|
В период самоизоляции мошенники активизировались и при этом изменили способ вовлечения граждан в свои схемы. Теперь они предпочитают действовать через телеграм-каналы и соцсети, а в качестве «приманки» используют рекламные баннеры в интернете. О том, почему опасно заходить по ссылкам «Хочешь заработать? Жми сюда!», как уберечься от мошенников и распознать их уловки, в интервью агентству «Прайм» рассказал глава департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях.
— Россияне уходили из-за пандемии коронавируса на удаленную работу с конца марта-начала апреля. Очень многие проводили большую часть времени в интернете. Мошенники как-то этим воспользовались?
— Многие, действительно, во время пандемии работали удаленно, находились дома, и мошенники это учли. Они сделали ставку на то, что интернет для значительной части активных людей стал ключевым каналом получения информации, в том числе — рекламной.
При этом поставщики псевдофинансовых услуг активно размещают рекламу, в которой собственно финансовые услуги напрямую не предлагаются. Изначально человека заманивают баннером с броским слоганом — «Хочешь быстро разбогатеть? Приходи к нам!», «Зарабатывай с нами!», «Оставь координаты, получи бесплатно консультацию» и так далее. Человек кликает на баннер, и его приводят в определенный аккаунт в соцсети или телеграм-канал, где и начинают обрабатывать дальше.
В прежних схемах в рекламе почти всегда оговаривались некие услуги или продукты, получив которые можно разбогатеть. Теперь мошенники просто играют на желании человека разбогатеть, а как именно — оставляют «за кадром».
Но вот что интересно. По нашим оценкам, за время пандемии объем такой рекламы вырос настолько, что сейчас значительно превышает объем традиционной рекламы финансовых услуг — и от легальных, и от нелегальных участников рынка вместе взятых.
— Как работает новая схема?
— Способов множество. Но главное — вас обязательно «ведут» в руки нелегала. Как только человек «засветится», попадая в телеграм-канал или аккаунт в соцсети, оставит там свои контакты, мошенники включают методику социального инжиниринга.
Под разными предлогами вас убеждают в том, что надо, например, бесплатно получить или купить торговое программное обеспечение, через которое можно совершать сделки. Но потом окажется, что это программное обеспечение работает только с торговой системой определенного брокера. И у этого брокера не будет лицензии Банка России, то есть он будет нелегалом. Или вас станут заманивать сделать инвестиции в некий супервыгодный проект, который окажется в итоге финансовой пирамидой.
Также предлагают пройти семинары или купить обучающие материалы, стоимость которых на самом деле копеечная, но «специально для вас» их продают за десятки тысяч рублей. Естественно, что клиента уверяют, что после прочтения этих книг он станет миллиардером, нужно только купить и прочесть, хотя в лучшем случае там содержатся советы из курса по финансовой грамотности.
И «вишенкой на торте» являются услуги псевдоюристов или раздолжнителей: вам предлагают заплатить им, чтобы вернуть инвестиции, сделанные при содействии нелегального финансового брокера или нелегального форекс-дилера. Это очередной этап выманивания денег. Возможно, в лучшем случае, за вас даже напишут жалобу в правоохрану или в Банк России, но это будет жалоба по той форме, которую вы можете заполнить сами. Бесплатно.
В итоге цепочка получается такая: сначала предлагают пройти обучение, потом начать торговать, потом заплатить за страхование средств, за вывод средств со счета, за снятие блокировок, в финале — за то, чтобы вернуть хотя бы часть вложений. Пока клиент платит, из него продолжают высасывать деньги.
— Мошенники рассчитывают на какую-то конкретную социальную группу? Кто обычно становится их «клиентами»?
— В первую очередь они делают ставку на наименее финансово грамотных и подкованных людей. Даже дизайн, форма подачи информации в таких объявлениях рассчитаны на то, чтобы сразу отсеять тех, кто имеет хоть какое-то представление о финансах. Понятно, что на обман легко могут поддаться люди в состоянии стресса, попавшие в тяжелое материальное положение. Так что пандемия здесь оказалась на руку.
— Велики ли потери потребителей подобных услуг? Каков «средний чек»?
— БОльшая часть потерь лежит в диапазоне 40-80 тысяч рублей — таков наиболее частый улов мошенников. Это экспертные оценки. Естественно, суммы могут отличаться, могут даже превышать этот диапазон в разы. Все зависит от «талантов» мошенников, их продвинутости и опыта в социальном инжиниринге и социальном маркетинге, а также от доверчивости жертвы.
Причем, как и во многих мошеннических схемах, платежи делаются на карточку или счет человека, который жертве присылают в «личку». В таком случае доказать обман даже в суде крайне затруднительно. Никаких «следов» — бумаг, договоров — мошенники не оставляют, и получается, что жертва переводит деньги добровольно и самостоятельно.
Кстати, люди теряют не только собственные деньги. Это могут быть и заемные, деньги семьи. Нередко мошенники предлагают также человеку обратиться к кредиторам. Причем опять же нелегальным, которые дают деньги под грабительский проценты с соответствующими последствиями. Сначала — на то, чтобы инвестировать, а после неудачных инвестиций — для расплаты с предыдущими кредиторами.
— Какие риски для человека, попавшего в сеть, помимо потери денег?
— Риск утери персональных данных, потому что потом эта информация продается, передается, и ее используют для своих баз другие мошенники. Если ты устанавливаешь на смартфон программное обеспечение, которое тебе предлагают нелегалы, то возникает риск несанкционированного доступа к гаджету.
В период самоизоляции люди должны опираться на близких, поддерживать с ними отношения. А получается потеря доверительных отношений с родственниками и близкими после утраты денег, которые они тебе одолжили.
Ну и, наконец, это потеря доверия к финансовой системе, индустрии в целом.
— Можно ли как-то бороться с такими мошенниками?
— Конкретная финансовая услуга или финансовый продукт в данном случае не рекламируются, поэтому привлечь к ответственности ее распространителей очень сложно. Они не попадают под прямое действие закона. На это, кстати, и рассчитывают мошенники.
Здесь очень важно, чтобы владельцы площадок, на которых распространяется подобная реклама, обращали на нее внимание. Сейчас в большинстве социальных сетей и сообществ есть правила, в соответствии с которыми они тщательно проверяют рекламу финансовых услуг. А новая схема «проскакивает» мимо их внимания, ниже радаров служб, отвечающих за рекламу. Но если сразу непонятно, что именно продает реклама, какой товар, высока вероятность ее распространения мошенниками. Добросовестный рекламодатель не пользуется подозрительными уловками.
Надо чтобы люди, которые уже столкнулись с такими мошенниками, предупреждали других — публичили эту информацию. Но самый верный способ — быть внимательными, не поддаваться на мошеннические уловки, тем более, что они достаточно простые. Если вы все-таки прошли по опасной ссылке, то прежде чем ввязываться во что-то, проверьте компанию на сайте Банка России. И не думайте, что вам удастся «обыграть» нелегала.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.