-
Механизм компенсационного фонда СРО КПК просто необходимо доработать и развить, сделать прозрачный механизм выплат.
Компенсационные фонды СРО КПК формируются за счет отчислений КПК как в соответствии с Законом о кредитной кооперации, так и общим Законом о саморегулируемых организациях.
В связи с этим, выплаты из компенсационных фондов СРО КПК всегда будут поступать исключительно в распоряжение кооператива и будут средствами КПК, за счет которых может финансироваться деятельность конкурсного управляющего, каким бы не был прозрачным механизм выплат.
Придание выплатам из компенсационных фондов СРО КПК какой-либо иную правовой природы не представляется возможным, т.к. это будет противоречить базовому Закону о саморегулируемых организациях, правовой природе компенсационных фондов СРО КПК и выплат из них.
Обойти законодательно эту проблему можно именно путем создания на законодательном уровне предлагаемого механизма гарантирования сохранности личных сбережений пайщиков КПК.
-
Сегодня при банкротстве КПК почти все средства КПК уходят на оплату конкурсного управляющего.
В данной ситуации и состоит одно из главных отличий действующей системы (компенсационные фонды СРО КПК) и предлагаемой системы гарантирования: средства из фонда гарантирования будут выплачиваться Фондом непосредственно пайщику обанкротившегося КПК. И конкурсный управляющий не будет иметь к данному денежному потоку никакого отношения.
В настоящее же время средствами, выплаченные из компенсационных фондов СРО КПК, поступают непосредственно в КПК, этими средства может распоряжаться конкурсный управляющий (если введена соответствующая процедура) и пайщики КПК совершенно не получают даже минимальной компенсации за счет этих средств.
Данное состояние дел подтверждают неоднократные обращения в Фонд пайщиков тех КПК, которым были произведены выплаты из компенсационных фондов СРО КПК.
-
Значит ли факт участия в системе гарантирования отмену требований по отчислениям в компенсационные фонды СРО КПК
Да, отчислений в компенсационные фонды СРО КПК не будет. Вместо них КПК будут направлять взносы в общий гарантийный фонд.
-
Участие в системе гарантирования будет обязательным для КПК?
За период вступления в силу Закона о кредитной кооперации (более 6 лет) рынок кредитной кооперации не выработал функционирующую систему гарантирования сохранности личных сбережений пайщиков. В связи с этим считаем целесообразным усовершенствование законодательства Российской Федерации в части обеспечения полной защиты прав пайщиков.
В систему обязаны будут войти КПК, имеющие определенные параметры - численность пайщиков более 200 членов. Для КПК с численностью членов менее 200 членов участие в системе будет добровольным.
КПК, работающие только с юридическими лицами, КПК второго уровня и сельскохозяйственные потребительские кооперативы в систему не входят.
-
В предлагаемой системе гарантирования будут определены требования к экономическим показателям КПК. Если многие кооперативы останутся «за бортом» системы гарантирования, то зачем тогда нужна такая система кооперативам?
При вхождении в систему гарантирования и нахождения в ней от кооперативов безусловно потребуется соблюдение кредитными кооперативами определенных экономических показателей.
Вместе с тем, речь всего лишь идет о соблюдении тех нормативов, которые и так установлены в настоящее время: это финансовые нормативы, установленные Банком России, и обязательные стандарты СРО КПК, которые КПК и в настоящее время обязаны соблюдать.
Уход с рынка КПК, которые не соблюдают эти финансовые нормативы и обязательные стандарты, произойдет не минуемо по мере усиления надзора за данным сектором финансового рынка со стороны Банка России, и никак не взаимосвязан с наличием или отсутствием системы гарантирования.
-
Предлагаемый размер ставки взносов в систему гарантирования составляет 0,7 % от активов КПК. Какая ставка взносов будет от привлеченных средств? При такой ставке кооперативы не доживут до использования единого компенсационного фонда.
Во-первых, отмечаем, что Параметрическая модель позволяет считать ставку взносов как от активов КПК, так и от привлеченных средств.
Что касается непосредственно величины ставки, то в настоящий момент (исходя из имеющихся на сегодняшний момент соотношения величины привлеченных средств к величине активов КПК) такая ставка рассчитывается на уровне 1% от привлеченных средств.
Однако в процессе обсуждения выработана позиция о том, что переход к такой ставке должен осуществляться постепенно в течение нескольких лет. В целях обеспечения плавного перехода на повышенную ставку взносов предусмотрен 3-летний переходный период, в течение которого ставка взносов остается неизменной.
В дальнейшем, в случае достижения компенсационным фондом определенного размера и снижения количества банкротств КПК, ставка взносов может быть уменьшена.
-
Какая максимальная сумма выплаты на одного пайщика КПК предполагается? Размер выплат подразумевается от среднего вклада или всего вклада?
В целях поиска ответа на этот вопрос к работе привлечены ответственные актуарии – лица, включенные в единый Реестр ответственных актуариев (опубликован на сайте Банка России).
Актуариями разработана Параметрическая модель системы гарантирования сохранности личных сбережений граждан в сфере кредитной потребительской кооперации, которая представляет собой экономико-математическое моделирование условий и порядка функционирования системы гарантирования сохранности личных сбережений пайщиков.
При проведении актуарных расчетов стало ясно, что при сохранении ставки взносов КПК в систему гарантирования на уровне нынешней ставки взносов КПК в компенсационные фонды СРО КПК (0,2 % от активов), объединенный гарантийных фонд не может гарантировать пайщику возврат вкладов в сумме более 50,0 тыс. рублей.
Критичными для деятельности системы гарантирования и, в том числе, для размера компенсационной выплаты являются 3 фактора:
- начальный размер единого компенсационного фонда;
- количество банкротств КПК;
- ставка взносов в систему гарантирования.
При имеющейся статистике банкротств КПК, увеличение размера компенсационной выплаты (например, до 250 – 300 тыс. рублей) может происходить только при условии повышения как начального размера гарантийного фонда, так и ставки взносов в систему гарантирования.
Согласно представленной 4 СРО КПК информации, компенсационная выплата в размере 250,00 – 300,00 тыс. рублей рассчитывается от средней суммы вкладов и покрывает от 55 % до 89 % общего количества вкладов (по СРО КПК).
-
Вопрос создания системы гарантирования сохранности сбережений граждан в сфере КПК целесообразно обсуждать после объединения 8 СРО КПК в 3 СРО КПК.
С одной стороны, считаем, что процесс объединения СРО КПК и процесс создания системы гарантирования сохранности сбережений граждан в сфере КПК, как минимум, может идти параллельно. Два эти процесса не имеют прямой взаимосвязи друг с другом.
Более того, решение вопроса о создании системы гарантирования сохранности сбережений граждан в сфере КПК раньше укрупнения СРО КПК имеет свои преимущества:
- решение сложных вопросов, связанных с размерами компенсационных фондов, их размещением и т.п., перестанут быть лишним препятствием при проведении активных переговоров по объединению СРО КПК.
Затягивание процесса создания современной системы гарантирования сохранности сбережений граждан в сфере КПК приведет лишь к оттоку вкладчиков, поскольку количество пайщиков, осознающих фиктивность якобы имеющихся механизмов защиты сбережений, будет только возрастать с течением времени и повышения уровня финансовой грамотности пайщиков.