Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

29.03.2024, пятница, 18:14

Бумеры против зумеров: оценка цифровых компетенций поколений

15 июня 2020 438
Бумеры против зумеров: оценка цифровых компетенций поколений

Представители поколений «беби-бумеров» (старше 56 лет), поколений X/Y (25-55 лет) и поколения Z (т.н. «зумеры», 24 года и младше) прошли тестирование уровня цифровой грамотности на портале «Цифровой гражданин». Результаты исследования показывают, что различия в уровне цифровой грамотности между поколениями велики, однако пробелы в цифровых знаниях и навыках для всех поколений одинаковы. Это говорит о том, что освоение цифровых компетенций носит стихийный характер. Аналитический центр НАФИ представляет результаты тестирования уровня цифровой грамотности среди различных поколений россиян1.

По результатам исследований НАФИ, 27% россиян хорошо разбираются в цифровых технологиях, 67% обладают базовым уровнем цифровой грамотности, 6% – начальным2, причем уровень цифровой грамотности подростков выше, чем в среднем по России3. Однако доли россиян с высоким уровнем цифровой грамотности в поколениях Z и X/Y оказались сравнимы: так, людей с продвинутым уровнем цифровой грамотности среди поколения Z – 36%, с базовым уровнем – 60%, с начальным – 4%. В поколениях Х/Y распределение по уровням цифровой грамотности похоже (30% – продвинутый уровень, 64% – базовый, 6% – начальный). Поколение «беби-бумеров» отстает: у 12% продвинутый уровень, у 78% – базовый, у 10% – начальный.

Представители поколения Z демонстрируют недостаточную осведомленность при ответах на вопросы, связанные с защитой персональных данных, с работой с государственными, финансовыми и платежными сервисами, электронной коммерцией. Для «беби-бумеров» сложности вызвало создание и редактирование файлов различных форматов.

Некоторые цифровые компетенции, по которым были получены низкие баллы в ходе тестирования цифровой грамотности, совпадают для «зумеров» (поколение Z) и «беби-бумеров». Так, оба поколения получили низкие баллы по блокам вопросов, посвященных работе с информацией в интернете и оценке ее достоверности (1), по влиянию цифровых устройств на физическое и психическое здоровье (2), настройке программного обеспечения (3). Многих представителей поколений «зумеров» и «беби-бумеров» также объединяет отсутствие установок на познание нового в цифровой сфере.

Таким образом, многие россияне, в том числе молодежь, не считают важным предпринимать дополнительные усилия для того, чтобы повышать свой уровень цифровой грамотности. Прослеживается зависимость: желание осваивать новое в цифровой сфере больше у тех, кто уже обладает высоким уровнем цифровой грамотности и ниже – у людей с низким уровнем цифровой грамотности.

Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ:

«Знания по использованию цифровых технологий часто передаются не по схеме “учитель-ученик”, а от более опытного пользователя к менее опытному пользователю, другими словами, от молодых людей к их пожилым родственникам, от коллеги к коллеге. Такая схема препятствует расширению и углублению знаний, оставляя их на уровне необходимого минимума для осуществления ежедневных задач. Это может быть одной из причин того, что набор компетенций, по которым получены самые низкие показатели, во всех поколениях примерно одинаков. Схожи и наборы навыков, по которым получены наилучшие результаты.

Такое совпадение также может быть связано и с другими факторами: функциональная однобокость использования цифровых технологий, отсутствие образовательных инициатив в сфере IT, которые могли бы расширить область знаний всех желающих, отсутствие интереса к данной теме и установки на саморазвитие. Развитие мотивации к обучению в сфере цифровой грамотности – большая и сложная задача, которую нужно совместно решать государству и работодателям».

Таблица 1. Уровень цифровой грамотности, распределение долей (%) представителей разных поколений (результаты всероссийского репрезентативного тестирования)

 

В среднем по РФ

Поколение Z («зумеры»)

Поколение X,Y

Поколение «беби-бумеров»

18-24 года

25-55 лет

56 лет и старше

% обладающих «продвинутым» уровнем цифровой грамотности

27

36

30

12

% обладающих «базовым» уровнем

67

60

64

78

% обладающих «начальным» уровнем

6

4

6

10

Таблица 2. Компетенции с наилучшим и наухудшим уровнем владения ими представителями разных поколений

 

Наилучший уровень знаний и навыков

Наихудший уровень знаний и навыков

Поколение Z

18-24 года

Использование мобильных устройств (smartphone, tablet) в целях коммуникации

Работа с информацией и данными

Антивирусная защита

Социально-сетевые инструменты групповой работы

Нормы общения и поведения в сети

Оценка и расширение знаний в сфере цифровых технологий

Настройка ПО

Государственные сервисы

Редактирование электронных документов (текстов и таблиц), изображений

Поколение X/Y

25-55 лет

Использование мобильных устройств (smartphone, tablet) в целях коммуникации

Антивирусная защита

Работа с информацией и данными

Виды информации и соответствующие им типы файлов

Социально-сетевые инструменты групповой работы

Оценка и расширение знаний в сфере цифровых технологий

Редактирование текстовых документов электронных таблиц

Работа с информацией онлайн

Настройка ПО

Влияние на физическое и психическое здоровье

Поколение «беби-бумеров»

56 лет и старше

Использование мобильных устройств (smartphone, tablet) в целях коммуникации

Социально-сетевые инструменты групповой работы

Работа с информацией и данными

Использование стационарных устройств (PC, laptop) в целях коммуникации

Оценка и расширение знаний в сфере цифровых технологий

Создание и редактирование текстовых документов, электронных таблиц, аудио и видео

Создание текстовых документов и электронных таблиц

Настройка ПО

Оценка достоверности информации

Приложение 1. Методика тестирования уровня цифровой грамотности

Методика тестирования цифровой грамотности основана на международной рамке компетенций DigComp, разработанной экспертами стран Европейского союза. Все вопросы теста адаптированы экспертами НАФИ для российской цифровой повестки, учитывая отечественное законодательство, особенности информационной инфраструктуры, государственные цифровые сервисы и пр.

Главное преимущество выбранного подхода – в адаптивности, поскольку цифровая грамотность в нем раскрывается через набор реальных требований к знаниям и навыкам соискателей, описываемых в размещаемых предприятиями вакансиях. Это своеобразная агрегация текущего спроса на «цифровые компетенции» со стороны экономики. Методология измерения базируется на оценке пяти индикаторов:

  •  информационная грамотность;
  •  коммуникативная грамотность;
  •  создание цифрового контента;
  •  цифровая безопасность;
  •  навыки решения проблем в цифровой среде.

Приложение 2. Компоненты цифровой грамотности

Информационная грамотность

Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети.

Коммуникативная грамотность

Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети.

Создание цифрового контента

Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети.

Цифровая безопасность

Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека.

Навыки решения проблем в цифровой среде

Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы.

Источник: НАФИ.


1  Всероссийское тестирование по репрезентативной выборке населения Российской Федерации проведено в январе 2020 г. на основе методологии Digcomp. Тестирование размещено на портале «Цифровой гражданин» - it-gramota.ru. Выборка: 1300 человек из 70 регионов России. Возраст: 18 лет и старше.

2  Средний индекс цифровой грамотности составляет 58 п.п. Подробнее

3  Спецпроект «Дети и технологии»


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.