Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

25.04.2024, четверг, 09:48

НАФИ: Рост числа пользователей безналичных платежей замедлился

31 июля 2019 442
НАФИ: Рост числа пользователей безналичных платежей замедлился

Число людей, расплачивающихся за товары и услуги безналичным способом, за шесть лет выросло почти в 10 раз: с 5% в 2013 году до 46% в 2019 году. Больше половины россиян по-прежнему предпочитают использовать наличные, совершая повседневные покупки. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в июне 2019 года.

У большинства россиян (84%) есть банковские карты. Чаще всего их имеют молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет (94%) и работающие (90%). 4% россиян не имеют карт, но планируют оформить их. У каждого десятого опрошенного (11%) нет карты и он не планирует оформлять ее в ближайшее время. Доля тех, кто не имеет карт, последовательно сокращалась с 60% в 2009 году до 11% в 2018 году и в 2019 осталась без изменений.

Число россиян, предпочитающих оплачивать повседневные покупки безналичным способом, в последний год замедлило рост. Если с 2017 по 2018 год доля россиян, выбирающих безналичную оплату, увеличилась до 40% (на 12 п.п.), то с 2018 года увеличение произошло до 46% (на 6 п.п.). Чаще картами расплачиваются молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет (64%), жители столиц (65%), работающие (57%). Предыдущие исследования НАФИ показали, что каждый десятый россиянин (11%) пользуется функцией бесконтактной оплаты в смартфонах, а 3% – в «умных часах» и браслетах.

Половина россиян (52%) по-прежнему оплачивают товары или услуги наличными деньгами. Производить оплату наличными предпочитают россияне старше 60 лет (74%), люди, не имеющие постоянной занятости (71%), и сельские жители (60%).

Всеволод Хоменко, руководитель проектов в сфере финансовых исследований, Аналитический центр НАФИ:

«Сохраняются некоторые барьеры использования безналичной оплаты. К ним относятся, в частности, (а) неравномерность развития инфраструктуры – как территориальная, так и связанная с типом продавца товаров и услуг (например, рыночные торговцы, самозанятые, работающие за наличные, и т.п.), (б) низкая цифровая грамотность некоторых сегментов потребителей, в том числе платежеспособных (например, пенсионеров), с одной стороны, консервативных и привыкших к наличным деньгам, а с другой – не понимающих, как работает безналичная оплата, не знающих способов защиты от цифрового мошенничества и опасающихся потери денег при использовании финтех-решений».

«Каким образом Вы обычно осуществляете повседневную оплату товаров и услуг?», в % от всех опрошенных

 

2013

2015

2017

2018

2019

Наличными

94

83

71

56

52

Безналичными

5

16

28

40

46

Не совершаю такие платежи

1

1

1

1

1

Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа

<1

<1

<1

3

1

«Каким образом Вы обычно осуществляете повседневную оплату товаров и услуг?», в % от всех опрошенных, по типу населенного пункта

 

Москва и Санкт-Петербург

Город 1 млн. и более

Город 500 000 - 999,9 тыс. чел.

Город 100 000 - 500 000 чел.

Город 50 000 - 100 000 чел.

Город до 49,9 тыс. и ПГТ

Село

Наличными

32

55

50

48

54

57

60

Безналичными

65

44

48

48

46

41

37

Не совершаю такие платежи

2

1

<1

1

<1

1

2

Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа

1

<1

2

3

<1

1

1

«Каким образом Вы обычно осуществляете повседневную оплату товаров и услуг?», в % от опрошенных, по возрасту

 

18-24

25-34

35-44

45-59

60 +

Наличными

46

34

42

53

74

Безналичными

53

64

55

45

22

Не совершаю такие платежи

<1

1

1

1

1

Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа

1

1

2

1

3

«У Вас есть банковская (пластиковая) карта?», в % от всех опрошенных

 

2009

2015

2016

2017

2018

2019

Да

31

71

73

79

82

84

Нет, но планирую оформить

10

4

5

4

6

4

Нет, и не планирую оформлять

60

23

22

17

11

11

Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа

<1

2

<1

<1

1

1

Источник: НАФИ.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.