|
Президент РФ Владимир Путин подписал закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Может ли закон реально что-то изменить для заемщиков, рассказал в своем интервью «КП» Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, Президент НАУМИР Алексей Саватюгин.
- Говорят, что сейчас деятельность коллекторов никак не регулируется. Вот и возник беспредел. Скоро вашими коллегами уже детей начнут пугать...
- В законе о потребительском кредите есть одна статья, которая посвящена деятельности коллекторов. Они там называются профессиональными взыскателями. Так что их деятельность законна. Почему такое внимание к коллекторам в последнее время? В основном, из-за разных вопиющих случаев, когда должникам угрожают или происходит прямое насилие. Но это - чистая уголовщина. Такие дела регулируются нормами Уголовного кодекса.
- Может ли закон о коллекторах реально что-то изменить для заемщиков?
- Там много чего интересного написано. Самое главное и хорошее в нем - это то, что он вообще будет. Появится какой-то государственный орган - регулятор, который будет контролировать коллекторов, куда можно будет жаловаться на них.
- Судя по законопроекту, будет урегулировано, сколько раз коллекторы должны звонить должнику и в какое время. А еще то, что заемщик может отказаться от общения с ними.
- Ограничения на ночные звонки и звонки в выходные дни действуют и сейчас. Эта норма есть в законе о потребительском кредите. Коллекторам, банкирам, любым ростовщикам запрещено звонить позднее 10 вечера и раньше 8 утра, а в выходные дни - позднее 8 вечера и раньше 9 утра. Это правило повторяется и в новом законе. Еще там есть идея ограничить количество звонков: чтобы коллекторы могли звонить не чаще раза в сутки и двух раз в неделю. Вроде бы норма правильная. А то у нас есть особо рьяные взыскатели, которые звонят и по четыреста раз в день. Ставят телефон на автодозвон, и все. Это - хамство. Подобный подход не способствует возвращению долгов. Заемщики начинают нервничать, злиться, возникает обратная реакция.
Но, с другой стороны, если будет введена такая норма, как контролировать ее исполнение? Вот, например, звонит коллектор и просит Ивана Ивановича к телефону. А Иван Иванович отсутствует. Вечером коллектор уже не сможет перезвонить (это право у него будет раз в сутки). А потом Иван Иванович просто бросает трубку. Как работать с таким должником?
- А были и предложения вообще запретить коллекторов.
- Профессиональные коллекторы нужны. Но их надо отделить от уголовников, которые работают под видом взыскателей долгов, и от не всегда объективной шумихи на эту тему. Вот недавно в Новосибирской области, в городе Искитиме, был случай, когда люди в масках ворвались ночью в дом и изнасиловали заемщицу. В СМИ прошла информация, что это были коллекторы. Но через полтора месяца следствия выяснилось, что преступление не имело никакого отношения к кредитам. Правоохранительные органы официально сообщили, что это были не коллекторы.
И здесь я хочу дать совет заемщикам. Если к вам пришли люди, которые назвались коллекторами, то обратитесь в банк или микрофинансовую организацию, где у вас кредит. Узнайте, работает ли финансовая организация с этим коллекторским агентством. Если вашу задолженность передали коллекторам, то должен быть договор кредитора с агентством по взысканию долгов.
- Звонят коллекторы и требуют возвратить долг. А вы про этот кредит вообще не слышали. Что делать?
- Бывает, что заемщики оставляют чужие номера телефонов. Банкиры не в состоянии проверить правильность этих данных. Они изучают паспорт, справку о доходах. Вот, например, при получении кредита вы оставили телефон соседа. Кредит не вернули. И соседа начали прессовать. В этом случае сосед должен сообщить коллектору, что он не заемщик, и при необходимости предоставить документы, которые подтверждают это. Звонки должны прекратиться.
- Вряд ли коллектор послушает соседа. Наверняка звонки продолжатся.
- Тогда он может пожаловаться в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). К нам поступает около 3 тысяч обращений в год. Почти половина из них - как раз на такие ошибочные звонки. Закон пока не разрешает коллекторам обращаться к базам данных сотовых операторов и проверять правильность номеров.
- То есть на коллекторов можно жаловаться самим коллекторам?
- Для этого и существует ассоциация коллекторов. У тех коллекторских агентств, которые входят в ассоциацию, есть достаточно жесткий этический кодекс. И это воздействие часто более действенное, чем у правоохранительных органов. Рынок не такой уж большой, все друг друга знают. Те компании, которые хотят соответствовать будущему закону, которые пришли в профессию всерьез и надолго, дорожат своей репутацией.
- Что делать, если у человека просрочен кредит?
- Долги надо возвращать. Некоторые люди думают, если они взяли в банке кредит, а у того отозвали лицензию, то и слава богу: значит, не придется возвращать долг. Нет, кредит на вас висит в полном объеме. Вообще у нас 15% заемщиков - кредитные мошенники. То есть примерно миллион людей, когда брали кредит, не собирались расплачиваться. Если вы понимаете, что не можете внести очередной платеж, не бегайте. Лучше честно скажите об этом вашему кредитору. Поговорите с ним о возможной реструктуризации. Приличные кредиторы идут навстречу заемщикам. А еще, если вы нуждаетесь в деньгах, не берите ссуду абы у кого. Есть черные кредиторы, которые довольно сильно распространены, особенно в регионах. Это они выдают кредит за пять минут, без паспорта, под честное слово. Не ведитесь. Такие кредиторы никому не подконтрольны и защитить вас будет некому. Кредит надо брать только у профессионального кредитора. Это может быть банк, МФО (микрофинансовая организация), которая есть в реестре Банка России, кредитный кооператив, если вы его пайщик.
Источник: http://www.kp.ru/daily/26547.7/3563313/
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.