|
Большинство родителей не привлекают своих детей к вопросам планирования семейного бюджета и не обсуждают с ними вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. Поэтому знания детей и подростков в сфере грамотного распоряжения личными финансами находятся на низком уровне, что в результате может привести к рисковому поведению и снижению благосостояния в старшем возрасте.
Исследование финансовой грамотности детей и подростков в России, а также факторов, оказывающих наибольшее влияние на их финансовое поведение, впервые было проведено Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) при генеральном партнерстве MasterCard и поддержке Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС, Ассоциации российских банков и международной организации Child and Youth Finance International.
Скачать полную версию отчета можно по ссылке http://nacfin.ru/wp-content/uploads/2015/10/children.pdf
Опрос родителей, проведенный в апреле — мае 2015 года, показал, что только 8% из них ведут детальный учет доходов и расходов семьи. Большинство (77%) вообще не ведут бюджет и не привлекают (73%) своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом.
Три четверти подростков в возрасте от 14 до 17 лет имеют собственные денежные средства, но только 16% родителей интересуются мнением младших членов семьи по тем или иным финансовым вопросам. При этом мальчики чаще девочек отмечают наличие собственных денег – 81% против 70% соответственно.
Поскольку очень часто подростки исключены из процесса финансового планирования семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают тратить, а не копить. Как показало исследование, более половины подростков тратят все или почти все деньги на текущие нужды (57%).
Как детям, так и подросткам не хватает знаний в области кредитования: они имеют лишь смутное представление о том, как выдаются данные продукты, не различают поставщиков услуг, например, банки или микрофинансовые организации. Банки, по мнению детей и подростков, отвечают за выдачу займов и хранение денежных средств.
Невысока осведомленность о сберегательных продуктах. Дети в возрасте до 12 лет затрудняются дать им определение, равно как и некоторые подростки младшего возраста (от 12 до 14 лет). Только в старшей возрастной группе участники исследования смогли объяснить, что такое «вклад» или «сберегательная книжка», однако затруднились объяснить, что такое «депозит».
Дети младшего возраста (до 12 лет) и некоторые подростки (от 12 до 14 лет) практически не знают о том, что такое страхование. Функцию этой услуги они сводят к починке имущества, пострадавшего из-за несчастного случая. Инвестиционные продукты также практически незнакомы участникам исследования, подростки из старшей возрастной группы смогли охарактеризовать данное понятие только через ассоциации с вложениями в бизнес.
Инициативное исследование проведено НАФИ в апреле-мае 2015 года:
Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ: «Именно родители формируют и развивают личность человека. Семья для детей выступает важнейшей средой передачи опыта и формирования знаний, в том числе, в финансовых вопросах. Сегодня уровень финансовой грамотности взрослого населения Российской Федерации можно охарактеризовать как низкий. Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска, так как их родители в большинстве своем не могут передать им основы финансово грамотного поведения, из-за отсутствия достаточного опыта в этой области».
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.