|
Российские предприниматели не готовы уходить из бизнеса, несмотря на трудности, возникшие в период карантина и пандемии. В свою очередь большинство респондентов, которые хотели открыть свое дело, из-за кризиса не отказались от планов строить бизнес. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Университетом «Синергия» и Аналитическим центром НАФИ в апреле 2020 года1 в рамках форума Synergy Online Forum.
Большинство опрошенных предпринимателей с пессимизмом оценивают перспективы восстановления экономики. 58% сказали, что среди их знакомых есть люди, которые столкнулись с потерей работы из-за кризиса. Предприниматели считают, что самые тяжелые времена для российской экономики еще впереди (этот вариант ответа выбрали 79% респондентов).
Больше всего предприниматели опасаются неопределенности будущего (63%), а также потери бизнеса и банкротства (47%). За свое здоровье и здоровье близких в условиях пандемии волнуются реже (35%).
Абсолютное большинство предпринимателей (88%) сообщили о том, что кризис не заставит их завершить предпринимательскую деятельность. При этом более половины респондентов так или иначе изменили определенные бизнес-процессы в своих компаниях. 25% пришлось полностью временно остановить свой бизнес, 28% перепрофилировали свою деятельность, стали предлагать новые продукты и услуги.
Чтобы кризисы в будущем проходили для бизнеса максимально безболезненно, бизнес должен меняться. Предприниматели говорят, что в первую очередь нуждаются в финансовой «подушке безопасности» (26%) и наличии онлайн-услуг (21%). Каждый пятый (19%) говорит о необходимости перепрофилировать свой бизнес, чтобы лучше быть готовым к новому кризису. Подробнее – в таблице 7.
Большинство участников опроса, у которых пока нет своего бизнеса, отметили, что текущая ситуация не повлияла на их желание стать предпринимателями (78%). 6% сообщили, что желание стать предпринимателями пропало, 16% затруднились с ответом.
Таблица 1. «Как Вы думаете, российская экономика в связи с пандемией коронавируса переживает сейчас самые тяжелые времена, или они позади, или еще впереди?», в % от опрошенных предпринимателей-участников Synergy Online Forum
|
% опрошенных предпринимателей |
Самые тяжелые времена для российской экономики уже позади |
4 |
Переживает их сейчас |
12 |
Самые тяжелые времена еще впереди |
79 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
Таблица 2. «Есть ли среди ваших близких родственников и друзей люди, которые потеряли работу из-за пандемии?», в % от опрошенных предпринимателей-участников Synergy Online Forum
|
% опрошенных предпринимателей |
Есть, но их мало - 1-2 человека |
33 |
Да, есть, и их много |
26 |
Нет |
41 |
Таблица 3. «Возникший в связи с пандемией экономический кризис отчетливо показал риски, с которыми могут столкнуться предприниматели. Как текущая ситуация повлияла на ваше желание стать предпринимателем?», в % от опрошенных наемных сотрудников-участников Synergy Online Forum
|
% опрошенных наемных сотрудников |
Никак не повлияла - желание стать предпринимателем осталось |
78 |
Желание быть предпринимателем пропало |
6 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
Таблица 4. «Как экономический кризис, возникший в связи с пандемией, повлиял на ваше решение оставаться предпринимателем, продолжать свое дело?», в % от опрошенных предпринимателей-участников Synergy Online Forum
|
% опрошенных предпринимателей |
Вы приняли решение закрыть дело и устроиться затем наемным работником |
3 |
Вы стали задумываться над тем, чтобы уйти из бизнеса и стать наемным работником |
9 |
Никак не повлиял - вы продолжите свое дело, оставаясь предпринимателем |
88 |
Таблица 5. «Одни предприниматели в период пандемии поставили бизнес “на паузу” до лучших времен, другие перепрофилировали бизнес, стали предлагать новые продукты и услуги. А если говорить о вашем бизнесе, как поступили Вы?», в % от опрошенных предпринимателей-участников Synergy Online Forum
|
% опрошенных предпринимателей |
Приостановили бизнес, заняли выжидательную позицию |
25 |
Перепрофилировали бизнес, стали предлагать новые продукты и услуги |
28 |
Ничего не меняли, продолжаете вести бизнес по-прежнему |
45 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
Таблица 6. «С чем больше всего связаны ваш стресс, беспокойство, тревога?»*, в % от опрошенных предпринимателей-участников Synergy Online Forum
|
% опрошенных предпринимателей |
Страх потерять работу, остаться без доходов |
15 |
Волнуюсь за свое здоровье и здоровье близких |
35 |
Страх потерять свой бизнес, обанкротиться |
47 |
Отсутствие свободы передвижения |
46 |
Тревога перед неопределенностью будущего |
63 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа
Таблица 7. «А какие изменения или действия требуются вашему бизнесу в будущем, чтобы такие кризисы как этот проходили для него максимально безболезненно?»*, в % от опрошенных предпринимателей-участников Synergy Online Forum
|
% опрошенных предпринимателей |
Подушка безопасности/резерв/финансовый фонд |
26 |
Больше услуг онлайн |
21 |
Перепрофилирование/перенаправленность/расширение линейки/диверсификация |
19 |
Готовность к рискам/гибкость/адаптивность/антикризисные меры |
13 |
Поддержка государства/изменение законодательства/налоговые каникулы |
7 |
Автоматизация/цифровизация |
7 |
Масштабность/расширение географии клиентов/больше клиентов |
7 |
Изменить формат ведения бизнеса/стратегию/взгляд на видение бизнеса |
7 |
Хорошая команда/профессиональные сотрудники |
6 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа
Источник: НАФИ.
1 Опрос был проведен в ходе Synergy Online Forum 2020 17-18 апреля. Было опрошено 680 человек: 390 предпринимателей и 290 наемных сотрудников.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.