|
По итогам 2020 года – года пандемии и удаленной работы – уровень цифровых компетенций россиян вырос: сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности, выросла доля россиян с базовым уровнем. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года на уровне 27%. Многие россияне по-прежнему обладают недостаточными знаниями и навыками в сфере цифровых технологий. Аналитический центр НАФИ представляет результаты ежегодной комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019, 2020 и 2021 годах1. Репрезентативный всероссийский опрос населения по методологии DigСomp проведен с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин».
Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» заданы целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Это 27% населения в 2019 году, 30% – в 2020 и 32% – в 2021 (информация в соответствии с паспортом Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» приведена в таблице 1).
По результатам исследования НАФИ, пандемия послужила катализатором уровня компетенций прежде всего для людей, выполняющих несложные повседневные задачи в цифровой среде: за год сократилась доля людей с начальным уровнем цифровой грамотности (с 7% до 4%), выросла доля россиян с базовым уровнем цифровой грамотности (с 66% до 70%). При этом доля россиян с продвинутым уровнем цифровых компетенций не увеличилась – ими обладают 27% россиян, как и в 2020 году. Это на 5 п.п. ниже, чем заложено в паспорте федерального проекта на 2021 год.
Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Половина работающих россиян считают, что имеют низкий уровень знаний и навыков в сфере информационных технологий, и это мешает им получить более высокооплачиваемую работу2. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.
Индекс цифровой грамотности россиян в первой половине 2021 года составил 64 пункта по шкале от 0 до 100. Индекс рассчитывался по методологии DigСomp. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:
Информационная грамотность
Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети. Уровень информационной грамотности россиян по результатам объективной оценки составил 67 п.п.
Коммуникативная грамотность
Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети. Этот подиндекс продемонстрировал самый высокий показатель по сравнению с другими компонентами цифровой грамотности – 67 п.п.
Создание цифрового контента
Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети. Россияне не отличаются развитыми навыками по созданию цифрового контента – подиндекс «Создание цифрового контента» равен 59 п.п.
Цифровая безопасность
Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека. Опрошенные продемонстрировали хорошее понимание правил безопасности в сети – подиндекс «Цифровая безопасность» составил 65 п.п.
Навыки решения проблем в цифровой среде
Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями, возникающими в цифровой среде – по итогам исследования данный подиндекс равен 65 п.п.
Социально-демографические различия
Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели цифровой грамотности, чем в целом по стране.
Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (72 против 64 п.п.), а в селах и поселках городского типа – ниже (60-62 п.п.).
Вырос разрыв в цифровых компетенциях между мужчинами и женщинами. В прошлом году индекс цифровой грамотности мужчин был выше на 2 п.п., в этом году – на 3 п.п. (значение индекса у мужчин – 66 п.п., у женщин – 63 п.п).
Уровень цифровой грамотности зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (68 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет (60 п.п.).
Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (69 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 55 п.п.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:
«Спровоцированный пандемией резкий и вынужденный переход к более цифровому образу жизни помог многим россиянам открыть для себя возможности современных технологий. Социально-культурные и экономические эффекты этого стали хорошо заметны – например, небывалый массовый рост потребления цифровых медиа. Рост рынка edTech – это отражение повышения общественного доверия к дистанционному образованию и ответ на запрос рынка труда на быстрое повышение квалификации, переобучение и даже смену профессии. Многие работодатели впервые увидели возможности удаленной работы, преимущества автоматизации бизнес-процессов, перехода к онлайн-дистрибуции и digital-маркетингу.
В то же время, рост уровня цифровой грамотности и цифровых компетенций в обществе произошел неравномерно и в основном за счет тех, кто такими знаниями и навыками прежде не обладал. Те, у кого цифровые компетенции были развиты средне и даже выше среднего, за пандемию новых знаний почти не приобрели. Это вызывает определенное беспокойство, так как экономический прогресс сегодня определяется именно долей интеллектуальной элиты – специалистов высокотехнологичных отраслей и видов деятельности – в общей структуре общества».
Таблица 1
Доля населения, обладающего цифровой грамотностью (по паспорту Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»)
|
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики (по паспорту Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики») |
26% |
27% |
30% |
32% |
36% |
38% |
40% |
Таблица 2
Индекс цифровой грамотности НАФИ, в процентных пунктах
|
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Индекс цифровой грамотности НАФИ (в процентных пунктах) |
52 |
52 |
58 |
64 |
Доля населения, обладающего высокой цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики |
26% |
26% |
27% |
27% |
Таблица 3
Компоненты Индекса цифровой грамотности, в процентных пунктах
|
Все респонденты |
Индекс цифровой грамотности |
64 |
Информационная грамотность |
67 |
Создание цифрового контента |
59 |
Цифровая безопасность |
65 |
Навыки решения проблем в цифровой среде |
65 |
Коммуникативная грамотность |
67 |
Таблица 4
Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по возрасту
|
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-54 |
55+ |
Индекс цифровой грамотности |
68 |
68 |
68 |
65 |
60 |
Таблица 5
Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по федеральному округу
|
ЦФО |
СЗФО |
ЮФО |
СКФО |
ПФО |
УФО |
СФО |
ДФО |
Индекс цифровой грамотности |
68 |
69 |
60 |
56 |
62 |
65 |
65 |
64 |
Таблица 6
Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по полу
|
Мужской |
Женский |
Индекс цифровой грамотности |
66 |
63 |
Таблица 7
Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по типу занятости
|
Работаю (за исключением подрабатывающих студентов и пенсионеров) |
Работающий пенсионер |
Работающий учащийся, студент |
Неработающий пенсионер (в том числе по инвалидности) |
Неработающий учащийся, студент |
Временно не работаю, безработный |
Занят домашним хозяйством, нахожусь в декретном отпуске |
Индекс цифровой грамотности |
66 |
61 |
69 |
55 |
68 |
65 |
60 |
Таблица 8
Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по типу населенных пунктов
|
Москва и Санкт-Петербург |
Город 1 млн и более |
Город 500 - 1000 тыс. чел. |
Город 100 - 500 тыс. чел. |
Город 50 - 100 тыс. чел. |
Город до 50 тыс. и ПГТ |
Село |
Индекс цифровой грамотности |
72 |
66 |
67 |
65 |
64 |
62 |
60 |
Источник: Аналитический центр НАФИ.
1 Результаты исследования сравнимы с предыдущими волнами исследования. Подход DigComp разработан Европейской Комиссией в рамках реализации программы обучения граждан цифровым навыкам. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по пяти основным параметрам: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде.
Репрезентативный всероссийский опрос населения по методологии DigСomp проведен в январе-мае 2021 года с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru). Опрошено 4621 человек в 70 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Погрешность составляет 1,5%.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.