы Вы начать вести предпринимательскую деятельность, стать предпринимателем?», в % от всех опрошенных, по роду деятельности
|
Квалифицированные специалисты |
Рабочие |
Хочу стать предпринимателем |
43 |
23 |
«Какие плюсы для себя Вы видите в занятии предпринимательской деятельностью?», в % от всех опрошенных
|
% от всех опрошенных |
Получение высокого дохода |
62 |
Независимость (свободный график, работа на себя) |
55 |
Возможность заниматься любимым делом, реализовывать свои мечты и идеи |
47 |
Саморазвитие (новые знакомства, профессиональный рост) |
24 |
Польза обществу (повышение качества товаров или услуг) |
15 |
«Что Вас останавливает в том, чтобы начать вести предпринимательскую деятельность, почему Вы еще не предприниматель?», в % от всех опрошенных
|
% от всех опрошенных |
Недостаточно средств для начала собственного дела / отсутствует стартовый капитал |
52 |
Высокая конкуренция на рынке |
31 |
Боюсь рисковать, боюсь потерять деньги |
29 |
Не знаю, с чего начать (недостаток знаний) |
27 |
Высокие налоги |
25 |
«Интересуетесь ли Вы в целом информацией/новостями, которые касаются предпринимательства, ищете ли информацию данной тематики в средствах массовой информации?», в % от всех опрошенных
|
% от всех опрошенных |
Не интересуюсь |
72 |
Интересуюсь |
24 |
Источник: НАФИ
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.