Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

25.04.2024, четверг, 18:38

Ромир: 84% опрошенных россиян не собираются в ближайший год брать кредиты

05 июля 2019 502
Ромир: 84% опрошенных россиян не собираются в ближайший год брать кредиты

Почти две трети россиян (62%) за последний год не брали и не выплачивали кредиты. И эта доля остается стабильной на протяжении последних трех лет. Самым популярным кредитом остается потребительский (21%), хотя и его привлекательность неуклонно снижается с 2015 года. Также теряют популярность и кредиты на неотложные нужды – сегодня ими пользуются только 6% респондентов. Стабильна востребованность ипотеки (3%) и автокредитов (4%). О планах на кредитные займы в ближайшее время заявил каждый двенадцатый россиянин – 8%.

В мае этого года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса населения* задал респондентам ряд вопросов о пользовании кредитами. Подобные опросы проводились предыдущие года, что позволяет отследить динамику по этому вопросу. Последний опрос показал, что отношение россиян к кредитам продолжает ухудшаться.

На вопрос о том, чем для респондентов является кредит, доли полученных ответов существенно не изменились по сравнению с тремя предыдущими годами. Так, более половины опрошенных (55%) заявили, что кредит для них является «долговой ямой», из которой очень трудно выбраться. Доля подобных ответов остается достаточно стабильной на протяжении последних четырех лет (см. Гистограмму 1).

28% считают кредит необходимостью в случае, если необходимо сделать крупную покупку. За последние девять лет доля подобных заявлений серьезно уменьшилась – в 2017 и 2016 годах она равнялась 31% и 34%, а в далеком 2010 году – целых 51%.

 

Гистограмма 1. Кредит для Вас – это…? (%).

Кредит для Вас – это…?

Источник данных: Ромир, 2010-2019

Нормальным средством повышения уровня жизни кредит является для 8%. За последние года это самое низкое значение, причем, доля подобных ответов продолжает снижаться уже четыре года подряд.

Продолжает оставаться высоким число россиян, которые не брали и не выплачивали кредит за последний год. В этом году таких россиян оказалось 62%, что соотносится с результатами прошлых лет – 65% в 2017 году и 60% в 2016 году (см. Гистограмму 2). Мультикредитных россиян, то есть тех, кто выплачивает сразу несколько кредитов, оказалось 3% – как и в 2017 году.

 

Гистограмма 2. Если Вы брали / выплачивали кредиты за последний год, то какие? (%)

Если Вы брали / выплачивали кредиты за последний год, то какие

Источник данных: Ромир, 2010-2019

Стоит отметить, что популярность потребительских кредитов и займов на неотложные нужны продолжает снижаться уже который год подряд. Так, за последний год потребиельский кредит выплачивали 21% респондентов, тогда как в 2015 году эта цифра равнялась 27%, а в 2012 – 45%. Кредитом на неотложные нужды сегодня также пользуется почти втрое меньше россиян (6%), чем в 2010 году (17%).

Автокредит за последний год привлек столько же потребителей, что и в прошлом году – 4%, хотя все еще можно говорить о тенденции на снижение данного показателя. Ипотечный кредит стал единственным, востребованность которого немного увеличилась за прошедший год – с 3% до 4%. Однако, это число все еще меньше показателей прошлых лет.

Говоря о планах россиян на новые кредиты, стоит отметить, что, как и в прошлом году, лишь 8% заявляют о подобных намерениях. 84% опрошенных не собираются в ближайший год брать кредиты.

Последний вопрос исследования касался критериев выбора кредита. Так, 73% опрошенных заявили, что процентная ставка по кредитам является наиболее важным фактором при выборе кредитной программы (см. Гистограмму 3). Этот критерий остается самым значимым на протяжении всего периода наблюдений. Чуть менее половины россиян (44%) считают важным срок кредита. Доля подобных ответов растет на протяжении последних четырех лет. Каждый пятый россиянин (22%) в первую очередь смотрит на максимальную сумму кредита.

 

Гистограмма 3. Какие факторы, на ваш взгляд, наиболее существенны при выборе кредитной программы? (%)

Какие факторы, на ваш взгляд, наиболее существенны при выборе кредитной программы?

Источник данных: Ромир, 2010-2019

 

За прошедший год значительно упала популярность таких факторов, как возможность досрочного погашения (с 23% до 17%) и удобство погашения кредита (с 21% до 13%). Наименее популярными критериями выбора кредитной программы являются наличие единовременной комиссии за оформление кредита (12%), возможность подтверждения дохода справкой в свободной форме (12%) и наличие комиссии за досрочное погашение (7%).

Результаты опроса комментирует президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин: «Результаты опроса видятся закономерными и логичными на фоне затянувшейся непростой экономической ситуации. Как и в предыдущие годы – 2015-2017-й – мы наблюдаем снижение интереса россиян к потребительским и кредитам на неотложные нужды. Это говорит о том, что из рациональных побуждений наши соотечественники продолжают откладывать какие-то крупные покупки либо до наступления лучших времен, либо стараясь рассчитывать только на собственные силы без привлечения заемных средств. Россияне становятся более финансово грамотными и осторожными в пользовании кредитными программами».

*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.

Источник: Ромир https://romir.ru/studies/kredity-po-prejnemu-ne-privlekayut.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.