Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

23.04.2024, вторник, 10:13

Пандемия как катализатор перехода к безналичным платежам

27 мая 2020 379
Пандемия как катализатор перехода к безналичным платежам

В период пандемии россияне стали чаще оплачивать покупки безналичными способами. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ и Аналитического центра НАФИ1.

До пандемии 46% россиян оплачивали покупки безналичным способом (либо всегда используя исключительно этот способ, либо предпочитая его наличным в большинстве случаев). В период самоизоляции каждый пятый россиянин (21%), использовавший до пандемии различные способы оплаты, стал чаще оплачивать покупки безналично.

Среди тех, кто всегда ранее пользовался только наличными деньгами (19% опрошенных россиян), 87% не поменяли свои предпочтения несмотря на пандемию и продолжают пользоваться только наличными.

Россияне стали реже совершать покупки в зарубежных онлайн-магазинах. Треть россиян (32%), которые раньше покупали товары онлайн за границей, совсем отказались от таких покупок из-за пандемии. Еще четверть (26%) стали заказывать товары из-за рубежа реже.

Опрошенные указали, что основная причина полного или частичного отказа от зарубежных покупок онлайн – необходимость экономить деньги (33%). Более четверти россиян (27%) отказались от подобных покупок, так как боятся, что посылки могут быть переносчиками нового коронавируса, 25% – из-за ожиданий задержки или отмены доставки (подробнее – в таблице 6).

На женщин, которые покупают в зарубежных онлайн-магазинах, пандемия повлияла больше, чем на мужчин: 37% вовсе перестали покупать онлайн за рубежом (среди мужчин доля составляет 27%). Кроме того, женщины чаще мужчин отказываются от зарубежных онлайн-покупок из-за боязни заразиться новым коронавирусом (31% против 22% среди мужчин).

Также наиболее склонны отказываться от заказов в зарубежных онлайн-магазинах во время пандемии из-за опасения заразиться от посылок люди, которые проживают с тремя и более членами домохозяйства (31%).

«Исследование изменений потребительских привычек и трендов особенно ценно в нынешней ситуации, когда мы находимся в самой большой за последнее время неопределенности. У всех нас есть определенные гипотезы в отношении того, что активность на рынке безналичных розничных платежей должна расти, но при этом мы понимаем, что потребитель, в целом, стал больше экономить. Поэтому так важно знать, а не предполагать, что именно происходит, - комментирует Егор Кривошея, руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ. - Приятно видеть, что примерно каждый пятый россиянин, который использовал безналичные способы оплаты, стал платить безналично больше. Это соотносится с рекомендациями ВОЗ по повышению безопасности в связи с распространением нового вируса».

«Пандемия коронавируса повлияла на образ жизни и потребительские привычки. Увольнения, сокращения заработной платы, отсутствие уверенности в будущем – люди стараются экономить и не тратят деньги на то, в чем остро не нуждаются, в том числе на заказы в зарубежных магазинах. После окончания самоизоляции спрос ждет долгое восстановление, в том числе из-за падения доходов населения.

Несмотря на это, сразу после снятия ограничений можно ожидать роста потока в торговых центрах: люди, уставшие от заточения, соскучились по «оффлайну». При этом привычка к покупкам онлайн, сформированная за время пандемии, никуда не уйдет, и число покупок через интернет не сократится», - отмечает Лейсан Баймуратова, руководитель исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ.

Таблица 1. «Как режим самоизоляции и пандемия коронавируса повлияли на то, каким способом Вы оплачиваете товары и услуги?», в % от опрошенных, пользующихся и безналичными способами оплаты, и оплатой наличными

 

 

Ничего не изменилось, я продолжаю платить только безналичными способами

38

Ничего не изменилось, я продолжаю платить безналичными способами или наличными примерно в одинаковой степени

30

Я начал(а) пользоваться безналичными способами больше

21

Я снял(а) наличные про запас, но продолжаю платить преимущественно безналичными способами

6

Я снял(а) наличные и плачу преимущественно ими

3

Затрудняюсь ответить

2

Таблица 2. «Как режим самоизоляции и пандемия коронавируса повлияли на то, каким способом Вы оплачиваете товары и услуги?», в % от тех, кто ранее пользовался только оплатой наличными

 

 

Ничего не изменилось, я продолжаю платить только наличными

87

Я начал(а) платить безналичными способами, но преимущественно плачу наличными

4

Я начал(а платить преимущественно безналичным способом

4

Я начал(а) платить только безналичным способом

3

Затрудняюсь ответить

2

Таблица 3. «Как часто Вы заказывали товары в магазинах из других стран до ситуации с коронавирусом?», в % от всех опрошенных

 

 

Каждый месяц и чаще

8

Раз в 2-3 месяца

9

Раз в 4-5 месяцев

3

Раз в полгода

9

Раз в год и реже

12

Никогда не заказывал(а) товары из других стран

59

Таблица 4. «Можно ли сказать, что Вы стали реже заказывать товары из зарубежных магазинов в связи с коронавирусом?», в % от опрошенных, которые заказывают товары из-за рубежа

 

 

Да, вы стали реже заказывать товары из зарубежных магазинов

26

Вы совсем перестали заказывать товары из зарубежных магазинов из-за пандемии

32

Нет, вы продолжаете заказывать товары из зарубежных магазинов с той же частотой

40

Отказ от ответа

2

Таблица 5. «Можно ли сказать, что Вы стали реже заказывать товары из зарубежных магазинов в связи с коронавирусом?», в % от опрошенных, которые заказывают товары из-за рубежа, распределение по полу

 

Мужской

Женский

Да, вы стали реже заказывать товары из зарубежных магазинов

24

27

Вы совсем перестали заказывать товары из зарубежных магазинов из-за пандемии

27

37

Нет, вы продолжаете заказывать товары из зарубежных магазинов с той же частотой

46

33

Отказ от ответа

3

2

Таблица 6. «Почему вы стали реже заказывать товары из магазинов других стран или совсем перестали делать это?*», в % от опрошенных, которые заказывают товары из-за рубежа

 

 

Экономлю деньги / контролирую траты

33

Посылки могут быть переносчиками вируса

27

Переживаю о задержках / отмене доставки

25

Сейчас не требуются новые товары

13

Магазин, в котором я обычно заказываю товары, временно приостановил доставку из-за ситуации

9

Другое

3

Затрудняюсь ответить

3

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Таблица 7. «Почему вы стали реже заказывать товары из магазинов других стран или совсем перестали делать это?*», в % от опрошенных, которые заказывают товары из-за рубежа, распределение по полу

 

Мужской

Женский

Экономлю деньги / контролирую траты

32

34

Переживаю о задержках / отмене доставки

26

23

Посылки могут быть переносчиками вируса

22

31

Сейчас не требуются новые товары

13

13

Магазин, в котором я обычно заказываю товары, временно приостановил доставку из-за ситуации

12

7

Другое

5

2

Затрудняюсь ответить

2

3

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Таблица 8. «Почему вы стали реже заказывать товары из магазинов других стран или совсем перестали делать это?*», в % от опрошенных, которые заказывают товары из-за рубежа, распределение по числу людей в домохозяйстве

 

1 человек

2 человека

3 человека и более

Экономлю деньги / контролирую траты

40

38

30

Посылки могут быть переносчиками вируса

24

19

31

Переживаю о задержках / отмене доставки

21

23

26

Сейчас не требуются новые товары

8

16

12

Магазин, в котором я обычно заказываю товары, временно приостановил доставку из-за ситуации

6

10

9

Другое

3

5

3

Затрудняюсь ответить

3

4

2

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Источник: НАФИ.

1 Всероссийский опрос проведен Московской школой управления СКОЛКОВО и Аналитическим центром НАФИ в апреле 2020 г. Опрошено 1612 человек старше 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%. Форма опроса: телефонные интервью.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.