|
Сегодня каждый четвертый россиянин (24%) интересуется информацией и новостями по теме предпринимательства, а 29% хотели бы попробовать открыть свой бизнес.1 Среди предпринимателей каждый третий проходил бизнес-обучение, и большинство из них удовлетворены учебным процессом. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Платформой знаний и сервисов для бизнеса «Деловая среда» в январе 2019 г.2
Треть предпринимателей в России проходили бизнес-обучение в прошлом или проходят его в настоящий момент. Среди них 73% с момента открытия бизнеса проходили обучение более одного раза, а 34% учатся постоянно. От 5 до 10% предпринимателей планируют пройти бизнес-обучение в будущем.
Предприниматели высоко оценили качество бизнес-обучения: 54% отметили, что они полностью удовлетворены учебным процессом, 33% сказали, что удовлетворены частично. Каждый десятый предприниматель в той или иной степени не удовлетворен качеством обучения. Основные причины – скучная и неинтересная форма подачи материала, неприкладной характер курсов, неудобная организация обучения.
Предприниматели отдают предпочтение групповому формату обучения: в группах хотят учиться больше половины опрошенных (52%). 13% выбирают самостоятельное обучение. Каждый третий опрошенный (32%) отметил, что формат не важен. Сфера деятельности предпринимателя не влияет на выбор формата обучения.
В качестве наставника предприниматели хотели бы видеть преподавателя с опытом в ведении своего дела (51%), эксперта в узкой теме (22%) или профессионального преподавателя, имеющего большой опыт обучения (21%). Часть опрошенных хотели бы видеть спикером другого предпринимателя (16%), бизнес-тренера или консультанта (11%).
Предприниматели предпочитают очный формат обучения (45%). Смешанный формат выберут 18% опрошенных, каждый десятый заинтересован в онлайн-обучении (12%). Для четверти (23%) канал обучения не важен. По мнению опрошенных, если обучение не требует много времени, то проще на нем присутствовать лично. Кроме того, общение с преподавателем при личном контакте может быть эффективнее.
При выборе личного формата обучения предприниматели предпочтут поучаствовать в мастер-классе (30%), пообщаться или проконсультироваться с другими предпринимателями (29%), пройти тренинг (27%). Также опрошенных интересует обучение с экспертом по теме (21%), наставничество (16%), бизнес-школы (16%), традиционный (15%) или игровой тип обучения (10%).
Наиболее подходящими форматами онлайн-обучения стали вебинары (60%), поиск информации в открытых источниках (37%), использование образовательных платформ или сайтов (30%).
Предприниматели ожидают, что предпочтительная длительность обучения не будет отличатся от фактической. При этом востребованы краткосрочные форматы сроком не более недели. Чаще опрошенные выберут обучение в течение двух выходных дней (21%).
Алексей Грищенко, заместитель генерального директора по образовательным программам АО «Деловая среда»:
«Онлайн-обучение доступнее очного и занимает меньше времени. Но оно удовлетворяет только одну из потребностей предпринимателей в образовании — получение конкретных знаний. Кроме получения знаний для предпринимателей важно общаться с коллегами, устанавливать новые связи, искать клиентов и партнеров, вдохновляться и получать мотивацию. Иными словами, обучение для предпринимателей — не только способ получения полезных знаний, но и удовлетворения потребности в общении, мотивации и эмоциональной близости. «Деловая среда» задумывалась как онлайн площадка знаний и сервисов для бизнеса. Но сегодня, чтобы удовлетворять все запросы предпринимателей в обучении, мы проводим и очные программы в 68 регионах России, а в свои онлайн-продукты внедряем форматы живого общения — чаты с нетворкингом для участников и вебинары с наставниками курсов».
Елена Никишова, руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:
«Социально-экономические вызовы современности требуют от предпринимателей постоянного повышения квалификации и развития новых компетенций. Формируется новая образовательная парадигма современности – Lifelong Learning, которая подразумевает непрерывное обучение на протяжении всей жизни. Рынок бизнес-обучения в России, отвечая на запрос предпринимателей, развивается очень активно, предлагая различное по содержанию, видам и форматам обучение».
«Сколько раз Вы проходили бизнес-обучение с тех пор как начали вести бизнес?», в % от опрошенных, проходивших обучение
|
Все респонденты |
Учатся постоянно |
34 |
От 2 до 4 раз проходили бизнес-обучение |
25 |
Проходили бизнес-обучение больше 5 раз |
14 |
1 раз проходили бизнес-обучение |
20 |
Затруднились ответить |
7 |
«Насколько Вы остались удовлетворены бизнес-обучением, которое проходили в последний раз?», в % от опрошенных, проходивших обучение
|
Все респонденты |
Полностью удовлетворен |
54 |
Частично удовлетворен |
33 |
Полностью не удовлетворен |
4 |
Частично не удовлетворен |
6 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
«Какой формат бизнес-обучения Вы предпочитаете – в группе или самостоятельно?», в % от опрошенных, проходивших или планирующих пройти обучение
|
Все респонденты |
Предпочитают обучение в группе |
52 |
Предпочитают самостоятельное обучение |
13 |
Говорят, что формат обучения им не важен |
32 |
Затруднились ответить |
3 |
«Кого Вы хотели бы видеть в качестве преподавателя/спикера?»,* в % от опрошенных, проходивших или планирующих пройти обучение
|
Все респонденты |
Преподаватель с опытом практической деятельности |
51 |
Эксперт в узкой теме |
22 |
Профессиональный преподаватель, имеющий большой опыт обучения |
21 |
Другой предприниматель |
16 |
Бизнес-тренер или консультант |
11 |
Другое |
2 |
Затруднились ответить |
7 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«Какие из следующих каналов бизнес-обучения Вы бы предпочли?», в % от опрошенных, проходивших или планирующих пройти обучение
|
Все респонденты |
Личное присутствие |
45 |
Смешанный формат |
18 |
Онлайн |
12 |
Формат не важен |
23 |
Другое |
1 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
«Какие из следующих каналов бизнес-обучения Вы бы предпочли?»,* в % от опрошенных, предпочитающих личное присутствие или смешанные форматы обучения
|
Все респонденты |
Мастер-классы |
30 |
Общение, консультации с другими предпринимателями |
29 |
Тренинги |
27 |
Обучение с экспертом по теме |
21 |
Наставничество, менторство |
16 |
Бизнес-школа |
16 |
Традиционный тип обучения |
15 |
Игровое обучение |
10 |
Все вышеперечисленное |
1 |
Другое |
1 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«Какие из следующих форматов являются для Вас наиболее подходящими?»,* в % от опрошенных, предпочитающих личное присутствие или смешанные форматы обучения
|
Все респонденты |
Вебинары |
60 |
Книги, статьи, информация в интернете |
37 |
Образовательные платформы, сайты |
30 |
Бизнес-блогеры |
14 |
Марафоны |
6 |
Другое |
4 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Предпочтительная и фактическая длительность обучения, в % от опрошенных, проходивших обучение
|
Предпочтительная длительность обучения |
Фактическая длительность последнего обучения |
1-3 часа |
10 |
9 |
1 день и менее |
9 |
16 |
2 дня (например, в выходные) |
21 |
21 |
1 неделя и менее |
17 |
19 |
От 2 до 3 недель |
10 |
11 |
От 1 до 3 месяцев |
11 |
9 |
От 3 месяцев и более |
8 |
13 |
Затрудняюсь ответить |
14 |
2 |
Источник: НАФИ
Обращаем ваше внимание, с календарем учебных мероприятий РМЦ на май-июнь 2019 года можно ознакомиться по ссылке.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.