|
В 2019 году общее количество жалоб, поступивших в Банк России, снизилось на 2,8% по сравнению с 2018 годом и составило 246,6 тысячи.
Банк России обращает внимание, что в 2019 году была уточнена методика учета количества жалоб, поступивших регулятору. Согласно новому подходу, за единицу принята каждая жалоба, содержащаяся в одном письме потребителя, если это жалобы в отношении разных поднадзорных Банку России организаций. В результате количество жалоб выросло, и для обеспечения сопоставимости годовой динамики сведения о количестве жалоб, поступивших в Банк России в 2018 году, были пересмотрены по новой методике.
При использовании ранее действовавшей методики снижение количества поступивших в 2019 году жалоб составило бы 5,4% (с 243,6 тыс. в 2018 году до 230,5 тыс. в 2019 году).
В 2019 году на динамику общего числа жалоб оказало влияние не только снижение на 16,5% количества жалоб на некредитные финансовые организации (НФО), но впервые и снижение жалоб на кредитные организации — на 0,6%.
Всего на кредитные организации поступило 141,6 тыс. жалоб, что составило более половины (57,4%) от общего числа жалоб регулятору. Основной причиной некоторого снижения в этом сегменте стало сокращение почти на треть (27,4%) количества жалоб по вопросам ипотечного кредитования, которое отмечалось после вступления в силу закона об ипотечных каникулах. Также зафиксировано снижение жалоб по поводу навязывания дополнительных услуг и неполного информирования, что повлияло на общее снижение количества жалоб в сегменте потребительского кредитования (на 4,3%). Изменение политики взаимодействия кредитных организаций с потребителями стало результатом применения регулятором мер поведенческого надзора.
На НФО было получено 81,9 тыс. жалоб (33,2% от общего числа). Рост на 25,2% отмечен в сегменте микрофинансовых организаций (МФО) — на участников этого рынка поступило 28 тыс. жалоб.
Жалобы в отношении МФО в 2019 году распределились следующим образом:
Почти половина (49,6%) связана с деятельностью по взысканию просроченной задолженности и в значительном объеме относится к деятельности профессиональных взыскателей (коллекторов), а также нелегальных кредиторов и коллекторов. Кроме того, на динамику жалоб на МФО оказало влияние активное информирование граждан о вступивших в силу в 2019 году ограничениях предельного размера долга и ежедневной ставки по краткосрочным займам и о возврате заемщикам переплаты в случае выявления Банком России нарушений среди МФО. Число жалоб на несоблюдение МФО ограничений и переплату составило 13,7% от общего числа жалоб на МФО и выросло в 2,7 раза по сравнению с 2018 годом. Однако в большинстве случаев поступившие жалобы относятся к договорам, заключенным до вступления в силу новых ограничений и не подпадающим под их действие. В IV квартале по итогам разъяснительной работы Банка России отмечена тенденция к снижению числа жалоб в отношении МФО. Кроме того, за 2019 год Банк России вывел с микрофинансового рынка группу компаний, систематически нарушавших законодательство о защите прав потребителей в части взыскания просроченной задолженности. Это также оказало влияние на снижение количества жалоб потребителей в IV квартале.
Для восстановления прав граждан Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в предусмотренных законом случаях применялись меры надзорного реагирования. За 2019 год неоднократно проводились надзорные встречи с представителями финансовых организаций, контрольные мероприятия, направлялись рекомендации и информационные письма. Было выдано 2710 предписаний об устранении/недопущении выявленных нарушений, составлено 3385 протоколов об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения жалоб и обращений банками и финансовыми компаниями потребителям возвращено более 93,5 млн рублей. «В стадии пересчета находятся договора еще на несколько десятков миллионов — денежные средства будут возвращены потребителям в ближайшее время, — пояснил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута. — Кроме того, мы обновили порядка 70 тыс. кредитных историй граждан».
Источник: пресс-служба Банка России.
Обращаем внимание, что новые законодательные инициативы в сфере микрофинансирования, наиболее важные вопросы регулирования, реализации поведенческого надзора, защиты прав потребителей финансовых услуг на микрофинансовом рынке мы обсудим с представителями Банка России на Стратегической сессии MFO RUSSIA FORUM - главного публичного события весны 2020 года на рынке микрофинансирования, организованного СРО «МиР» в партнерстве с НАУМИР 2 апреля в Москве.
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ВЕСЕННЕГО MFO RUSSIA FORUM 2020 размещен
на ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
ВНИМАНИЕ! При оплате регистрационного взноса до 28.02.2020 стоимость участия составит 15 000 рублей, до 13.03.2020 – 20 000 рублей, до 01.04.2020 - 23 125 рублей.
Дополнительные скидки:
20 % от стоимости — для членов СРО «МиР»
10 % от стоимости — для членов «НАУМИР»
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ НА ФОРУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ЦЕНЕ ПРЯМО СЕЙЧАС!
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.