Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

25.04.2024, четверг, 09:52

Финансовой «подушки» не предусмотрено: как российский бизнес пережил пандемию

01 сентября 2020 374
Финансовой «подушки» не предусмотрено: как российский бизнес пережил пандемию

54% предпринимателей считают, что восстановление спроса на их товары или услуги займет год и более. При этом только треть компаний имели к началу пандемии финансовую «подушку безопасности». Среди предпринимателей, чьи компании имели финансовые резервы, большинство опасаются, что их может не хватить, чтобы пережить экономические трудности. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в августе1.

Большинство предпринимателей (79%) сообщили о снижении спроса на свои товары или услуги в период пандемии. О снижении спроса чаще сообщали предприниматели, работающие в сфере торговли (88%). Каждый пятый указал, что спрос в период пандемии практически не изменился.

Предприниматели, сообщившие о снижении спроса, считают, что его восстановление займет существенное время. Более половины из них (54%) считают, что восстановление спроса займет год или дольше. Каждый пятый (22%) полагает, что спрос восстановится не раньше, чем через полгода. Каждый десятый затруднился с ответом.

Компании большинства предпринимателей (62%) не имели к началу пандемии накоплений (финансовой «подушки»). Каждый третий представитель бизнеса (32%) сообщил, что его компания имела определенные накопления, финансовые резервы.

Среди представителей бизнеса, чьи компании встретили пандемию с накоплениями, большинство (81%) считают, что их размера недостаточно, чтобы преодолеть сложности, связанные с пандемией, 19% придерживаются оптимистичной точки зрения и считают, что смогут преодолеть экономические трудности с этими накоплениями.

Размер «подушки безопасности» у компаний большинства предпринимателей невелик. 19% среди тех, кто имеют ее и считают, что она в той или иной степени позволит пережить трудности, указывают, что в случае потери компанией всех остальных источников дохода финансовых резервов хватит менее, чем на месяц, 39% говорят, что их хватит не более чем на 3 месяца. При этом 24% сообщили, что накоплений компании хватит до полугода работы компании без доходов, а у 6% их хватит до года.

Предприниматели использовали разные способы сокращения издержек компаний в непростой экономической ситуации. В первую очередь сокращали расходы на маркетинг и рекламу (42%). Треть компаний сокращали штат сотрудников, 26% уменьшали оклад персонала. 22% отказались от аренды офисов. Равные доли сокращали расходы на производство и ограничивали набор предоставляемых товаров или услуг.

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

«Грамотное финансовое планирование – основа усточивого развития организации. Прозрачная картина о финансовом положении компании помогает предпринимателю прогнозировать возможные кассовые разрывы и формировать “финансовую подушку” на случай форс-мажора. Как показало исследование, большинство предприятий МСБ не были готовы к последствиям пандемии – финансовых резервов не было, либо их хватило на месяц-два.

Предприниматели, как и население, нуждаются в повышении финансовой грамотности и информированности о программах государственной поддержки. 2020 год показал, что “жить одним днем” – рискованная стратегия для организации. Нынешние условия требуют максимального внимания со стороны предпринимателя к финансам организации».

Таблица 1. «В период пандемии ваша компания столкнулась со снижением спроса на ваши товары/услуги или нет?», в % от всех опрошенных предпринимателей

 

% от всех опрошенных предпринимателей

Спрос снизился

79

Спрос практически не изменился

20

Спрос вырос

1

Таблица 2. «По вашим оценкам, когда спрос на ваши товары/услуги вернется на докризисный уровень?», в % от предпринимателей, указавших, что спрос на товары/услуги снизился

 

% от предпринимателей, указавших, что спрос на товары/услуги снизился

Не раньше, чем через месяц

3

Не раньше, чем через 3 месяца

7

Не раньше, чем через 6 месяцев

22

Год и более

54

Спрос уже восстановился

4

Не знаю

10

Таблица 3. «Были ли к моменту начала пандемии у вашей компании накопления, "финансовая подушка"?», % от всех опрошенных предпринимателей

 

% от всех предпринимателей

Да, были

32

Нет, не было

62

Отказ от ответа

6

Таблица 4. «Накоплений вашей компании будет достаточно, чтобы преодолеть экономические трудности?», % от предпринимателей, сообщивших о снижении спроса и имеющих к моменту начала пандемии финансовую подушку безопасности

 

% от всех предпринимателей, сообщивших о снижении спроса и имеющих к моменту начала пандемии финансовую подушку безопасности

Недостаточно

81

Скорее всего, накопления позволят пережить кризис

11

Будет достаточно

8

Таблица 5. «Если ваша компания потеряет все источники доходов, как долго она сможет существовать за счет накоплений?», % от предпринимателей, сообщивших о том, что накоплений будет достаточно, чтобы преодолеть экономические трудности

 

% от всех предпринимателей, сообщивших, что накоплений будет достаточно, чтобы пережить кризис

Не более 1 месяца

19

Не более 3 месяцев

39

Не более 6 месяцев

24

Не более года

6

Более, чем год

12

Таблица 6. «В кризисные периоды компании стараются сокращать издержки, экономить. А ваша компания пыталась как-то сокращать издержки?», % от всех опрошенных предпринимателей*

 

% от всех опрошенных предпринимателей

Отказ от аренды офиса

22

Сокращение штата

34

Сокращение заработной платы сотрудников

26

Сокращение расходов на рекламу, маркетинг

42

Сокращение расходов на ИТ

16

Сокращение расходов на производство

18

Сокращение/отмена соцпакета для сотрудников

10

Ограничение набора предоставляемых товаров / услуг

19

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.

Источник: НАФИ.


1  Онлайн-опрос предпринимателей сегмента МСП прошел в августе 2020 года. Было опрошено 400 предпринимателей.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.