Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

28.03.2024, четверг, 21:14

Ответ Банка России на предложения кредитных потребительских кооперативов по итогам конференции в Ялте «Рынок и регулятор: практические аспекты взаимодействия»

13 июля 2015 3644
Ответ Банка России на предложения кредитных потребительских кооперативов по итогам конференции в Ялте «Рынок и регулятор: практические аспекты взаимодействия»

Напомним, 10-11 июня 2015 в Ялте состоялась конференция «Рынок и регулятор: практические аспекты взаимодействия» http://www.rmcenter.ru/about/news/detail.php?ID=4582.

В рамках конференции были организованы круглые столы между участниками всех сегментов микрофинансового рынка «Наш вопрос регулятору», на которых обсуждались наиболее важные и актуальные на сегодняшний день вопросы, касающиеся непосредственно их деятельности, регулирования и взаимодействия с регулятором.

Напомним также, по итогам проведенных круглых столов участники рынка подготовили и озвучили свои практические рекомендации для Банка России. 
В частности, со стороны кредитных потребительских кооперативов были сформированы следующие вопросы и предложения >>>:

  1. Указание Банка России от 14.07.2014 № 3322-У "О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам" предусматривает обязательность формирования в бухгалтерском учете на 31 декабря 2015 года резервов на возможные потери по займам в размере не менее 30 процентов от установленной в соответствии с Указанием суммы резервов на возможные потери по займам.

В связи с этим требованием кредитные кооперативы обращают внимание Банка России на следующие обстоятельства:

  • требование формировать резервы на возможные потери по займам (РВПЗ ежеквартально по состоянию на последнее число квартала в отношении неисполненных (полностью либо частично) заемщиками кредитного кооператива обязательств по займам не учитывает возможной задержки поступления денежных средств по банку, тем самым несмотря на произведенный заемщиком в конце квартала платеж по займу кредитный кооператив вынужден нередко формировать РВПЗ с учетом того, что соответствующие суммы на последнее число квартала на его расчетный счет не поступили, а затем при реальном поступлении этих средств уже в следующем квартале восстанавливать резервы в соответствующей сумме. При этом те кредитные кооперативы, которые находятся на упрощенной системе налогообложения (6% с дохода) платят налог на прибыль дважды: один раз с общей суммы доходов, включая те средства, которые пойдут на формирование РВПЗ, и затем с суммы восстановленного резерва. В связи с этим кредитные кооперативы просят рассмотреть вопрос о возможности «отсроченного формирования» РВПЗ (в Приложении к настоящему письму приводятся выдержки из соответствующего нормативного документа украинских коллег).

Кредитные кооперативы также обращают внимание Банка России на то, что требование формировать в бухгалтерском учете РВПЗ на конец 2015 года в размере 30 процентов от установленной в соответствии с Указанием суммы резервов на возможные потери по займам для многих из них станет непосильной задачей и приведет к возникновению убытков в балансе по итогам года, что в соответствии со статьей 123.3 Гражданского кодекса Российской Федерации повлечет необходимость внесения членами кооператива дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

В связи с риском массового ухода с рынка кредитных кооперативов, не способных выполнить указанный норматив (тем более после экономического кризиса и в условиях ужесточения санкций, трудности с получением кредитных ресурсов), просим Вас рассмотреть возможность отсрочки применения данного норматива.

  1. Введение в законодательство о банкротстве особых норм о банкротстве кредитных кооперативов как финансовых некоммерческих кооперативных организаций сыграло большую роль в обеспечении защиты интересов пайщиков кредитных кооперативов – физических лиц. В то же время, следует обратить внимание на следующие моменты:
  2. ранее широко использовавшаяся возможность мирового соглашения в процедурах банкротства кредитного кооператива на сегодняшний день практически исключена, так как пунктом 1 статьи 160 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что в случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения. Однако кредиторами первой очереди в кредитном кооперативе являются его пайщики – прежде всего те физические лица, которые передали в кооператив свои личные сбережения. Тем самым возможность для них заключить мировое соглашение и получить хотя бы часть от переданных в кредитный кооператив средств исключена: либо им возвращается всё, что практически невероятно, либо им отказывают в мировом соглашении, в связи с чем процедуры банкротства затягиваются и даже те небольшие суммы, которые могли бы быть возвращены пайщикам, тратятся на содержание арбитражных управляющих, текущие платежи, расходы по ведению процедур банкротства;
  3. кредитные кооперативы выведены из процедур финансового оздоровления, что представляется весьма неоднозначным решением, так как в процессе финансового оздоровления могут быть с меньшими для кооператива и его пайщиков потерями найдены пути восстановления его платежеспособности, нежели в конкурсном производстве;
  4. важно предусмотреть в нормативных документах Банка России, что нарушения не всех финансовых нормативов свидетельствуют о несостоятельности кредитного кооператива.
  5. Кредитные кооперативы просят Банк России уточнить перечень и порядок расчета финансовых нормативов (некоторые из них трудно контролируемы), а также при введении новых нормативов оценивать, сколько организаций рискуют уйти с рынка в связи с отсутствием источников для их выполнения. Предлагается проводить соответствующую оценку, прогноз возможных последствий для участников рынка с помощью саморегулируемых организаций участников рынка.

  6. Кредитные кооперативы просят учесть интересы и возможности малых кредитных кооперативов (например, с активами до 2 млн. руб.), упростив требования к велению ими отчетности, экономическим нормативам.

  7. Кредитные кооперативы просят Банк России учесть при обсуждении предложений по введению требований к деловой репутации учредителей, членов органов кредитного кооператива, его сотрудников экономические возможности кредитных кооперативов и значительно более ограниченный перечень осуществляемых ими операций по сравнению с теми, которые возможны для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.п. Следует также учесть, что председатель кооператива (председатель правления кооператива), ревизионная комиссия, правление являются выборными органами, формируются исключительно из числа пайщиков кредитного кооператива, и слишком сложные процедуры согласования кандидатур для участия в них фактически сведут к нулю кооперативную демократию, превратят кредитный кооператив в мини-банк либо просто вынудят его прекратить свою деятельность в связи с невозможностью найти в удаленных и труднодоступных населенных пунктах тех лиц, которые могут удовлетворять требованиям по квалификации, опыту работы и деловой репутации.

  8. Кредитные кооперативы просят Банк России предусмотреть возможность защиты сбережений переданных в кредитные кооперативы средств физических лиц от риска их потерь в связи с лишением лицензии обслуживающего кредитный кооператив банка: представляется необходимым создать дополнительные гарантии в этих случаях сохранности сбережений физических лиц – членов кооператива.

  9. Кредитные кооперативы просят Банк России ускорить рассмотрение вопроса об изменении Указания Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», так как даже при банковской комиссии в размере 0.3% (тогда как в большинстве банков комиссия в разы больше) кредитные кооперативы несут потери в размере сотен тысяч рублей в год, тем самым лишаясь возможности снижения для пайщиков процента по предоставляемым займам. Подобная ситуация нарушает равные конкурентные возможности участников микрофинансового рынка и банков как профессиональных кредиторов, снижает возможности повышения доступности финансово-кредитных услуг для потребителей.

  10. Кредитные кооперативы просят Банк России рассмотреть вопрос о возможности систематизации информации, предоставляемой ими и их саморегулируемыми организациями в Банк России: выработки единого формата обращений Банка России, группировки возможных запросов по степени обязательности и срочности. Это помогло бы, в свою очередь, систематизировать вопросы взаимодействия участников рынка и Банка России и повысить его эффективность.

В ответ на данные предложения кредитных потребительских кооперативов получен официальный ответ от И.О. начальника Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Федорова С. Л.

Ответ Банка России доступен по ссылке >>>;

Напомним, все запросы в государственные органы и соответствующие ответы можно посмотреть на сайте РМЦ http://www.rmcenter.ru/isupport/enquiry/ и на портале «Микрофинансирование в России» http://www.rusmicrofinance.ru/news/enquiry/.

 


    Разделы Аналитики:

    © 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
    Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
    Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.