|
Более половины россиян (56%) пользуются цифровыми каналами управления личными финансами, такими как мобильный банк или интернет банк. Регионы-лидеры по распространению цифровых банковских сервисов – Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский АО. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка 1.
С помощью мобильных приложений банков для смартфонов можно осуществлять управление картами, счетами, заказывать справки о состоянии счета и другие финансовые услуги. Сегодня мобильными приложениями банков пользуются 51% россиян, и доля пользователей существенно выросла за последние несколько лет (в 2018 году – 26%).
Интернет-банк – это вебсайт, на котором клиент банка может управлять своими счетами и пользоваться финансовыми услугами. Сервисы интернет-банкинга менее востребованы, чем мобильные приложения банков: 37% против 51%. В 2018 году доля пользователей интернет-банков составляла 16% россиян.
Наиболее активными пользователями сервисов цифрового банкинга являются молодые россияне 18-24 лет: 75% используют либо мобильные приложения банков, либо интернет-банк, причем мобильный банкинг в этой возрастной группе намного популярнее интернет-банка (72% против 49%). У россиян более старшего возраста этот разрыв меньше. Так, среди опрошенных 45-59 лет мобильные приложения используют 45% опрошенных, интернет-банк – 36%. Чем старше респонденты, тем реже они пользуются цифровыми каналами управления финансами. Подробнее – в таблице 3.
Неработающие россияне пользуются мобильным и интернет-банком нечасто, за исключением учащихся и студентов. Реже всего цифровыми каналами управления финансами пользуются неработающие пенсионеры (17% против 56% в среднем по стране). Среди работающих пенсионеров доля использующих цифровые банковские каналы выше – 45%.
Подавляющее большинство руководителей высшего и среднего звена и квалифицированных специалистов активно используют цифровые банковские каналы, причем руководители подразделений и отделов демонстрируют самый высокий показатель – 84% против 56% в среднем по стране (таблица 4).
Цифровой банкинг более востребован среди жителей российских столиц: 57% жителей Москвы и Санкт-Петербурга его используют. В сельской местности цифровые банковские сервисы менее распространены (49%).
ТОП-10 регионов-лидеров по распространению цифрового банкинга – Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский АО, Республика Коми, Чукотский АО, Республика Карелия, Калининградская область, Республика Алтай, Камчатский край, Магаданская область. В Ямало-Ненецком АО мобильным или интернет-банком пользуются 79% жителей, в Якутии и Ханты-Мансийском АО – по 75%. Подробнее – в таблице 7.
Гузелия Имаева, генеральный директор, Аналитический центр НАФИ:
«Взрывной рост числа пользователей цифровых банковских сервисов – вдвое за два года – это процесс, выгодный как для банковского сообщества, так и для потребителей банковских услуг. Банки получают возможность сократить число отделений и уменьшить операционные расходы без риска сокращения клиентской базы (и многие крупные банки идут по этому пути уже несколько лет). Для клиентов виртуализация обслуживания повышает удобство пользования услугами.
С другой стороны, проблемы с низкой цифровой грамотностью отдельных категорий пользователей финансовых услуг затрудняют получение этих услуг по цифровым каналам. Многие россияне из социально-уязвимых групп (пожилые, инвалиды, безработные) не могут пользоваться мобильным и интернет-банком. Финансовым организациям нужно стремиться к тому, чтобы делать эти услуги доступнее и одновременно повышать цифровую и финансовую грамотность своих клиентов.
Кроме того, банки как поставщики услуг должны дополнительно работать над защитой персональных данных клиентов от мошенничества, а россиянам как пользователям финансовых услуг нужно ответственнее подходить к работе с цифровыми сервисами и информацией в интернете».
Таблица 1. «Сейчас многие банковские операции можно делать удаленно, с помощью смартфона или компьютера. Какими из этих банковских услуг Вы лично пользовались за последний год, включая настоящее время*»?, в % от всех опрошенных
|
% |
Пользуются ДБО (хотя бы одним видом) |
56 |
Не пользуюсь ДБО / Затрудняюсь ответить |
44 |
Таблица 2. «Сейчас многие банковские операции можно делать удаленно, с помощью смартфона или компьютера. Какими из этих банковских услуг Вы лично пользовались за последний год, включая настоящее время»*?, в % от всех опрошенных
|
% |
Мобильное приложение банка для смартфона (управление картами и счетами с помощью смартфона) |
51 |
Интернет-банк (доступ и управление счетами через интернет) |
39 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа
Таблица 3. «Сейчас многие банковские операции можно делать удаленно, с помощью смартфона или компьютера. Какими из этих банковских услуг Вы лично пользовались за последний год, включая настоящее время*»?, в % от всех опрошенных, распределение по возрасту
|
18-24 года |
25-34 года |
35-44 года |
45-59 лет |
60 лет и старше |
Пользуются ДБО (хотя бы одним видом) |
75 |
78 |
71 |
52 |
19 |
Мобильное приложение банка для смартфона |
72 |
73 |
65 |
45 |
15 |
Интернет-банк |
49 |
57 |
51 |
36 |
12 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа
Таблица 4. «Сейчас многие банковские операции можно делать удаленно, с помощью смартфона или компьютера. Какими из этих банковских услуг Вы лично пользовались за последний год, включая настоящее время*»?, в % от всех опрошенных, распределение по основному занятию
|
Работающий пенсионер |
Работающий учащийся, студент |
Работаю (за исключением подрабатывающих студентов и пенсионеров) |
Неработающий пенсионер (в том числе, по инвалидности) |
Неработающий учащийся, студент |
Временно не работаю, безработный |
Занят домашним хозяйством, нахожусь в декретном отпуске |
Пользуются ДБО (хотя бы одним видом) |
45 |
79 |
71 |
17 |
66 |
41 |
69 |
Мобильное приложение банка для смартфона |
38 |
75 |
65 |
14 |
63 |
37 |
62 |
Интернет-банк |
31 |
54 |
51 |
11 |
40 |
28 |
47 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа
Таблица 5. «Сейчас многие банковские операции можно делать удаленно, с помощью смартфона или компьютера. Какими из этих банковских услуг Вы лично пользовались за последний год, включая настоящее время*»?, в % от всех опрошенных, распределение по роду деятельности
|
Руководитель высшего звена предприятия, учреждения |
Руководитель подразделения, отдела |
Владелец собственного дела, предприятия |
Квалифицированный специалист (в том числе медицинский работник, преподаватель) |
Технический или обслуживающий персонал (в том числе водитель, охранник) |
Рабочий |
Индивидуальная трудовая деятельность (в т.ч. юрист, риэлтор, фрилансер) |
Военнослужащий / полицейский |
Пользуются ДБО (хотя бы одним видом) |
80 |
84 |
79 |
80 |
61 |
55 |
75 |
79 |
Мобильное приложение банка для смартфона |
73 |
77 |
73 |
72 |
56 |
51 |
70 |
72 |
Интернет-банк |
66 |
65 |
63 |
59 |
40 |
36 |
58 |
61 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа
Таблица 6. «Сейчас многие банковские операции можно делать удаленно, с помощью смартфона или компьютера. Какими из этих банковских услуг Вы лично пользовались за последний год, включая настоящее время»?, в % от всех опрошенных, распределение по типу населенного пункта
|
Москва и Санкт-Петербург |
Село |
Пользуются ДБО (хотя бы одним видом) |
57 |
49 |
Мобильное приложение банка для смартфона |
50 |
44 |
Интернет-банк |
42 |
33 |
Таблица 7. ТОП-10 регионов по распространению цифрового банкинга
|
% |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
79 |
Республика Саха (Якутия) |
75 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
75 |
Республика Коми |
72 |
Чукотский автономный округ |
72 |
Республика Карелия |
70 |
Калининградская область |
70 |
Республика Алтай |
68 |
Камчатский край |
68 |
Магаданская область |
68 |
Источник: НАФИ.
1 Масштабное исследование уровня финансовой грамотности населения проводилось в каждом из 85 субъектов Российской Федерации. Исследование было организовано в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.
В исследовании приняли участие 85 000 респондентов, в каждом регионе было опрошено 1000 человек. Опрос проводился методом личного интервью по месту жительства респондента.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.