|
В числе факторов давления на будущее микрофинансового рынка можно обозначить следующие:
Ранее было объявлено о запуске совместного проекта НАУМИР и НРА: рэнкинг подготовлен Национальным Рейтинговым Агентством и верифицирован Национальной ассоциацией участников микрофинансового рынка (НАУМИР) на основе анкетирования микрофинансовых и микрокредитных компаний по итогам их деятельности в 1 полугодии 2018 года и проведен сравнительный анализ динамики выбранных ключевых показателей относительно результатов 1-го квартала.
Были собраны сведения относительно:
Модель бизнеса микрофинансовых организаций позволяет предоставлять займы различным сегментам заемщиков: поэтому растут не только совокупные объемы выдач, но и средние суммы займов. Среди компаний рэнкинга (на текущий момент, ввиду пилотного статуса проекта, база исследования была в определенной степени ограниченной) рост портфеля займов только по итогам 1 полугодия (в динамике квартал к кварталу) достиг 12% при динамике объема выдачи 13%. Количество действующих договоров выросло на 1%. Средняя сумма займа выросла на 31% по всем бизнес-сегментам. Напомним, по данным статистики, за 2017 год портфель вырос на 28% при росте объем выдачи на 32%. Количество действующих договоров выросло на 24,5%. Средняя сумма займа за 2017 год выросла на 36% в сегменте кредитования физических лиц и более чем в два раза в сегменте МСП. Отмеченный квартальный прирост произошел по благодаря росту бизнеса по всем бизнес-нишам (PDL, Installment Loans, займы МСБ, POS займы, ипотека, тендерные займы, факторинг).
«Мы приветствуем инициативу НРА по проведению исследований микрофинансового рынка», - отметила Елена Стратьева, директор СРО "МиР", вице-президент НАУМИР. – «Результаты пилотного исследования показывают, что в сравнении с банковским уровнем концентрации портфелей, сегмент МФО остается более конкурентным (топ-5 компаний консолидируют порядка 50% совокупного портфеля участников рэнкинга), что в свою очередь нивелирует риск ухудшения общей ситуации в сегменте из-за существенного снижения финансовой устойчивости одной или нескольких крупных микрофинансовых организаций».
Среди компаний, заполнивших анкету Агентства, выдающих займы с обеспечением (под залог ипотеки и иных видов залога), положительно отмечаем, как уровень залогового покрытия, так и рост коэффициента покрытия выданных займов.
Мы анализировали динамику просроченной задолженности (до 30 дней) – как мы полагаем, именно этот временной отрезок является наиболее релевантным для отражения качества управления рисками и мониторинга рисков в сегменте МФО, поскольку – как правило – задолженность на более длинных сроках может быть реализована, переуступлена, переформатирована.
Просроченная задолженность компаний, заполнивших анкету Агентства, несколько выросла за квартал (на уровне 38% совокупного портфеля займов относительно 36% кварталом ранее). При этом, если в сегменте PDL этот уровень для компаний рэнкинга рос, то в сегментах потребительских займов, МСБ, POS и ипотеки, напротив, наблюдалось снижение.
Доля пролонгированной задолженности и квартальная динамика этого показателя также разнонаправленны. При среднем невысоком уровне пролонгаций для участников рэнкинга в 15% (нейтрально в квартальном выражении), пролонгации в сегментах МСБ и тендерных займов растут, а в части потребительских займов физических лиц – снижаются.
Мы сохраняем свой прогноз по росту рынка микрозаймов в 2018 году темпами на уровне 15%. Займы МФО рассматриваются заемщиками как «план Б» относительно банковских продуктов как в сегменте МСБ, так и в рознице. Однако, в дальнейшем, такие темпы вряд ли будут поддерживаться:
1) По экономическим причинам. На фоне падения доходов население во многих регионах вынуждено поддерживать себя наращиванием займов. По данным НБКИ около 32% россиян тратят на обслуживание долгов по кредитам больше третей части своего ежемесячного дохода. Рост долговой нагрузки в таких условиях может привести к росту неплатежей;
2) Ввиду отсутствия свободной ликвидности у компаний сегмента;
3) По регуляторным причинам. Активное развитие банковского сектора в части выпуска новых кредитных карт, а также регуляторная новация, упрощающая создание банками резервов по потребительским кредитам до 100 тыс. руб.
4) По причинам консолидации рынка. С точки зрения количества участников, рынок, вслед за банковским, сожмется; в свою очередь, такая консолидация потребует времени и дополнительных расходов на перенастройку систем и бизнес-процессов, адаптацию сотрудников к новым продуктам, привлечение клиентов на новые продукты.
Подробно ознакомиться с исследованием можно по ссылке >>>.
© НРА 2018
© НАУМИР 2018
При использовании материала и/или отдельных данных из него ссылка на НРА и НАУМИР обязательна.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.