|
Многие россияне рискуют потерять деньги при заключении кредитных договоров с финансовыми организациями. Причины – невнимательное чтение договоров и неготовность рассматривать предложения от разных финансовых организаций. Аналитический центр НАФИ узнал, кто из россиян находится в группе риска1.
Каждый пятый россиянин при подписании не проверяет все пункты договора на оказание финансовых услуг: 7% опрошенных ставили подпись в документах без ознакомления с текстом, а 10% читали договор и подписывали, даже если что-то осталось им непонятно.
При выборе кредитного продукта почти половина заемщиков рискуют оформить невыгодный кредит. 25% не рассматривали кредитные предложения от других организаций, 14% изучали только кредитные предложения от одной организации. 9% сообщили, что на момент оформления кредита других вариантов предложений не было.
Чаще всего рискуют потерять деньги люди без высшего образования, с низким достатком, безработные, представители рабочих профессий и обсуживающий персонал.
При этом большинство россиян при оформлении финансовой услуги все же читают договор перед подписанием и при необходимости консультируются либо с сотрудником финансовой организации (53%), либо обращаются к другим людям или источникам (15%). Если у человека хорошее материальное положение и он занимает руководящую позицию, скорее всего он будет рассматривать несколько вариантов кредитных предложений в различных организациях.
Меньше других рискуют потерять деньги люди с высшим образованием, стабильным доходом, руководители, квалифицированные специалисты, владельцы бизнеса, жители столиц и крупных городов, а также люди среднего возраста (25-44 лет).
Таблица 1. «Какое из утверждений больше всего соответствует тому, как Вы обычно подписываете договоры при оформлении финансовой услуги?», в % от всех опрошенных россиян
|
в % от всех ответивших |
Подписываю договор, не читая, доверяю финансовой организации, в которую обращаюсь |
7 |
Читаю договор, но даже если что-то не понимаю, всё равно подписываю |
10 |
Читаю договор, если что-то непонятно, выясняю у сотрудника, который продает мне эту финансовую услугу, и только потом подписываю |
53 |
Читаю договор, если что-то непонятно, обращаюсь не к сотруднику, а к другим людям, смотрю в интернете и т.п., и только потом подписываю |
15 |
Другое |
3 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
Таблица 2. «Какое из утверждений больше всего соответствует тому, как Вы обычно подписываете договоры при оформлении финансовой услуги?», в % от всех опрошенных россиян, распределение по роду деятельности
|
Руководитель высшего звена предприятия, учреждения |
Руководитель подразделения, отдела |
Владелец собственного дела, предприятия |
Квалифицированный специалист (в том числе медицинский работник, преподаватель) |
Технический или обслуживающий персонал (в том числе водитель, охранник) |
Рабочий |
Индивидуальная трудовая деятельность (в т.ч. юрист, риэлтор, фрилансер) |
Военнослужащий / полицейский |
Читаю договор, если что-то непонятно, выясняю у сотрудника, который продает мне эту финансовую услугу, и только потом подписываю |
56 |
61 |
55 |
62 |
57 |
52 |
58 |
67 |
Читаю договор, если что-то непонятно, обращаюсь не к сотруднику, а к другим людям, смотрю в интернете и т.п., и только потом подписываю |
22 |
22 |
25 |
19 |
14 |
15 |
23 |
19 |
Таблица 3. «Какое из следующих утверждений лучше всего описывает то, как Вы выбирали эту услугу [кредитный продукт]?», в % от всех опрошенных россиян, которые брали кредит
|
в % от всех опрошенных |
Я рассматривал несколько вариантов от разных компаний, прежде чем принять решение |
44 |
Я рассматривал различные варианты от одной компании |
14 |
Я не рассматривал других вариантов вообще |
25 |
Не было других вариантов кредитных предложений на тот момент |
9 |
Затруднились ответить |
8 |
Таблица 4. «Какое из следующих утверждений лучше всего описывает то, как Вы выбирали эту услугу [кредитный продукт]?», в % от всех опрошенных россиян, которые брали кредит, распределение по материальному положению
|
Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты |
На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна |
Денег хватает на продукты и одежду, но покупка телевизора, мебели - для нас проблема |
Мы можем без труда купить холодильник, телевизор, мебель, но на большее денег нет |
Мы можем позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу и многое другое |
Я рассматривал несколько вариантов от разных компаний, прежде чем принять решение |
35 |
36 |
45 |
52 |
56 |
Таблица 5. «Какое из следующих утверждений лучше всего описывает то, как Вы выбирали эту услугу [кредитный продукт]?», в % от всех опрошенных россиян, которые брали кредит, распределение по наличию высшего образования
|
Есть высшее образование |
Нет высшего образования |
Я рассматривал несколько вариантов от разных компаний, прежде чем принять решение |
53 |
38 |
Таблица 6. «Какое из следующих утверждений лучше всего описывает то, как Вы выбирали эту услугу [кредитный продукт]?», в % от всех опрошенных россиян, которые брали кредит, распределение по роду деятельности
|
Руководитель высшего звена предприятия, учреждения |
Руководитель подразделения, отдела |
Владелец собственного дела, предприятия |
Квалифицированный специалист (в том числе медицинский работник, преподаватель) |
Технический или обслуживающий персонал (в том числе водитель, охранник) |
Рабочий |
Индивидуальная трудовая деятельность (в т.ч. юрист, риэлтор, фрилансер) |
Военнослужащий / полицейский |
Я рассматривал несколько вариантов от разных компаний, прежде чем принять решение |
53 |
57 |
55 |
52 |
42 |
39 |
54 |
55 |
Таблица 7. «Какое из следующих утверждений лучше всего описывает то, как Вы выбирали эту услугу [кредитный продукт]?», в % от всех опрошенных россиян, которые брали кредит, распределение по месту проживания
|
Москва и Санкт-Петербург |
Более 1 млн человек |
От 500 тыс. до 1 млн. человек |
От 250 тыс. до 500 тыс. человек |
От 100 тыс. до 250 тыс. человек |
От 50 тыс. до 100 тыс. человек |
Менее 50 тыс. человек, ПГТ |
Сельское население |
Я рассматривал несколько вариантов от разных компаний, прежде чем принять решение |
51 |
48 |
51 |
45 |
47 |
46 |
40 |
38 |
Источник: НАФИ.
1 Репрезентативный всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в ноябре 2020 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 53 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.