|
В годовом отчете Банка России за 2018 год регулятор поделился мониторингом рисков стабильности и рассказал о допуске на рынок микрофинансирования.
Среди основных видов риска микрофинансовой деятельности наиболее значимым является кредитный риск, отмечается в документе. Микрозаймы, предоставляемые на предпринимательские и потребительские цели, имеют существенное различие по уровню кредитного качества, обусловленное спецификой самих микрофинансовых организаций (МФО).
В связи с тем, что основная часть МФО предпринимательского финансирования приходится на некоммерческие фонды поддержки предпринимательства с государственным участием (84% от сегмента), для них исторически характерна более высокая достаточность капитала и низкий уровень NPL 90+8 в портфеле, обусловленный низкой премией за риск. Таким образом, большая часть кредитных рисков абсорбируется за счет собственного капитала. При этом сегмент предпринимательского финансирования относительно потребительских микрозаймов показывает достаточно умеренные годовые темпы прироста по итогам 2018 года – 23,5%, увеличившись до 29,6 млрд рублей.
В части МФО потребительского микрофинансирования традиционно отмечаются более высокие темпы прироста и более значительная доля невозвратных микрозаймов. Портфель потребительских микрозаймов по итогам 2018 года увеличился до 134 млрд рублей, опережая годовые темпы прироста необеспеченных потребительских кредитов более чем в два раза (51% против 22,8%), что стало следствием как низкой базы 2017 года, когда произошло замедление развития рынка перед введением новых регулятивных требований, так и ростом портфеля нескольких крупных игроков рынка. Несмотря на высокие темпы прироста потребительских микрозаймов, отмечается увеличение доли NPL 90+ в портфеле микрозаймов с 28,0 до 30,6%, что, вероятно, связано со снижением объемов списанных и переуступленных микрозаймов (на 34% за год).
В целях ограничения долговой нагрузки населения в 2018 году Банк России разработал и внедрил отдельные инструменты макропруденциальной политики для МФО.
Кроме вышеперечисленного, у МФО отмечаются репутационные риски, которые связаны в том числе с деятельностью нелегальных кредиторов, недобросовестных участников рынка и общей низкой финансовой грамотностью заемщиков МФО, а также операционные риски в части сдачи отчетности (ошибки/опечатки/пропуски), что может влиять на достоверность анализа рынка и приводить к применению Банком России надзорных мер.
В 2018 году в государственный реестр микрофинансовых организаций были внесены сведения о 354 микрофинансовых организациях, исключены из указанного реестра сведения о 623 микрофинансовых организациях.
В течение 2018 года рассмотрено:
Представленный в Государственную Думу документ будет рассматриваться на пленарном заседании нижней палаты парламента. Госдума также направляет Годовой отчет Банка России Президенту и в Правительство Российской Федерации.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.