Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

19.04.2024, пятница, 22:47

Обзор правовой информации от экспертов НАУМИР, РМЦ за период с 18 по 28 февраля 2020 года

03 марта 2020 773
Обзор правовой информации от экспертов НАУМИР, РМЦ за период с 18 по 28 февраля 2020 года

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

КАДРОВЫЕ ВОПРОСЫ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ЗАКОНЫ НА РАССМОТРЕНИИ

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Документ

Для операторов инвестиционных платформ установлены форма и порядок представления отчетов в Банк России

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Указание Банка России от 29.01.2020 N 5395-У

"О порядке и сроках составления и представления в Банк России отчетов операторами инвестиционных платформ, форме отчетов операторов инвестиционных платформ и составе включаемых в них сведений"

Формы, состав сведений и порядок представления отчетов зависят от того, совмещают ли операторы инвестиционных платформ свою деятельность с иными видами деятельности.

В случае выявления неверных и (или) неактуальных значений показателей (текстовых или числовых) отчетность должна быть исправлена и представлена операторами в течение 10 рабочих дней со дня их выявления.

Указание вступает в силу с 1 октября 2020 года.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

 

Документ

Банком России рекомендован порядок проверки кредитными организациями и НФО принадлежности клиенту адреса электронной почты

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Информационное письмо Банка России от 12.02.2020 N ИН-014-56/6

"О проверке кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями принадлежности клиенту адреса электронной почты"

В целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента, незаконных финансовых операций Банк России рекомендует кредитным организациям и НФО в случае направления посредством электронной почты уведомлений реализовывать механизм подтверждения принадлежности клиенту адреса электронной почты, на который кредитной организацией (НФО) осуществляется направление указанных уведомлений.

В качестве меры, создающей условия для реализации механизма подтверждения адреса электронной почты, кредитным организациям и НФО рекомендуется осуществлять проверку принадлежности клиенту абонентского номера подвижной радиотелефонной связи, сообщенного клиентом.

 

Документ

При подготовке методики расчета показателя долговой нагрузки заемщика-физлица следует руководствоваться рекомендациями Банка России

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

"Методические рекомендации по подготовке кредитными организациями методики расчета показателя долговой нагрузки заемщика"

(утв. Банком России 14.02.2020 N 3-МР)

Указанные Методические рекомендации подготовлены в целях обеспечения единства подходов, применяемых кредитными организациями при подготовке методики расчета показателя долговой нагрузки (ПДН).

 

Документ

Внесены изменения в Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года".

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Внесены изменения в Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 N 74 "Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года".

Определены цели, методы, способы развития региональных гарантийных организаций, небанковской депозитно-кредитной организации "Агентство кредитных гарантий" и иных участников Национальной гарантийной системы, направленные на увеличение гарантийной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и улучшение условий кредитования бизнеса, а также определены технологии, целевые клиентские сегменты, географические и отраслевые рамки, перспективные возможности и образ Национальной гарантийной системы, какой она должна быть в будущем.

 

Документ

Финансовым организациям необходимо уведомлять Банк России о прекращении полномочий членов совета директоров в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

<Письмо> Банка России от 06.02.2020 N ИН-06-14/5

"Об уведомлении Банка России о досрочном прекращении полномочий отдельных членов совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации"

Банк России обращает внимание финансовых организаций на то, что уведомление рекомендуется направлять с приложением копии письма (заявления) об отказе члена совета директоров (наблюдательного совета) от своих полномочий и в случаях, предусмотренных корпоративными процедурами общества, иных документов.

КАДРОВЫЕ ВОПРОСЫ

Документ

С 29 февраля больше иностранных работников смогут получить гражданство РФ в упрощенном порядке

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Минтруд утвердил новый перечень профессий иностранцев и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, которые вправе получить российское гражданство в упрощенном порядке.

Список включает 135 специальностей. По сравнению с действующим перечнем новый стал шире. Среди прочих добавлены медицинские, инженерные и технические профессии, например агроинженер, механизатор.

Напомним, иностранный квалифицированный специалист вправе получить вид на жительство без предварительного разрешения на временное проживание, если проработал не менее полугода по профессии из перечня и в отношение него работодатель перечислял страховые взносы в ПФР. Уже через год работы такой сотрудник может получить гражданство России.

Трудоустроить иностранца с видом на жительство поможет путеводитель.

Документ: Приказ Минтруда России от 25.11.2019 N 734н

 

Документ

Утверждены формы сведений о трудовой деятельности, предоставляемые работодателем и ПФР, и порядок их заполнения, в том числе в электронном виде

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Приказ Минтруда России от 20.01.2020 N 23н

"Об утверждении формы сведений о трудовой деятельности, предоставляемой работнику работодателем, формы предоставления сведений о трудовой деятельности из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка их заполнения"

Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2020 N 57578.

Формы "Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые работнику работодателем (СТД-Р)" и "Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации (СТД-ПФР)" формируются на основании приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений между работодателем (страхователем) и работником (зарегистрированным лицом), и содержат сведения об их трудовой деятельности, приеме на работу, переводах на другую постоянную работу и об увольнении.

Формы СТД-Р и СТД-ПФР могут быть сформированы и представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа.

 

Документ

РОСТРУД ДАЛ РЕКОМЕНДАЦИИ О СВЕРХУРОЧНОЙ РАБОТЕ И НЕНОРМИРОВАННОМ ДНЕ

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "КонсультантПлюс".

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 17.02.2020.

Ведомство ответило на вопросы о том, как привлекать сотрудников к труду за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Расскажем о некоторых полезных выводах.

или собрать подписи на общем листе. Также можно попроси

Согласие на сверхурочную работу должно быть в письменном виде

Работодатель может оформить согласие сотрудника отдельным документом ть работника сделать отметку на приказе о привлечении к сверхурочной работе. Важно, чтобы согласие было оформлено до начала выполнения работ.

Необязательно издавать отдельный приказ об оплате сверхурочных часов

Роструд советует выносить вопрос оплаты в резолютивную часть каждого приказа о привлечении к сверхурочной работе.

Если такая работа оплачивается в конце учетного периода (при суммированном учете рабочего времени), ознакомить работника с общим количеством сверхурочных часов нужно только по его просьбе. Иное может быть предусмотрено локальными нормативными актами или коллективным договором.

Инвалидам II группы нельзя устанавливать ненормированный день

Для таких работников предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю. Значит, они не могут работать в режиме ненормированного времени.

Минтруд уже говорил об этом ограничении для инвалидов I и II групп. Он отмечал, что таких сотрудников с их согласия можно привлечь к сверхурочной работе, если позволяет состояние их здоровья.

При ненормированном дне сотрудник не должен перерабатывать ежедневно

"Ненормированных" работников можно привлекать к труду сверх нормы только эпизодически. Как указывает Роструд, это должно происходить не чаще трех раз в неделю.

 

Документ

Работник имеет право на предоставление отпуска за прошлые годы независимо от того, за какой период не использован этот отпуск.

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Вопрос: При проверке личных карточек по форме N Т-2 у работника выявился неиспользованный отпуск за 2000 - 2001 гг. Сколько дней отпуска предоставить работнику, если по КЗоТ РФ ему полагался отпуск 24 рабочих дня при 6-дневной рабочей неделе, а по ТК РФ - 28 календарных дней? Вправе ли работник взять выявленный отпуск сейчас?

Ответ: Работник имеет право на предоставление отпуска за прошлые годы независимо от того, за какой период не использован этот отпуск. Основным требованием является то, что право на неиспользованный отпуск возникло у данного работодателя.

Обоснование: Условия и порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, работающим по трудовому договору, регулируются гл. 19 Трудового кодекса РФ (далее - Кодекс).

По общему правилу в соответствии со ст. 122 Кодекса оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

Статьей 123 Кодекса установлено, что очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

График отпусков обязателен как для работника, так и для работодателя.

Таким образом, регулирование процесса предоставления работникам ежегодных оплачиваемых отпусков осуществляет работодатель, который составляет и утверждает график отпусков, своевременно предупреждает работника о времени начала и окончания отпуска.

В соответствии с ч. 2 ст. 124 Кодекса отпуск работника может быть перенесен на другой срок в случае несвоевременной оплаты отпуска, а также в случае предупреждения работника о начале отпуска менее чем за две недели. В этих случаях работодатель обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с письменным заявлением работника на другой срок, согласованный с работником.

Непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд запрещается (ч. 4 ст. 124 Кодекса).

Вместе с тем в силу различных причин работники имеют неиспользованные ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды. При этом за ними сохраняется право на использование всех полагающихся ежегодных оплачиваемых отпусков.

Ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды могут предоставляться либо в рамках графика отпусков на очередной календарный год, либо по соглашению между работником и работодателем.

Согласно ст. 120 Кодекса с 01.02.2002 продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях.

Неиспользованный отпуск за 2000 - 2001 гг. рассчитывался в рабочих днях.

При пересчете нужно помнить, что как при пятидневке, так и при шестидневке отпуск в рабочих днях предоставлялся в расчете на шестидневную рабочую неделю. То есть при исчислении продолжительности отпуска учитывались дни с понедельника по субботу без учета воскресенья.

В связи с этим дни отпуска в рабочих днях подлежат переводу в календарные дни по режиму шестидневной рабочей недели.

Так, если в 2020 г. отпуск продолжительностью 24 рабочих дня предоставляется с 10 марта, то днем окончания отпуска будет 6 апреля.

Если работник не использовал отпуска за предыдущие годы, он вправе получить денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска при увольнении (ст. 127 Кодекса).

Компенсации при увольнении подлежат неиспользованные отпуска за все годы работы работника.

Д.Н. Конькова

Министерство труда и

социальной защиты

Российской Федерации

17.02.2020

 

Документ

Организация не может уволить работника за прогул, несмотря на отсутствие письменного дополнительного соглашения к трудовому договору, если достигнута фактическая договоренность о переходе на дистанционную работу

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Вопрос: Работник переводится на дистанционную работу. Несмотря на отсутствие письменного соглашения, работник не появляется в офисе, считая условия трудового договора измененными. Может ли организация уволить работника за прогул?

Ответ: Организация не может уволить работника за прогул. Несмотря на отсутствие письменного дополнительного соглашения к трудовому договору, достигнута фактическая договоренность о переходе на дистанционную работу.

Обоснование: Трудовой договор может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей. Одним из таких нарушений является прогул - отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).

По нашему мнению, работник отсутствует в офисе по уважительной причине - в связи с дистанционной работой (пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ).

Дистанционная работа - это выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ).

Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных в ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Как следует из судебной практики (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2019 N 5-КГ19-106), при внесении изменений в трудовой договор достаточно достижения устного соглашения с выражением обоюдного волеизъявления фактическими действиями. Если, например, работник фактически начал осуществлять дистанционную работу, а работодатель согласен с таким изменением, то это квалифицируется как изменение условий трудового договора, даже если между работодателем и работником не было подписано дополнительное соглашение к трудовому договору.

Таким образом, работодатель фактически согласился с измененными условиями трудового договора о дистанционной работе работника. Работник приступил к дистанционной работе с ведома работодателя, что соответствует положениям ст. 61 ТК РФ. Поэтому работник правомерно не появляется в офисе, так как работает на условиях дистанционной работы. Соответственно, организация не может уволить работника за прогул.

А.А. Рудаков

ООО "М-СТАЙЛ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

03.02.2020

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Документ

В рамках надзора за проведением лотерей ФНС России наделена полномочиями по проведению контрольных закупок

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Постановление Правительства РФ от 17.02.2020 N 165

"О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за проведением лотерей"

Контрольная закупка будет проводиться в порядке, установленном статьей 16.1 "Контрольная закупка" Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Документ

Банком России предложен актуализированный перечень признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки)

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Проект Указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

В перечень включены новые признаки, одновременно исключаются устаревшие (неактуальные) на настоящий момент признаки, также некоторые признаки изложены в новой редакции.

Кроме того, утратившими силу признаются нормы Положения Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П, устанавливающие случаи и механизм направления кредитными организациями уведомления в Банк России о назначении на должность (об освобождении от должности) специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также лица, исполняющего его обязанности. Проектом также предлагается установить, что исполнение обязанностей указанного специального должностного лица сотрудником кредитной организации осуществляется на основании внутреннего распорядительного акта кредитной организации.

Вступление в силу соответствующего указания предполагается с 1 апреля 2021 года.

 

Документ

ЦБ РФ призвал банки отказаться от повышенных комиссий за денежные переводы и перечисление зарплаты

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Регулятор рекомендует кредитным организациям не применять повышенные тарифы в отношении максимально широкого спектра экономически обоснованных операций. Это касается, например, перечисления зарплаты и приравненных к ней платежей, страховых возмещений, дивидендов.

Также ЦБ РФ не советует взимать повышенные комиссии за денежные переводы с одного счета клиента на другой, даже если последний открыт в ином российском банке.

Напомним, в январе в Госдуму внесли проект, который должен запретить необоснованно высокие банковские комиссии.

Документ: Методические рекомендации Банка России от 12.02.2020 N 2-МР

 

Документ

ВС РФ напомнил судам, когда по кредитному договору защищаются права потребителя

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Банк выдал гражданину кредит на приобретение автомобиля. Тот должен был заключить договор каско и поддерживать его в силе до полного исполнения обязательства. Договор пролонгирован не был, и банк оштрафовал гражданина. Из-за неправомерного списания возникла искусственная задолженность. Гражданин обратился в суд и заявил в том числе о взыскании компенсации морального вреда и потребительского штрафа.

Первая и вторая инстанции обязали банк вернуть штраф и начисленную неустойку, но в остальной части требований отказали. Ни кредитным договором, ни другим документом банка не были предусмотрены срок и порядок списания штрафа за то, что договор не продлевается. Эти отношения регулируются ГК РФ, а не Законом о защите прав потребителей.

Верховный суд с ними не согласился и отправил дело на новое рассмотрение. Если гражданин использует банковский счет не для предпринимательских целей, а для личных, семейных и иных нужд, то такие отношения регулируются как ГК РФ, так и Законом о защите прав потребителей. Договор между банком и гражданином содержит условия и кредитного договора, и договора банковского счета. Возникшие правоотношения являются потребительскими. Оснований отказать во взыскании компенсации морального вреда и потребительского штрафа не было.

Документ: Определение ВС РФ от 17.12.2019 N 18-КГ19-144, 2-1563/2018

 

Документ

ЦБ РФ планирует изменить перечень признаков, по которым банк может отказаться провести операцию

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Разработан проект обновленного перечня признаков, которые банки используют для выявления подозрительных операций в рамках "антиотмывочных" правил.

Среди новых признаков отметим следующие:

- деньги списываются со счета клиента по исполнительным документам из-за невыполнения условий гражданско-правовой сделки. При этом по ее характеру можно предположить, что операция направлена на отмывание преступных доходов (стр. 4 проекта);

- операции по счетам разных компаний дистанционно управляются с одной группы IP-адресов или одного устройства. Речь идет об организациях, зарегистрированных в разных странах или принадлежащих разным собственникам (стр. 5 проекта);

- операция связана с куплей-продажей виртуальных активов (стр. 5 проекта);

- контрагент клиента зарегистрирован или находится в стране, где производят или перемещают наркотики и психотропные вещества (стр. 6 проекта);

- деньги списываются с корпоративной карты клиента-юрлица в пользу компаний, торгующих товарами, работами или услугами (стр. 13 проекта).

Регулятор собирается также исключить ряд действующих признаков, например:

- клиент (его представитель) пренебрегает более выгодными условиями получения банковских услуг;

- имеются нестандартные или необычно сложные инструкции по проведению расчетов;

- в короткий промежуток времени клиент (его представитель) вернул деньги контрагенту на его счет, отличный от того, с которого средства поступили клиенту;

- в короткий срок клиенту-юрлицу открыли несколько срочных депозитных счетов и внесли на них менее 600 тыс. руб. При этом сумма всех размещенных средств превышает средний остаток по текущему (расчетному) счету клиента-юрлица, с которого вносились деньги. По истечении срока депозитов деньги переведены в другой банк;

- клиент-юрлицо использовал счет для получения денег и последующего их снятия наличными в размере менее 600 тыс. руб. Затем клиент закрыл счет либо прекратил по нему операции.

Напомним, по общему правилу банк вправе отказать клиенту в проведении подозрительных операций. Если за год случится хотя бы два отказа, кредитная организация может расторгнуть договор банковского счета (вклада).

Документ: Проект Указания Банка России (http://cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/50891/3075)

 

Документ

На сайте ФНС России размещен сервис "Выбор подходящего режима налогообложения"

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Информация ФНС России от 25.02.2020 "Подобрать оптимальный налоговый режим поможет специальный калькулятор на сайте ФНС России"

Сервис поможет пользователю подобрать для своего бизнеса оптимальную систему налогообложения.

Для этого необходимо выбрать категорию, к которой относится пользователь (ИП, юрлицо или физлицо, не являющееся ИП). Также можно указать размер дохода и количество наемных работников.

Исходя из введенных параметров система предложит оптимальные для применения налоговые режимы.

 

Документ

До 1 июля 2022 года отменены тарифы на услуги Банка России в сервисе быстрых платежей при переводах между физлицами

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Информационное сообщение Банка России

"Тарифы на услуги Банка России в сервисе быстрых платежей платежной системы Банка России (СБП), действующие с 1 апреля 2020 года"

Освобождение не коснулось переводов денежных средств физлицами в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в оплату товаров (работ, услуг), а также переводов денежных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в пользу физлиц.

 

Документ

С 1 апреля 2020 года вводятся максимальные размеры платы, взимаемой банками со своих клиентов - ИП в системе быстрых платежей

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Информационное сообщение Банка России

"Ставки (тарифы) межбанковских вознаграждений (МБВ) и максимальные значения размера платы, взимаемой кредитными организациями со своих клиентов при осуществлении перевода денежных средств физическими лицами в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в оплату товаров (работ, услуг) в сервисе быстрых платежей платежной системы Банка России, действующие с 1 апреля 2020 года"

Максимальный размер платы на распространенные платежи (например, в случае оплаты физлицами услуг транспортной инфраструктуры, телекоммуникационных и информационных услуг, потребительских товаров и т.д.) может составить 0,4% от суммы платежа, по другим платежам - 0,7%.

 

Документ

Установлен порядок формирования и размещения на официальном сайте Банка России перечней иностранных организаций и иностранных бирж, предусмотренных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг"

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Указание Банка России от 28.11.2019 N 5333-У

"О порядке формирования Банком России перечней иностранных организаций (иностранных бирж), предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 27.5-3 и пунктом 4 и абзацем вторым пункта 9 статьи 51.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и размещения указанных перечней на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2020 N 57562.

Банк России должен формировать в электронном виде перечень иностранных организаций, указанных в пункте 3 статьи 27.5-3 и абзаце втором пункта 9 статьи 51.1 Закона "О рынке ценных бумаг" и перечень иностранных бирж, указанных в пункте 4 статьи 27.5-3 и пункте 4 статьи 51.1 данного Закона.

В частности, в целях формирования перечней Банк России должен не реже одного раза в год проводить анализ информации об иностранных организациях и иностранных биржах, содержащейся на их официальных сайтах и (или) на официальных сайтах международных организаций на дату проведения анализа, на предмет соответствия (несоответствия) установленным критериям. Перечни формируются не позднее чем через 5 рабочих дней после проведения указанного анализа.

 

Документ

Регламентирован отбор заявок кредитных организаций на заключение банковского депозита для размещения средств резерва по обязательному пенсионному страхованию

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Приказ Минфина России от 21.11.2019 N 194н

"Об утверждении порядка отбора заявок кредитных организаций на заключение с Пенсионным фондом Российской Федерации договоров банковского депозита, заключаемых в целях инвестирования средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию, и порядка заключения таких договоров"

Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2020 N 57530.

К отбору заявок допускаются кредитные организации, соответствующие установленным требованиям, заключившие с ПФР соглашение о размещении средств, а также заключившие с ЦБ РФ в установленный срок дополнительное соглашение к договору корреспондентского счета о предоставлении права на списание денежных средств по требованию ПФР в случае нарушения кредитной организацией обязательств.

Определена процедура проведения отбора заявок и утверждены формы необходимых документов (заявки на заключение договора банковского депозита, сводного реестра заявок).

ПФР обеспечивает подписание с кредитной организацией договора банковского депозита путем направления оферты по форме, приведенной в приложении.

В установленный в оферте срок ее действия кредитная организация осуществляет акцепт оферты путем ее подписания электронной подписью уполномоченного лица.

 

Документ

Утверждена типовая форма соглашения ПФР с кредитной организацией об инвестировании средств резерва в банковские депозиты

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Приказ Минфина России от 21.11.2019 N 192н

"Об утверждении типовой формы соглашения Пенсионного фонда Российской Федерации с кредитной организацией об инвестировании резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию в депозиты в валюте Российской Федерации и порядка его заключения"

Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2020 N 57541.

Предметом соглашения является взаимодействие сторон при заключении договоров банковского депозита, при перечислении средств резерва для размещения на депозитном счете и исполнении договоров банковского депозита.

Кредитная организация, намеренная привлекать средства резерва на депозиты, представляет в ПФР письменное обращение о намерении заключить соглашение (в соответствии с рекомендуемым образцом).

К обращению кредитные организации прикладывают пакет документов в соответствии с установленным перечнем.

 

Документ

Установлен порядок расчета лимита размещения средств резерва ПФР на банковских депозитах

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Приказ Минфина России от 21.11.2019 N 193н

"Об утверждении Порядка расчета для кредитной организации лимита инвестирования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию в депозиты в валюте Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2020 N 57540.

Порядок разработан в целях ограничения совокупного объема средств резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию, инвестируемых в депозиты в валюте РФ в одной кредитной организации.

Лимит размещения средств резерва включает:

максимально допустимую совокупную сумму, в пределах которой средства резерва могут размещаться на депозитах в кредитной организации (лимит на средства);

лимит, в пределах которого кредитная организация вправе подавать заявки в ходе проведения отбора заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита (лимит на заявки).

Определены формулы расчета указанных лимитов.

 

Документ

Уведомление Банка России о приостановлении (прекращении) в одностороннем порядке оказания оператору по переводу денежных средств и его клиентам услуг информационного обмена должно направляться по утвержденной форме

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Указание Банка России от 21.11.2019 N 5325-У

"О форме, порядке и сроке уведомления Банка России оператором по переводу денежных средств о приостановлении (прекращении) оператором услуг информационного обмена в одностороннем порядке оказания услуг информационного обмена оператору по переводу денежных средств и его клиентам"

Зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2020 N 57517.

Уведомление и необходимые документы представляются в Банк России посредством использования личного кабинета в течение пяти рабочих дней, следующих за днем приостановления (прекращения) оператором услуг информационного обмена оказания таких услуг. Указан порядок заполнения формы.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Документ

ОБНОВЛЕНИЕ ФОРМАТА КАССОВОГО ЧЕКА: ЧТО УЧЕСТЬ С 1 МАРТА

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "Консультант Плюс".

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 21.02.2020.

Основное изменение касается розничных продавцов алкоголя, обуви, сигарет и меховых изделий. С 1 марта в чеках они должны указывать, что товар маркированный. Остальным компаниям стоит знать, что требования к указанию других данных в бумажном чеке стали мягче. Для учета изменений обновите кассовое ПО.

Код товара

С 1 марта при продаже алкоголя, обуви, меховых изделий, а также сигарет и папирос в бумажном чеке должен отображаться символ [М] для каждого маркированного товара. Это касается и чека на возврат товара покупателем.

Сами коды товара печатать не нужно, но они обязательно включаются в электронную форму чека.

Чтобы соблюсти новые требования, нужно обновить кассовое ПО. Обратитесь к специалистам, которые занимаются настройкой ККТ.

Реквизиты печатной формы чека

По новым правилам в печатной версии чека может отсутствовать информация:

- о номере смены;

- номере чека за смену;

ставке НДС, размере налога, а также сумме расчета без налога и по ставке 0%. Исключение - расчеты между организациями, ИП.

Документ: Приказ ФНС России от 29.08.2019 N ММВ-7-20/434@

 

Документ

ФНС России сообщила об обязанности налогового агента по НДФЛ при выплате дохода иностранному получателю, фактическим правом на который обладает российское физлицо

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

<Письмо> ФНС России от 21.01.2020 N БС-4-11/882@

"О налогообложении доходов физических лиц"

Если источнику выплаты дохода известно лицо, имеющее фактическое право на доходы, то при их выплате иностранному лицу доходы считаются выплаченными лицу, имеющему фактическое право на них.

Согласно соответствующим положениям НК РФ российская организация, выплачивающая доход, будет выступать налоговым агентом в отношении российского резидента - фактического получателя дохода.

Аналогичный по сути порядок исчисления, удержания и уплаты НДФЛ налоговыми агентами предусмотрен положениями статьи 226.1 НК РФ в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами.

С учетом изложенного сделан вывод о том, что при выплате дохода иностранному получателю, фактическим правом на который обладает российское физическое лицо, российский налоговый агент обязан удержать с суммы такой выплаты соответствующую сумму НДФЛ.

 

Документ

"Опубликованы ответы на вопросы о применении упрощенного порядка представления отчетности по налогу на имущество организаций"

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

<Информация> ФНС России

ФНС России еще раз напомнила об основных моментах упрощенного порядка представления декларации по налогу на имущество организаций с 2020 года

Налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах субъекта РФ по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимости, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости, вправе представлять налоговую декларацию в отношении этих объектов в один выбранный им налоговый орган.

Для применения в 2020 году нового порядка необходимо направить в налоговый орган уведомление не позднее 2 марта 2020 года.

В этом случае данный порядок будет применяться также при представлении декларации за налоговый период 2019 года и для подачи декларации в случае ликвидации или реорганизации организация в течение 2020 года.

 

Документ

Плательщиков УСН освободят от деклараций

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

<Информация> ФНС России

ФНС России сообщает о принятии в первом чтении законопроекта об освобождении предпринимателей на УСН от сдачи налоговых деклараций

Налогоплательщики на "упрощенке" смогут перейти на УСН-онлайн-систему, при которой налоговый орган будет исчислять налог самостоятельно на основе данных, полученных от онлайн-касс. То есть предпринимателям на УСН (доходы) не придется сдавать налоговые декларации и вести книгу учета доходов.

Чтобы перейти на бездекларационный режим, достаточно будет подать заявку через "Личный кабинет налогоплательщика" на сайте ФНС России с указанием желаемой даты перехода. Уведомления о сумме начисленного налога будут также направляться организации или предпринимателю через сервис.

 

Документ

ФНС России: адвокат, учредивший кабинет, может уменьшить базу по НДФЛ на документально подтвержденные расходы, связанные с профессиональной деятельностью

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

<Информация> ФНС России

"Адвокат имеет право на вычет, если его расходы связаны с профессиональной деятельностью"

Учредивший адвокатский кабинет налогоплательщик в декларации заявил вычет в размере расходов, понесенных на профессиональную деятельность. По итогам камеральной проверки налоговая инспекция указала, что расходы, связанные с покупкой и эксплуатацией квартиры, могут быть заявлены к вычету только после ее перевода в нежилое помещение. Поэтому она доначислила налогоплательщику недоимку по НДФЛ, штраф и пени.

ФНС России, в свою очередь, указала, что перевод жилого помещения в нежилое для осуществления адвокатской деятельности не требуется. Все же понесенные налогоплательщиком расходы на поиск и приобретение квартиры, оплату коммунальных и клининговых услуг, процентов по кредитному договору непосредственно связаны с деятельностью адвокатского кабинета и документально подтверждены. Поэтому ФНС России признала решение инспекции необоснованным и отменила его.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Документ

БАНК БЛОКИРУЕТ ОПЕРАЦИИ ИЛИ ОНЛАЙН-ОБСЛУЖИВАНИЕ: УЧИТЬСЯ НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ ПОМОЖЕТ ПРАКТИКА

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "Консультант Плюс".

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 21.02.2020.

В рамках "антиотмывочных" норм банки вправе отказывать в проведении подозрительных операций. Никто не застрахован и от внезапной приостановки дистанционного обслуживания. Какие выводы из практики могут быть полезны клиентам, расскажем в обзоре.

Банк молча блокирует операции

Представим ситуацию, когда банк отказывает в операции или приостанавливает доступ к интернет-банкингу, но не объясняет причины отказа и не запрашивает документы, которые могли бы снять подозрения. В таких случаях в судебной практике есть примеры решений в пользу клиентов. В частности, суды:

- указывали на то, что банк не дал клиенту реабилитировать его деятельность, вызвавшую подозрение;

- обязывали возобновить доступ к интернет-банкингу;

- признавали неправомерным приостановление онлайн-операций.

Вместе с тем ссылаться в суде лишь на то, что банк блокирует обслуживание без пояснений или запросов, - очень ненадежная стратегия.

Так, в ситуации, когда банк не пояснил причины отказа от совершения операций, АС Западно-Сибирского округа отметил, что отсутствие информирования само по себе не повод признать отказ незаконным. В данном споре банк запрашивал у клиента документы, подозрительность операций была подтверждена.

АС Московского округа рассматривал дело, в котором банку удалось доказать сомнительность операций даже без запроса. Суд указал, что его направление клиенту - право кредитной организации, а не обязанность. Банк среди прочего опирался на анализ операций по счету, документы, представленные при открытии счета, информацию ЦБ РФ и сведения из программы СПАРК.

Выходит, в случае "молчаливой блокировки" клиенту лучше не доводить дело до суда, а обратиться в банк за разъяснением ее причин. Как указывал ЦБ РФ, кредитная организация в ответ должна предоставить информацию в объеме, достаточном для того, чтобы использовать ее для реабилитации.

Банк "перегибает палку"

В одном из примеров клиент ссылался на то, запрашиваемый пакет документов включает налоговую, финансовую и иную отчетность, чрезмерно большой, направлен на тотальный контроль деятельности, не привязан к конкретной операции. Суд решил, что запросы банка не выходят за пределы его полномочий.

В другом споре истец требовал признать, что банк злоупотребил правом, когда запрашивал документы в сроки, не предусмотренные законом. По одному из запросов нужно было представить документы на следующий день, по второму - до полудня следующего дня. Первая инстанция и апелляция решили, что клиент выбрал ненадлежащий способ защиты права, и отказали в иске. Кассация с этим согласилась.

Получается, не стоит надеяться оспорить объем документов или срок. Лучше как можно скорее выполнить требования банка. Если нужно дополнительное время (к примеру, чтобы заверить копии), обратитесь в банк с просьбой продлить срок.

Получив документы, банк продолжает отказывать в обслуживании

Бывает так, что клиент полностью выполняет запрос банка, но тот все равно отказывает в проведении операций или не возобновляет доступ к дистанционному обслуживанию. При этом банк не запрашивает дополнительные документы.

Конечно, важную роль играют обстоятельства конкретного дела и то, насколько представленные документы проясняют экономический смысл операций. Однако есть целый ряд случаев, в которых суды обращают внимание на отсутствие дополнительных запросов и встают на сторону клиентов. Такая практика встречалась, например:

- у АС Волго-Вятского округа;

- АС Центрального округа;

- АС Московского округа;

- АС Поволжского округа.

Вместе с тем в одном из споров АС Северо-Кавказского округа сделал вывод о том, что банк не обязан направлять уточняющие запросы до полного исчерпания подозрений и проводить полный документальный аудит. В некоторых случаях банк уже в первом запросе уведомляет клиента, что он направляется однократно и дополнительных не будет.

Таким образом, в интересах клиента представить исчерпывающую документацию по первому же запросу банка. Тогда есть шанс доказать в суде, что вы сделали все от вас зависящее, и одержать победу.

 

Документ

РОСАРХИВ УСТАНОВИЛ СРОКИ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ КОРРУПЦИИ

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "КонсультантПлюс".

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 12.02.2020.

С 18 февраля действуют новые сроки хранения документов, которые образуются в процессе деятельности органов власти и организаций. Мы уже рассказывали об изменениях для кадровых и бухгалтерских документов. Однако есть и другие нововведения. Так, появился отдельный раздел, который касается документов, связанных с противодействием коррупции. Рассмотрим его положения подробнее.

Документы, полученные от служащих и работников

Длительный срок хранения установлен для справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера - 50 или 75 лет в зависимости от того, до или после 1 января 2003 года было закончено делопроизводство.

А вот различные уведомления должны храниться пять лет. Это касается уведомлений:

- о намерении государственного или муниципального служащего выполнять иную оплачиваемую работу;

- получении подарков в связи с протокольными или другими официальными мероприятиями, а также командировками;

- обращениях с целью склонить к коррупции;

- личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

В прежних правилах упоминались только уведомления о фактах склонения к коррупции и об осуществлении иной оплачиваемой деятельности. Срок также был пять лет, однако экспертная комиссия могла его продлить.

Документы работодателя и нанимателя

Постоянно следует хранить планы противодействия коррупции, а также и соответствующие локальные нормативные правовые акты: порядки, перечни должностей и положения, связанные с противодействием коррупции.

Для многих же "текущих" документов установлен пятилетний срок хранения. Речь идет, например, о таких документах, как:

- акты, заключения, возражения и пояснения в связи с проверками соблюдения служащими антикоррупционного законодательства;

- заявления, заключения, докладные, служебные и объяснительные записки, связанные с деятельностью комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. По прежним правилам некоторые из этих документов нужно было хранить в течение пяти лет, а некоторые - постоянно;

- заявления, служебные и объяснительные записки, заключения и протоколы о фактах склонения служащих к коррупции. По старым правилам эти документы должны были храниться постоянно;

- акты, справки, служебные записки, связанные с применением к служащим взысканий за коррупционные правонарушения;

- переписка по вопросам противодействия коррупции.

Журналы регистрации и учета

Пятилетний срок хранения установлен для журналов и баз данных учета и регистрации:

- справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;

- уведомлений о фактах склонения к коррупции. По прежним правилам также было пять лет;

- уведомлений о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. Здесь изменений нет: ранее также был пятилетний срок хранения;

- служебных проверок. Прежними правилами было предусмотрено постоянное хранение;

- уведомлений о личной заинтересованности;

- уведомлений о получении подарков;

- протоколов комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Раньше они должны были храниться постоянно;

- обращений по "телефону доверия".

 

Документ

Судебный акт, вынесенный на основании нормативного правового акта, признанного впоследствии недействующим, может быть пересмотрен вне зависимости от момента такого признания

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2020 N 9-П

"По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Н. Таратухина"

Конституционный Суд РФ признал пункт 1 части 1 статьи 350 КАС РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку он не препятствует пересмотру по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции по заявлению лица, в связи с административным иском которого положенный в основу этого судебного акта нормативный правовой акт признан недействующим судом, вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан недействующим.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что пункт 1 части 1 статьи 350 КАС РФ (как и аналогичные положения ГПК РФ и АПК РФ), называя новым обстоятельством для целей пересмотра судебного акта отмену послужившего основанием для его принятия постановления соответствующего органа, прямо не связывает возможность такого пересмотра с действием соответствующего судебного решения во времени.

 

Документ

Идентификация пассажиров при посадке в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, сможет проводиться по электронным носителям информации

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Постановление Правительства РФ от 21.02.2020 N 188

"О внесении изменения в пункт 92 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"

Установлено, что по соглашению сторон договора фрахтования идентификация пассажиров может осуществляться в том числе посредством использования электронных носителей информации и/или единой биометрической системы в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации.

 

Документ

Установлен порядок учета, хранения и выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Приказ МВД России от 18.12.2019 N 948

"Об установлении Правил учета, хранения и выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств"

Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2020 N 57576.

В частности, выдача знаков осуществляется на основании подаваемого изготовителю на бумажном носителе заявления по рекомендуемому образцу. К заявлению прилагаются необходимые документы.

Учет изготовленных и выданных знаков осуществляется уполномоченным работником изготовителя, а в случае если изготовителем является индивидуальный предприниматель - индивидуальным предпринимателем или уполномоченным им работником. Определены перечень сведений, подлежащих учету, а также требования к помещениям, к шкафам и сейфам, в которых хранятся знаки.

 

Документ

ФНС России рекомендована форма заявления на получение патента

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

<Письмо> ФНС России от 18.02.2020 N СД-4-3/2815@

"О рекомендуемой форме заявления на получение патента"

Рекомендуемая форма подготовлена в связи с изменениями, внесенными в статью 346.51 НК РФ, в части определения налогового периода для случаев получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее календарного года.

В настоящее время ФНС России разрабатывает проект приказа, вносящий изменения в приложения к приказу ФНС России от 11.07.2017 N ММВ-7-3/544@, которым утверждены форма (формат) заявления на получение патента и порядок ее заполнения.

Сообщается, что индивидуальные предприниматели вправе подавать заявление на получение патента как по рекомендуемой форме, так и по форме, утвержденной указанным выше приказом.

 

Документ

В целях соблюдения антимонопольного законодательства предлагается предоставить право хозяйствующим субъектам организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Проект Федерального закона N 789090-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (текст закона, направляемого в Совет Федерации)

В целях развития механизмов, стимулирующих соблюдение антимонопольного законодательства, законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе "О защите конкуренции" понятие "система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства".

Определяется порядок ее организации, а также информирования антимонопольного органа о принятии внутреннего акта и получения заключения о соответствии внутреннего акта (его проекта) требованиям антимонопольного законодательства.

 

Документ

Банк России ответил на вопросы, касающиеся финансирования долевого строительства с использованием счетов эскроу

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

<Информация> Банка России

"Ответы на вопросы относительно проектного финансирования долевого строительства"

Разъяснения коснулись, в частности: порядка получения информации о движении денежных средств на счете эскроу; применения рассрочки при внесении средств на счет эскроу, обращения взыскания денежных средств по исполнительным документам за другие долги дольщика; осуществления расчетов с дольщиками, которые внесли свои денежные средства на счет эскроу, в случае если у банка отозвана лицензия и пр.

 

Документ

Для расчета среднедушевого дохода потребуется подтверждение сведений о составе семьи, указанных в заявлении получателем социальных услуг

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Постановление Правительства РФ от 18.02.2020 N 174

"О внесении изменения в Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно"

Социальные услуги в форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход заявителя ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода, установленной для этих целей законом субъекта РФ.

Настоящим постановлением "Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно" дополнены новым положением, на основании которого уполномоченный орган обязан по системе электронного межведомственного взаимодействия запрашивать подтверждение сведений о регистрации лиц, указанных в заявлении.

Подтверждение информации о родственных связях заявителя с совместно зарегистрированными гражданами осуществляется путем декларирования данных сведений и подтверждения их документами, удостоверяющими личность, а также свидетельствами о госрегистрации актов гражданского состояния.

 

Документ

СРОКИ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ: ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "Консультант Плюс".

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 18.02.2020.

Опубликован новый перечень сроков хранения документов, которые образуются в процессе деятельности организаций. Приказ Росархива действует с 18 февраля. Прежний перечень, утвержденный Минкультуры, больше не применяется.

Новшеств, с которыми придется столкнуться бухгалтеру, довольно много. Они касаются бухгалтеров не только коммерческих организаций, но и организаций госсектора. Рассмотрим наиболее значительные изменения.

Для всех организаций >>>

Для коммерческих компаний >>>

Для бюджетников >>>

Для всех организаций

Договоры

Изменились сроки хранения договоров и соглашений:

- договор дарения (пожертвования) имущества - "до ликвидации организации" вместо постоянного хранения;

- договор лизинга - пять лет после истечения срока действия договора или выкупа имущества. Если есть разногласия, договор нужно хранить до принятия решения по делу. По прежнему перечню хранить нужно было постоянно. Аналогичные изменения затронули все документы по лизингу (ст. 97 нового перечня);

- документы по залогу недвижимости - 10 лет вместо постоянного хранения. Как и для лизинга, срок считают с момента истечения срока действия договора или выкупа имущества. В случае спора документы хранят до принятия решения по делу;

- договор мены недвижимости нужно хранить до ликвидации организации, а не пять лет. Кроме того, уточнен момент, с которого отсчитывается этот срок. Им теперь является не только истечение срока действия договора, но и прекращение обязательств по соглашению;

- договор поручения - 15 или 10 лет в зависимости от вида имущества вместо пяти лет;

- договор кредита или займа с условием о залоге имущества нужно хранить 10 лет. Требование касается и документов, подтверждающих предоставление средств и исполнение обязательств должником. Это исключение из общего правила 5-летнего хранения кредитных договоров.

Паспорта сделок теперь нужно хранить 15 лет, а не постоянно. Новшество не затронуло кредитные организации: для них остался прежний 15-летний срок хранения.

Дебиторская и кредиторская задолженность

Срок хранения документов о дебиторской и кредиторской задолженности остался прежним - пять лет. Однако теперь появилось уточнение, что он применяется при условии погашения долга.

Счета-фактуры

На год увеличили срок хранения счетов-фактур: с четырех лет до пяти.

Зарплата и доходы физлиц

Документы о получении зарплаты нужно хранить шесть лет, а не пять. Это касается только случаев, когда у работников есть лицевые счета.

Срок хранения реестров сведений о доходах физлиц резко сократили: вместо 75 лет их нужно будет хранить всего пять.

Для лицевых счетов работников срок хранения тоже скорректировали. Прежний срок 75 лет остался только для документов, по которым делопроизводство закончено до конца 2002 года. Если оно закончено после 1 января 2003 года, хранить лицевой счет нужно 50 лет.

Первичные документы

Срок хранения первичных учетных документов остался прежним - пять лет. Однако теперь норма содержит уточнение: если есть споры или разногласия, документы нужно хранить до принятия решения по делу.

Расчет и уплата налогов и взносов

Закреплена обязанность пять лет хранить справки:

- об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов;

- о состоянии расчетов с бюджетом.

Кроме того, теперь есть прямая норма для расчетов по страховым взносам. И годовые, и квартальные документы нужно хранить 50 или 75 лет в зависимости от того, когда закончено делопроизводство.

Ранее существовало две статьи. Одна из них предусматривала, что годовые расчетные ведомости по страховым взносам в ФСС нужно хранить постоянно, а квартальные - пять лет. По другой для деклараций и расчетов авансовых платежей по пенсионным взносам был закреплен пятилетний срок, если есть лицевые счета. Однако было неясно, какие именно документы имелись в виду в обеих нормах.

Для коммерческих компаний

Основные средства

Документы о переоценке основных фондов и амортизации нужно хранить не постоянно, а пять лет после выбытия основных средств или нематериальных активов. Этот же срок установлен для доку

Передача имущества собственником

Документы о передаче имущества в оперативное управление или хозяйственное ведение нужно хранить до ликвидации организации. Прежний перечень определял только сроки хранения переписки о передаче имущества. Ее нужно было хранить 10 лет, если экспертная комиссия не продлевала этот срок.

Экспертно-аналитические мероприятия

Проверяемая организация должна 10 лет хранить отчеты и заключения экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты, региональных и местных контрольно-счетных органов. Такой статьи в прежнем перечне нет, но в нем установлена обязанность постоянно хранить документы по комплексным (тематическим) проверкам организации.

План ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности нужно хранить столько же, сколько бюджетную смету. Сами сроки изменились:

- пять лет - по месту утверждения;

- постоянно - по месту разработки.

По прежнему перечню бюджетные сметы по месту утверждения и разработки нужно было хранить постоянно. Кроме того, не было отдельных положений для плана ФХД. На него распространялись общие требования к годовым планам организации - постоянное хранение.

Появились отдельные нормы для отчетов о выполнении планов ФХД: годовые нужно хранить постоянно, квартальные - пять лет, месячные - один год.

Гранты и субсидии

Отчеты о выполнении соглашений о предоставлении грантов и субсидий нужно хранить всего пять лет. По прежнему перечню отчеты о выполнении грантов следовало постоянно.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Документ

ВС РФ: когда с сотрудника не получится взыскать ущерб, причиненный чужому автомобилю из-за ДТП

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Водитель-экспедитор попал в аварию: наехал на автомобиль из-за того, что не учел метеорологические условия и нарушил ПДД. Однако к административной ответственности его привлекать не стали, поскольку отсутствовал состав правонарушения. Организация возместила ущерб владельцу другой машины, а потом через суд попыталась взыскать расходы со своего сотрудника.

Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону работодателя. С сотрудником заключен договор о полной материальной ответственности, ущерб причинен по его вине, а размер выплаты владельцу разбитого автомобиля он не оспаривал.

Верховный суд с ними не согласился. В полном размере можно взыскать с работника ущерб, если в результате ДТП вынесено постановление либо об административном наказании, либо о прекращении производства по делу в связи с его малозначительностью. Однако в отношении сотрудника такого постановления не вынесено.

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности в этой ситуации применить нельзя. В специальный перечень не входят должность водителя и работы по управлению транспортным средством.

Дело направлено на новое рассмотрение.

Документы: Определение ВС РФ от 13.01.2020 N 78-КГ19-54

 

Документ

Неправильно оформленная доверенность не всегда помеха к участию в процессе

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Может ли вышестоящий суд признать доверенность некорректной, если суд первой инстанции не увидел в ней огрехов? На этот вопрос ответил Верховный суд, разбирая одно из недавних административных дел.

В отношении директора организации составили протокол по КоАП РФ и направили его мировому судье. В суде интересы директора по доверенности представлял один из сотрудников.

Директора оштрафовали, сотрудник на основании той же доверенности подал жалобу. Однако принять участие в процессе он не смог: суд посчитал, что доверенность оформлена ненадлежащим образом.

Верховный суд с таким подходом не согласился. Если защитника допустили к участию в производстве по делу об административном правонарушении, он вправе участвовать в пересмотре вынесенного судьей постановления. Отказывать в этом по мотиву неправильно оформленной доверенности нельзя.

Документ: Постановление ВС РФ от 24.01.2020 N 71-АД19-11

 

Документ

ВС РФ признал недействующим положение Методических указаний по бухучету основных средств о порядке применения ускоренной амортизации

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Решение Верховного Суда РФ от 23.01.2020 N АКПИ19-899

<О признании недействующим второго предложения подпункта "б" пункта 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н>

Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействующим второго предложения подпункта "б" пункта 54 Методических указаний (утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н). Применение данного положения налоговыми органами при определении размера налога на имущество привело к привлечению общества к ответственности за неуплату налога.

В обоснование своих требований общество указало, что Методические указания были приняты в соответствии с нормативными правовыми актами, которые в настоящее время признаны утратившими силу или изменены.

При этом данное положение ограничивает право общества на ускоренную амортизацию основных средств, предусмотренную Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и ПБУ 6/01 "Учет основных средств".

Кроме того, оспариваемая часть Методических указаний не воспроизводит установленные в статье 259.3 НК РФ для целей налогообложения правила применения повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации, содержание этих норм различно.

С учетом изложенного ВС РФ указал, что оспариваемое положение в системе действующего правового регулирования не отвечает общеправовому критерию правовой определенности, что приводит к возможности ее произвольного применения. В связи с чем данное положение признано недействующим со дня вступления решения суда в силу.

ЗАКОНЫ НА РАССМОТРЕНИИ

Документ

Проект об антимонопольном комплаенсе прошел третье чтение

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Госдума согласилась зафиксировать на уровне закона возможность компаний внедрять систему внутренних мер, которые помогают не нарушать антимонопольное законодательство. Речь идет о так называемом антимонопольном комплаенсе.

Если компания решит применять указанные меры, ей потребуется принять один или несколько локальных актов, которые в совокупности должны содержать:

- требования к оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства;

- меры по снижению этих рисков;

- меры по контролю за применением антимонопольного комплаенса;

- порядок ознакомления работников с указанными локальными актами;

- информацию о должностном лице, ответственном за антимонопольный комплаенс.

У компании будет право:

- включить в перечисленные акты дополнительные положения;

- направить акты или их проекты в ФАС на проверку. Служба рассмотрит документы в течение 30 дней и выдаст заключение;

- не принимать свои акты, а использовать чужие. Это допустимо, если компания, например, входит в одну группу лиц с другой организацией, акты которой распространяются и на данную компанию.

Сведения о принятии (применении) актов потребуется разместить на сайте компании на русском языке.

Отметим, что государство уже сейчас поощряет внедрение в работу юрлиц антимонопольного комплаенса. Так, его применение в течение как минимум года - это одно из условий для того, чтобы понизить категорию риска при госконтроле за соблюдением антимонопольного законодательства. Речь идет о категории среднего или умеренного риска.

Документ: Проект Федерального закона N 789090-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/789090-7)

 

Документ

Борьба с банковскими комиссиями продолжается: их хотят запретить взимать при оплате ЖКУ

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

У кредитной организации не будет права взимать комиссию при перечислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Запрет коснется также пеней, неустоек, штрафов за неполную или несвоевременную оплату. Аналогичные правила планируют установить для операторов почтовой связи и банковских платежных агентов (субагентов). Проект внесен в Госдуму.

Когда проект станет законом, он начнет действовать со дня официального опубликования.

Если запрет нарушит, например, кредитная организация, то ЦБ РФ сможет:

- потребовать устранить нарушение;

- взыскать штраф в размере до 0,1% от минимального размера уставного капитала;

- ограничить проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

Напомним, недавно ЦБ РФ рекомендовал банкам прекратить взимать повышенные комиссии за проведение множества экономически обоснованных операций. А в январе в Госдуме предложили вовсе запретить банкам применять необоснованные тарифы по ряду операций.

Документ: Проект Федерального закона N 905546-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/905546-7)

 

Документ

Проект ФАС: предустанавливать отечественный софт на смартфоны, компьютеры и ТВ будут поэтапно

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Ведомство предложило закрепить список технически сложных товаров и виды программного обеспечения (ПО), которое нужно будет на них предустанавливать. Также зафиксированы сроки выполнения этой обязанности. Проект находится на публичном обсуждении.

Так, программы потребуется предустанавливать:

- на смартфоны, планшеты - с июля текущего года;

- компьютеры, ноутбуки - с июля 2021 года;

- телевизоры с цифровым блоком управления - с июля 2022 года.

Сроки выполнения этой обязанности будут зависеть и от вида ПО:

- поисковые системы, браузеры, навигационные и криптографические программы - с июля текущего года;

- антивирусы, мессенджеры, сервисы электронной почты, госуслуг, соцсетей и приложения для использования национальных платежных инструментов - с июля 2021 года;

- аудиовизуальные сервисы, приложения для бесплатного доступа к общероссийским обязательным общедоступным теле- и радиоканалам - с июля 2022 года.

Таким образом, например, на смартфоны с июля текущего года должны быть предустановлены только поисковые системы, браузеры, навигационные и криптографические программы.

Перечень конкретных названий российского ПО опубликует ФАС на своем сайте.

Также проект предусматривает порядок предустановки. Он, в частности определяет ее способы, правила взаимодействия изготовителей гаджетов с разработчиками ПО и др.

Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/p/98494)

 

Документ

Проект о внесудебном банкротстве граждан приняли в первом чтении

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Планируется, что с марта 2021 года у гражданина появится право подать в СРО арбитражных управляющих заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке. Новые правила призваны повысить шансы большего количества граждан восстановить платежеспособность, что также на руку их кредиторам.

Сейчас для признания гражданина банкротом обращаются в арбитражный суд. Однако процедура довольно сложная и дорогая, поэтому на практике применяется далеко не во всех случаях.

Подробнее о поправках читайте в нашем обзоре, подготовленном на стадии внесения проекта в Госдуму. Содержательно проект не изменился.

Документ: Проект Федерального закона N 792949-7

 

Документ

В Госдуму внесен правительственный законопроект о праве работников, достигших 40 лет, на освобождение от работы при прохождении диспансеризации

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Проект Федерального закона N 907930-7

"О внесении изменений в статью 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации"

Таким работникам (за исключением отдельных категорий работников, в том числе являющихся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет) при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, предлагается предоставить право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

При этом работник обязан подтвердить использование предоставленного освобождения от работы для целей прохождения диспансеризации справкой медицинской организации, если это предусмотрено коллективным договором или локальным нормативным актом.

 

Документ

Правительство РФ предлагает уточнить момент перехода доли участника общества с ограниченной ответственностью обществу при подаче им заявления о выходе из общества

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Проект Федерального закона N 905955-7 "О внесении изменения в статью 94 Гражданского кодекса Российской Федерации"

В настоящее время установлено, что доля переходит к обществу с момента получения обществом соответствующего заявления (требования).

Согласно законопроекту, переход к обществу доли или части доли вышедшего участника будет осуществляться с даты получения обществом заявления участника общества о выходе из общества или с даты внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц в связи с выходом участника общества из общества в зависимости от того, какое из указанных событий наступило ранее (если общество является кредитной организацией, к такому обществу доля переходит с даты получения обществом заявления участника общества о выходе из общества), или с даты получения обществом соответствующего требования.

 

Документ

Правительство РФ предлагает оптимизировать процедуру внесения в реестр юридических лиц сведений о выходе участника из общества, совершенном независимо от согласия других его участников или общества

Источник

КонсультантПлюс

Краткое описание

Проект Федерального закона N 905956-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части совершенствования процедуры внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о выходе участника общества с ограниченной ответственностью из общества"

Согласно законопроекту, переход к обществу доли или части доли вышедшего участника будет осуществляться с даты получения обществом заявления участника о выходе из общества или даты внесения соответствующей записи в реестр в связи с выходом участника из общества в зависимости от того, какая из указанных дат наступила ранее.

Нотариус, удостоверивший заявление участника о выходе из общества, подает в регистрирующий орган заявление о внесении соответствующих изменений в реестр и после получения документа, подтверждающего факт внесения записи в реестр, передает обществу, к которому перешла доля вышедшего участника, копию заявления, направленного в регистрирующий орган.

Нотариальные действия по удостоверению заявления участника о выходе из общества, подача в регистрирующий орган заявления о внесении соответствующих изменений в реестр, а также передача обществу копии такого заявления осуществляются нотариусом, удостоверившим заявление участника о выходе из общества, в рамках одного нотариального действия.

Законопроектом также определено, что уставом общества может быть предусмотрено право на выход из общества для отдельных участников общества, прямо поименованных в уставе общества либо обладающих определенными признаками, например имеющих долю в уставном капитале не менее или не более определенного размера. Кроме того, право на выход из общества может быть обусловлено наступлением или ненаступлением определенных обстоятельств, а также предоставлено по единогласному решению общего собрания участников общества.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.