Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

29.03.2024, пятница, 16:44

35% россиян в зоне риска: измерение уровня цифровой финансовой грамотности

05 ноября 2020 306
35% россиян в зоне риска: измерение уровня цифровой финансовой грамотности

Треть россиян имеют низкий уровень цифровой финансовой грамотности: они не используют цифровые технологии управления финансами и дистанционные банковские сервисы, предпочитают расплачиваться наличными. В условиях цифровизации эти люди становятся особенно уязвимыми для мошенников. Кроме того, под угрозой оказывается их финансовое благополучие – возможности делать сбережения, планировать бюджет, вовремя оплачивать счета и разумно подходить к выбору финансовых продуктов. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ1.

НАФИ проводит отдельные исследования по измерению уровней финансовой грамотности и цифровой грамотности уже несколько лет. Финансовая грамотность не означает грамотность цифровую; и наоборот, человек с высоким уровнем цифровой грамотности не становится по умолчанию грамотным в финансовой сфере. Цель исследования цифровой финансовой грамотности – узнать, насколько активно и уверенно люди используют цифровые технологии в повседневной финансовой практике.

Сегодня финансовые организации активно предлагают клиентам большой выбор цифровых сервисов. 6% россиян используют цифровые сервисы при составлении и ведении личного и семейного бюджета и для планирования расходов. 30% отдают предпочтение цифровым каналам для оплаты товаров и услуг, а 65% пользуются цифровым банкингом, причем эта доля ежегодно растет (в 2019 году цифровым банкингом пользовались 56% россиян2). Несмотря на то, что 78% россиян знают, что такое QR-код, использовать его для совершения платежей готов только каждый четвертый3.

Для того, чтобы комплексно измерить и в дальнейшем осуществлять мониторинг цифровой финансовой грамотности Аналитическим центром НАФИ был рассчитан Индекс цифровой финансовой грамотности (Индекс ЦФГ)4.

По состоянию на ноябрь 2020 года Индекс цифровой финансовой грамотности россиян составил 26,69 балла из 100 возможных. Почти половина россиян (44%) имеют средний уровень цифровой финансовой грамотности. У каждого третьего уровень цифровой финансовой грамотности низкий (35%). Чаще к этой группе относятся жители сел, те, кто не пользуется банковскими продуктами, люди с плохим материальным положением, а также пожилые. Каждый пятый имеет высокий уровень цифровой финансовой грамотности (21%). Чаще всего это молодежь, пользователи банковских продуктов, люди с высоким достатком, жители средних и крупных российских городов.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«Рынок финансовых услуг, пожалуй, быстрее любых других рынков адаптирует передовые цифровые технологии для использования конечным потребителем. На фоне активного предложения таких современных инструментов управления финансами обычному человеку требуется обладать не только высоким уровнем финансовой, но еще и цифровой грамотности.

Сегодня мы все являемся свидетелями массированных и изощренных атак финансовых мошенников. Прицел используемых ими социальных технологий как раз направлен на пробелы цифровой грамотности человека: мошенники создают фишинговые сайты, похожие на инвестиционные компании цифровые финансовые пирамиды, просят сообщать CVC-коды карт, коды из sms, устанавливают программы удаленного управления компьютером. Противостоять этому нужно не только широко освещая такие мошеннические схемы, но и повышая цифровую грамотность людей. Схемы мошенничества будут постоянно видоизменяться – важно научить понимать и распознавать принципы и технологии, лежащие в основе этих схем».

Таблица 1. Распределение россиян по уровню цифровой финансовой грамотности (ЦФГ), % от всех опрошенных

 

% от всех опрошенных

Высокий уровень

21

Средний уровень

44

Низкий уровень

35

Таблица 2. Индекс ЦФГ, распределение по возрасту

 

18-24

25-34

35-44

45-59

60+

Индекс ЦФГ

32,55

36,83

32,91

25,40

10,69

Таблица 3. Индекс ЦФГ, распределение по уровню материального положения

 

Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты

На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна

Денег хватает на продукты и одежду, но покупка телевизора, мебели - для нас проблема

Мы можем без труда купить холодильник, телевизор, мебель, но на большее денег нет

Мы можем позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу и многое другое

Индекс ЦФГ

11,07

14,80

26,63

38,21

38,24

Источник: НАФИ.

 


1  Всероссийский репрезентативный опрос (f2f) населения по выборке из 67 000 чел. Опрошены взрослые (старше 18 лет) жители всех типов населенных пунктов во всех субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 0,38%.

2  Пресс-релиз «Более половины россиян пользуются цифровым банкингом»

3  Пресс-релиз «Большинство россиян готовы оплачивать покупки по QR-кодам»

4 При расчете индекса учитывались значения традиционной финансовой грамотности по методологии ОЭСР (отражает способность человека к разумному управлению личными финансами) и цифровой грамотности. Также принималось во внимание использование ряда информационных технологий в повседневной финансовой практике, например, при составлении личного и семейного бюджета, при планировании расходов; при оплате товаров и услуг (предпочтение безналичной оплаты); при взаимодействии с банком (использование интернет-банкинга и мобильного банка).


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.