Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

19.04.2024, пятница, 11:51

Решения по делам о взимании МФО комиссии за выдачу займа принимаются в пользу потребителей — финансовый уполномоченный

31 августа 2020 346
Решения по делам о взимании МФО комиссии за выдачу займа принимаются в пользу потребителей — финансовый уполномоченный

Практика финансового уполномоченного по рассмотрению обращений потребителей микрофинансовых организаций (МФО) свидетельствует о неправомерности взимания МФО с клиентов комиссии за выдачу займа. Финансовые уполномоченные решения по таким делам принимают в пользу потребителей, сообщил Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.

В России с 1 января 2020 года действует новый порядок рассмотрения споров потребителей с МФО. До подачи иска к МФО потребитель обязан обратиться к финансовому уполномоченному, который рассматривает споры с размером требований до 500 тысяч рублей. Принятие и рассмотрение обращений потребителей осуществляется финансовым уполномоченным бесплатно.

Как уточнил Воронин, на удержание МФО комиссии за выдачу займов приходится треть от всех обращений граждан, рассмотренных финансовыми уполномоченными. Из обращений потребителей финансовому уполномоченному следует, что при оформлении займа МФО в договоре прописывают способы выдачи займа, для которых устанавливается сумма комиссии. Так, например, жительница Санкт-Петербурга взяла заем в размере 23 000 рублей, из которых МФО удержала 575 рублей в виде комиссии за перечисление денежных средств на банковскую карту женщины. После погашения задолженности она обратилась к финансовому уполномоченному, который признал взимание данной комиссии необоснованным и удовлетворил ее требование о возврате удержанной комиссии.

«В подобных случаях, когда взимается комиссия за выдачу займа, МФО поясняют, что такие действия являются дополнительными услугами, которые должны оплачиваться клиентами отдельно. Однако при предоставлении займа действие кредитора по выдаче займа является его прямой обязанностью, стандартным действием, без которого кредитор не смог бы исполнить договор займа», — говорит Воронин.

Финансовые уполномоченные при рассмотрении подобных споров признают необоснованными комиссии как за выдачу займа на банковскую карту, так и комиссии за другие способы выдачи денежных средств потребителю. Незаконность взимания комиссии за выдачу займа на банковскую карту подтверждается и судами, продолжает Воронин.

«По обращениям потребителей финансовому уполномоченному можно сказать, что размер комиссии обычно устанавливается либо в процентах от суммы займа – может достигать 3,5%, либо в твердой сумме. Учитывая, что размер комиссии незначителен, потребители обычно соглашаются с подобными тратами. Многие же не знают, что соответствующая комиссия незаконна, а добиться ее возврата можно путем обращения к финансовому уполномоченному», — рассказывает Воронин.

Даже если потребитель понимает неправомерность взимания комиссии, он изначально находится в слабой позиции и соглашается на оформление займа на таких условиях. «В подобных ситуациях потребителям следует обратиться с претензией в микрофинансовую организацию с требованием о возврате уплаченной комиссии. Если ответ МФО потребителя не устроил или не был получен вовсе, потребитель вправе обратиться к финансовому уполномоченному», — отмечает Главный финансовый уполномоченный. МФО целесообразно пересмотреть работу по урегулированию подобных претензий клиентов. При этом следует учитывать, что в том случае, когда спор рассматривается финансовым уполномоченным, у финансовой организации возникает предусмотренная законом обязанность уплатить взнос в фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного, размер которого может значительно превышать размер комиссии, резюмирует Воронин.

Справка

Финансовый уполномоченный рассматривает споры только имущественного характера, и потребитель может обратиться к финансовому уполномоченному с денежным требованием в отношении МФО, например, о взыскании излишне уплаченных процентов за пользование займом. Клиенту МФО до обращения к финансовому уполномоченному необходимо соблюсти претензионный порядок, направив соответствующее заявление-претензию в финансовую организацию. В случае несогласия с полученным ответом микрофинансовой организации или неполучения ответа в установленный срок потребитель направляет обращение финансовому уполномоченному. Срок рассмотрения обращения регламентирован законом и составляет 15 рабочих дней. Подробно ознакомиться с порядком подачи обращений клиенты МФО могут на сайте финансового уполномоченного www.finombudsman.ru

Источник.



    Разделы Аналитики:

    © 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
    Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
    Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.