Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

25.04.2024, четверг, 12:47

НАФИ: Кредитами и займами пользуются 28% россиян

26 августа 2020 452
НАФИ: Кредитами и займами пользуются 28% россиян

За последний год 28% россиян пользовались кредитными продуктами – оформляли новые кредиты или продолжали пользоваться уже имеющимися займами. При этом большинство россиян настороженно относятся к заимствованиям: 72% за последний год не пользовались никакими видами заемных средств, а 63% уверены, что не будут брать кредиты в ближайшем будущем. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ1.

Потребительский кредит – самый популярный вид займов, его за последний год брали более половины (51%) банковских заемщиков (13% от всех россиян). Равные доли заемщиков – по 14% (4% от всех россиян) оформляли за последний год ипотечный кредит и целевой кредит на конкретную покупку (он оформляется у продавца товара или поставщика услуги). 8% заёмщиков (2% россиян) пользовались автомобильным кредитом.

Чем старше заемщик, тем чаще он предпочитает потребительский кредит другим видам займов. Потребительский кредит за последний год оформляли 41% заемщиков 18-24 лет, 48% заемщиков 25-44 лет и 61% заемщиков старше 60 лет. Целевой кредит, напротив, чаще других оформляют молодые заемщики 18-24 лет (22% против 14% в среднем по стране).

Заемщики в Москве и Санкт-Петербурге за последний год пользовались потребительскими кредитами существенно реже, чем заемщики в среднем по стране (28% против 51%), но чаще использовали кредитные карты (44% против 28% в среднем по России).

Большинство заёмщиков (61%) тратят на погашение кредита менее 20% семейного дохода. 13% россиян, пользующихся займами, тратят на ежемесячные выплаты более 30% общего дохода домохозяйства. В семьях, находящихся в трудном финансовом положении (по собственным оценкам, «едва сводящих концы с концами»), этот показатель вдвое выше: доля тратящих более 30% ежемесячного дохода на выплату кредита составляет в таких домохозяйствах более четверти – 27%.

Большинство россиян – 84% – не планируют брать кредит в финансовой организации в ближайшем будущем (общая доля ответивших «Скорее всего, не стану брать кредит» и «Точно НЕ стану брать кредит»). 8% отметили, что, возможно, возьмут кредит, а еще 8% затруднились с ответом. Наиболее категорично по отношению к банковским кредитам настроены россияне старшего возраста и люди с плохим материальным положением (подробнее – в таблицах 9-10).

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ: «Сегодня практически на всех потребительских рынках наблюдаются довольно низкие темпы постпандемийного восстановления спроса. Причиной тому – не только сократившиеся доходы россиян, но и социально-психологический эффект неопределенности: непонимание перспектив второй волны пандемии, невозможность долгосрочного планирования доходов, а значит и экономия: отказ от излишних, спонтанных покупок и демонстративного потребления – частых драйверов заемного поведения.

Мы полагаем, что до конца года эти явления будут сдерживать развитие рынка кредитования, в том числе, несмотря на характерную для этого рынка сезонную позитивную динамику осени. В свою очередь, коронакризис отчетливо показал заемщикам (да и всем россиянам в целом) важность грамотного финансового поведения, в особенности, важность взвешенных решений в части кредитования. Остается надеяться, что после нормализации ситуации, россияне будут принимать такие решения более рационально: стараясь объективно оценивать свои возможности по выплатам, сравнивая предложения разных финансовых организаций, внимательно читая договора и изучая тарифы».

Таблица 1. «Вспомните, пожалуйста, за последний год какими видами кредитов, займов пользовались Вы лично, Ваша семья», в % от всех опрошенных

 

%

Не брали займы

72

Брали займы

28

Таблица 2. «Вы сказали, что пользовались банковским кредитом. Что это был за кредит? Если за последний год Вы пользовались несколькими банковскими кредитами, отметьте, пожалуйста, все», в % от опрошенных, которые за последний год пользовались займами*

 

%

Потребительский кредит (кредит наличными в отделении банка)

51

Кредитная карта

28

Ипотечный кредит (кредит на покупку недвижимости)

14

Целевой кредит на покупку товара или услуги (оформляется у продавца товара или услуги)

14

Автомобильный кредит (кредит на покупку автомобиля)

8

Другое

1

Затрудняюсь ответить

1

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Таблица 3. «Вы сказали, что пользовались банковским кредитом. Что это был за кредит? Если за последний год Вы пользовались несколькими банковскими кредитами, отметьте, пожалуйста, все», в % от опрошенных, которые за последний год пользовались займами, распределение по возрасту*

 

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Потребительский кредит (кредит наличными в отделении банка)

41

48

48

53

61

Кредитная карта

27

30

30

29

21

Целевой кредит на покупку товара или услуги (оформляется у продавца товара или услуги)

22

13

12

14

15

Ипотечный кредит (кредит на покупку недвижимости)

13

18

18

11

4

Автомобильный кредит (кредит на покупку автомобиля)

7

8

9

9

5

Другое

1

0

1

0

1

Затрудняюсь ответить

2

1

1

1

2

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Таблица 4. «Вы сказали, что пользовались банковским кредитом. Что это был за кредит? Если за последний год Вы пользовались несколькими банковскими кредитами, отметьте, пожалуйста, все», в % от опрошенных, которые за последний год пользовались займами, распределение по месту жительства*

 

Москва и Санкт-Петербург

Более 1 млн человек

От 500 тыс. до 1 млн человек

От 250 тыс. до 500 тыс. человек

От 100 тыс. до 250 тыс. человек

От 50 тыс. до 100 тыс. человек

Менее 50 тыс. человек, ПГТ

Сельское население

Кредитная карта

44

32

31

30

32

24

27

20

Потребительский кредит

28

51

49

46

47

52

55

59

Ипотечный кредит (кредит на покупку недвижимости)

17

17

18

19

16

16

13

9

Автомобильный кредит (кредит на покупку автомобиля)

13

7

9

8

11

9

6

7

Целевой кредит на покупку товара или услуги

11

11

13

14

15

15

15

15

Другое

0

0

1

0

0

1

1

0

Затрудняюсь ответить

1

0

1

1

1

1

1

1

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Таблица 5. «В настоящее время какую примерно долю в общем доходе домохозяйства составляют ежемесячные выплаты по кредиту/займу (если несколько кредитов, то сумма выплат по всем долгам)?», в % от опрошенных, которые за последний год пользовались займами

 

%

Не более 5%

13

6 - 10%

22

11 - 20%

26

21 - 30%

15

31 - 50%

9

Более 50%

5

Затрудняюсь ответить

10

Таблица 6. «В настоящее время какую примерно долю в общем доходе домохозяйства составляют ежемесячные выплаты по кредиту/займу (если несколько кредитов, то сумма выплат по всем долгам)?», в % от опрошенных, которые за последний год пользовались займами, распределение по материальному положению семьи

 

Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты

На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна

Денег хватает на продукты и одежду, но покупка телевизора, мебели - для нас проблема

Мы можем без труда купить холодильник, телевизор, мебель, но на большее денег нет

Мы можем позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу и многое другое

Не более 5%

11

12

13

16

17

6 - 10%

14

19

23

25

23

11 - 20%

19

24

27

26

28

21 - 30%

14

14

15

15

13

31 - 50%

14

11

8

6

5

Более 50%

13

7

4

2

3

Затрудняюсь ответить

15

13

10

10

11

Таблица 7. «Насколько вероятно, что в ближайшие 12 месяцев Вы возьмете кредит в финансовой организации?», в % от всех опрошенных

 

%

Точно возьму кредит в ближайшие 12 месяцев

1

Скорее всего, возьму кредит

7

Скорее всего, НЕ стану брать кредит

21

Точно НЕ стану брать кредит

63

Затрудняюсь ответить, отказ от ответа

8

Таблица 8. «Насколько вероятно, что в ближайшие 12 месяцев Вы возьмете кредит в финансовой организации?», в % от всех опрошенных, распределение по возрасту

 

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Точно возьму кредит в ближайшие 12 месяцев

2

2

2

1

1

Скорее всего, возьму кредит

8

10

10

7

3

Скорее всего, НЕ стану брать кредит

22

24

24

22

12

Точно НЕ стану брать кредит

59

55

55

62

80

Затрудняюсь ответить, отказ от ответа

9

9

9

8

4

Таблица 10. «Насколько вероятно, что в ближайшие 12 месяцев Вы возьмете кредит в финансовой организации?», в % от всех опрошенных, распределение по материальному положению семьи

 

Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты

На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна

Денег хватает на продукты и одежду, но покупка телевизора, мебели - для нас проблема

Мы можем без труда купить холодильник, телевизор, мебель, но на большее денег нет

Мы можем позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу и многое другое

Точно возьму кредит в ближайшие 12 месяцев

3

1

1

1

2

Скорее всего, возьму кредит

6

7

7

9

9

Скорее всего, НЕ стану брать кредит

12

17

22

24

19

Точно НЕ стану брать кредит

73

69

61

58

64

Затрудняюсь ответить, отказ от ответа

6

6

9

8

6

Источник: НАФИ.

 


1  Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в июле 2020 г. Опрошено 1600 человек старше 18 лет в 136 населенных пунктах в 50 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.