Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

20.04.2024, суббота, 04:57

НАФИ: Более половины россиян пользуются цифровым банкингом

31 июля 2020 535
НАФИ: Более половины россиян пользуются цифровым банкингом

Более половины россиян (56%) пользуются цифровыми каналами управления личными финансами, такими как мобильный банк или интернет банк. Регионы-лидеры по распространению цифровых банковских сервисов – Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский АО. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка 1.

С помощью мобильных приложений банков для смартфонов можно осуществлять управление картами, счетами, заказывать справки о состоянии счета и другие финансовые услуги. Сегодня мобильными приложениями банков пользуются 51% россиян, и доля пользователей существенно выросла за последние несколько лет (в 2018 году – 26%).

Интернет-банк – это вебсайт, на котором клиент банка может управлять своими счетами и пользоваться финансовыми услугами. Сервисы интернет-банкинга менее востребованы, чем мобильные приложения банков: 37% против 51%. В 2018 году доля пользователей интернет-банков составляла 16% россиян.

Наиболее активными пользователями сервисов цифрового банкинга являются молодые россияне 18-24 лет: 75% используют либо мобильные приложения банков, либо интернет-банк, причем мобильный банкинг в этой возрастной группе намного популярнее интернет-банка (72% против 49%). У россиян более старшего возраста этот разрыв меньше. Так, среди опрошенных 45-59 лет мобильные приложения используют 45% опрошенных, интернет-банк – 36%. Чем старше респонденты, тем реже они пользуются цифровыми каналами управления финансами. Подробнее – в таблице 3.

Неработающие россияне пользуются мобильным и интернет-банком нечасто, за исключением учащихся и студентов. Реже всего цифровыми каналами управления финансами пользуются неработающие пенсионеры (17% против 56% в среднем по стране). Среди работающих пенсионеров доля использующих цифровые банковские каналы выше – 45%.

Подавляющее большинство руководителей высшего и среднего звена и квалифицированных специалистов активно используют цифровые банковские каналы, причем руководители подразделений и отделов демонстрируют самый высокий показатель – 84% против 56% в среднем по стране (таблица 4).

Цифровой банкинг более востребован среди жителей российских столиц: 57% жителей Москвы и Санкт-Петербурга его используют. В сельской местности цифровые банковские сервисы менее распространены (49%).

ТОП-10 регионов-лидеров по распространению цифрового банкинга – Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский АО, Республика Коми, Чукотский АО, Республика Карелия, Калининградская область, Республика Алтай, Камчатский край, Магаданская область. В Ямало-Ненецком АО мобильным или интернет-банком пользуются 79% жителей, в Якутии и Ханты-Мансийском АО – по 75%. Подробнее – в таблице 7.

Гузелия Имаева, генеральный директор, Аналитический центр НАФИ:

«Взрывной рост числа пользователей цифровых банковских сервисов – вдвое за два года – это процесс, выгодный как для банковского сообщества, так и для потребителей банковских услуг. Банки получают возможность сократить число отделений и уменьшить операционные расходы без риска сокращения клиентской базы (и многие крупные банки идут по этому пути уже несколько лет). Для клиентов виртуализация обслуживания повышает удобство пользования услугами.

С другой стороны, проблемы с низкой цифровой грамотностью отдельных категорий пользователей финансовых услуг затрудняют получение этих услуг по цифровым каналам. Многие россияне из социально-уязвимых групп (пожилые, инвалиды, безработные) не могут пользоваться мобильным и интернет-банком. Финансовым организациям нужно стремиться к тому, чтобы делать эти услуги доступнее и одновременно повышать цифровую и финансовую грамотность своих клиентов.

Кроме того, банки как поставщики услуг должны дополнительно работать над защитой персональных данных клиентов от мошенничества, а россиянам как пользователям финансовых услуг нужно ответственнее подходить к работе с цифровыми сервисами и информацией в интернете».

Таблица 1. «Сейчас многие банковские операции можно делать удаленно, с помощью смартфона или компьютера. Какими из этих банковских услуг Вы лично пользовались за последний год, включая настоящее время*»?, в % от всех опрошенных

 

%

Пользуются ДБО (хотя бы одним видом)

56

Не пользуюсь ДБО / Затрудняюсь ответить

44

Таблица 2. «Сейчас многие банковские операции можно делать удаленно, с помощью смартфона или компьютера. Какими из этих банковских услуг Вы лично пользовались за последний год, включая настоящее время»*?, в % от всех опрошенных

 

%

Мобильное приложение банка для смартфона (управление картами и счетами с помощью смартфона)

51

Интернет-банк (доступ и управление счетами через интернет)

39

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа

Таблица 3. «Сейчас многие банковские операции можно делать удаленно, с помощью смартфона или компьютера. Какими из этих банковских услуг Вы лично пользовались за последний год, включая настоящее время*»?, в % от всех опрошенных, распределение по возрасту

 

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Пользуются ДБО (хотя бы одним видом)

75

78

71

52

19

Мобильное приложение банка для смартфона

72

73

65

45

15

Интернет-банк

49

57

51

36

12

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа

Таблица 4. «Сейчас многие банковские операции можно делать удаленно, с помощью смартфона или компьютера. Какими из этих банковских услуг Вы лично пользовались за последний год, включая настоящее время*»?, в % от всех опрошенных, распределение по основному занятию

 

Работающий пенсионер

Работающий учащийся, студент

Работаю (за исключением подрабатывающих студентов и пенсионеров)

Неработающий пенсионер (в том числе, по инвалидности)

Неработающий учащийся, студент

Временно не работаю, безработный

Занят домашним хозяйством, нахожусь в декретном отпуске

Пользуются ДБО (хотя бы одним видом)

45

79

71

17

66

41

69

Мобильное приложение банка для смартфона

38

75

65

14

63

37

62

Интернет-банк

31

54

51

11

40

28

47

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа

Таблица 5. «Сейчас многие банковские операции можно делать удаленно, с помощью смартфона или компьютера. Какими из этих банковских услуг Вы лично пользовались за последний год, включая настоящее время*»?, в % от всех опрошенных, распределение по роду деятельности

 

Руководитель высшего звена предприятия, учреждения

Руководитель подразделения, отдела

Владелец собственного дела, предприятия

Квалифицированный специалист (в том числе медицинский работник, преподаватель)

Технический или обслуживающий персонал (в том числе водитель, охранник)

Рабочий

Индивидуальная трудовая деятельность (в т.ч. юрист, риэлтор, фрилансер)

Военнослужащий / полицейский

Пользуются ДБО (хотя бы одним видом)

80

84

79

80

61

55

75

79

Мобильное приложение банка для смартфона

73

77

73

72

56

51

70

72

Интернет-банк

66

65

63

59

40

36

58

61

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа

Таблица 6. «Сейчас многие банковские операции можно делать удаленно, с помощью смартфона или компьютера. Какими из этих банковских услуг Вы лично пользовались за последний год, включая настоящее время»?, в % от всех опрошенных, распределение по типу населенного пункта

 

Москва и Санкт-Петербург

Село

Пользуются ДБО (хотя бы одним видом)

57

49

Мобильное приложение банка для смартфона

50

44

Интернет-банк

42

33

Таблица 7. ТОП-10 регионов по распространению цифрового банкинга

 

%

Ямало-Ненецкий автономный округ

79

Республика Саха (Якутия)

75

Ханты-Мансийский автономный округ

75

Республика Коми

72

Чукотский автономный округ

72

Республика Карелия

70

Калининградская область

70

Республика Алтай

68

Камчатский край

68

Магаданская область

68

Источник: НАФИ.


1  Масштабное исследование уровня финансовой грамотности населения проводилось в каждом из 85 субъектов Российской Федерации. Исследование было организовано в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.

В исследовании приняли участие 85 000 респондентов, в каждом регионе было опрошено 1000 человек. Опрос проводился методом личного интервью по месту жительства респондента.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.