Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

05.12.2024, четверг, 20:41

Как работает упрощенная идентификация после отключения УПРИД

14 сентября 2022 1059
Как работает упрощенная идентификация после отключения УПРИД

Банк России 31 августа ответил на запрос СРО «МиР» о достаточности запроса в ФНС для исполнения требований упрощенной идентификации. В ответе регулятора говорится, что такой проверки достаточно, но есть некоторые риски, которые следует учитывать. Product Manager компании RNDSOFT Станислав Матяшов разбирается, почему возник такой запрос, и как теперь МФО проводить упрощенную идентификацию.

 

Предыстория

Клиенты компании RNDSOFT из числа МФО долгое время проводили упрощенную идентификацию через сервис УПРИД в системе межведомственного информационного взаимодействия (СМЭВ), используя при этом нашу облачную инфраструктуру и поддержку. Сервис УПРИД поддерживался Минцифрой РФ и был создан, чтобы упростить участниками финрынка процедуру подключения и проведения упрощенной идентификации.

Проблемы с сервисом УПРИД начались 9 февраля: доля запросов, возвращающихся с ошибкой, резко подскочила до 40% и далее только росла. Ниже изображен график из нашей системы мониторинга, охватывающий 107 компаний (около 20-30 тысяч запросов в сутки). На нем видно, как «умирал» сервис Минцифры УПРИД.

График ухудшения работы сервиса Минцифры УПРИД

 

В ночь на 14 апреля без предупреждения Минцифры полностью отключило сервис УПРИД всем участникам рынка, а это порядка 3 тысяч компаний: МФО, банки, НПФ, инвестиционные, брокерские и управляющие компании, регистраторы, страховые компании и операторы связи.

Письмо об отзыве права доступа к сервису УПРИД

 

В последующие 3 дня мы практически ночевали на работе, проводя информационную работу и организовывая альтернативные подключения для наших клиентов. Доводили информацию о проблеме представителям Банка России, общались с коллегами из СРО и Минцифры, писали запросы в техподдержку СМЭВа. Всю актуальную информацию по этой теме мы публикуем в телеграм-канале KYC alerts.

 

После апокалипсиса

Единственным альтернативным вариантом проведения упрощенной идентификации через СМЭВ стало прямое использование сервисов МВД, ФНС и ПФР вместо сервиса УПРИД, который по сути выполнял функции концентратора и сам распределял данные по ведомствам на проверку. Мы помогли клиентам оформить и подать все необходимые заявки, пройти тестирование и запросить доступ к промышленным контурам данных сервисов. С ФНС и ПФР все прошло относительно гладко: компаниям дали доступ к проверке ИНН и СНИЛС, а вот с МВД возникла проблема.

Ведомство не отвечало на запросы о подключении к их сервису в СМЭВ. На момент написания статьи из 56 компаний, которые подали заявки еще в апреле-мае, доступ получили только 4.

Тем, кому повезло подключиться, столкнулись с другой проблемой: срок ответа сервиса МВД составляет от 15 минут до 2 часов, а это слишком долгий срок: клиенты уходят, конверсия падает, средства на лидогенерацию тратятся впустую.

 

Поиск альтернатив

Тогда единственным вариантом проверить все необходимые по 115-ФЗ данные стал сервис ФНС, который принимает на проверку ФИО, серию с номером паспорта и ИНН. Такой проверки теоретически было достаточно для соответствия требованиям 115-ФЗ по упрощенной идентификации. При этом сервис дает ответ в пределах 1 минуты, что вполне устраивало МФО.

Был один спорный момент – ФНС не является ведомством, отвечающим за паспорта граждан РФ. В самом законе формулировка о процедуре проверки тоже могла быть истолкована двояко.

Для разрешения сомнений коллеги из СРО «МиР» инициировали запрос к Банку России. Компаниям нужно было знать позицию регулятора о том, является ли проверка данных через сервис ФНС достаточной для соответствия процедуре упрощенной идентификации из 115-ФЗ.

 

Новый порядок проведения идентификации

Ответ Банка России внес ясность в этот вопрос. Теперь компании могут работать с сервисом ФНС не опасаясь санкций регулятора. Подключение к сервису при хорошем знании бюрократической процедуры и технических нюансов проходит без проблем. На этом этапе мы активно помогаем МФО. Все наши клиенты оперативно подключились к ФНС через нашу облачную инфраструктуру и сейчас активно проводят проверки.

Мы сохранили для клиентов принцип единого запроса для проверок по всем ведомствам, чтобы МФО не приходилось нагружать избыточной логикой свои информационные системы. Сейчас мы можем давать ответ не просто в формате «да/нет», а предоставлять мини-отчет, в котором по каждому документу отдельно указывается статус проверки. Когда совокупности проверяемых данных достаточно для процедуры упрощенной идентификации, мы передаем соответствующий флаг, и система клиента на его основе может принимать решение о приеме клиента на обслуживание.

 

Справочная информация о компании

Компания RNDSOFT образована в 2014 году и специализируется на автоматизации и интеграционных решениях для финансового и инвестиционного рынков. В частности, развивает линейку готовых решений и облачных сервисов для МФО и КПК для быстрого подключения к сервисам упрощенной идентификации через ЕСИА и СМЭВ, а также для получения данных из Цифрового профиля гражданина. Компания является лидером в РФ по подключению организаций к госуслугам (ЕСИА).

Все продукты RNDSOFT представлены на сайте www.esia.pro. За подробной информацией по продуктам для МФО обращайтесь: stas@rnd-soft.ru


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.