Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

29.03.2024, пятница, 15:32

Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности от экспертов НАУМИР, РМЦ за январь 2019 года

13 февраля 2019 938
Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности от экспертов НАУМИР, РМЦ за январь 2019 года

 

1. Письмо Банка России от 27.12.2018 № 12-3-5/10572 «О направлении информации в Росфинмониторинг»

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России сообщает следующее:

  • В соответствии с пунктами 10 и 13 Правил формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2018 № 1277, перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения от 07.11.2018 размещен на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.
  • С момента опубликования Перечня у некредитной финансовой организации возникает обязанность по применению мер, предусмотренных пунктами 5, 6 и 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ
  • До вступления в силу правил составления и представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ в случае выявления среди клиентов лиц, включенных в Перечень, рекомендуем информировать Росфинмониторинг путем размещения информации о фигурантах Перечня, а также о принятых в отношении них мерах в личном кабинете на портале Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Информационное письмо Банка России от 28.12.2018 № ИН-06-59/79 «О методах проверки достоверности полученных от потенциальных заемщиков сведений»

Источник: «Вестник Банка России», № 98, 29.12.2018.

В связи со случаями оформления микрофинансовыми организациями займов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - онлайн-займы) на основе паспортных данных лиц, не являющихся заемщиками, Банк России рекомендует для целей выявления и пресечения возможных мошеннических действий со стороны третьих лиц осуществлять микрофинансовым организациям дополнительный контроль при оформлении онлайн-займов и информирует о рекомендованных методах проверки достоверности полученных от потенциального заемщика сведений, в частности:

- получение от потенциального заемщика сканированной копии паспорта (заверенной нотариально или собственноручной подписью заемщика либо иным способом, определенным микрофинансовой организацией самостоятельно в своих внутренних документах);

- проверка действительности паспортных данных потенциального заемщика с использованием информационных сервисов, размещаемых на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- соотнесение фамилии и имени потенциального заемщика с указанными на банковской карте фамилией и именем физического лица - получателя средств;

- применение метода серии быстрых контрольных вопросов, непосредственно связанных с личными данными потенциального заемщика;

- направление потенциальным заемщиком личной фотографии/видео на фоне паспорта (вместе с паспортом);

- проверка данных, предоставленных потенциальным заемщиком, на их соответствие информации, содержащейся в кредитной истории потенциального заемщика, путем запроса в бюро кредитных историй. Следует отметить, что получение микрофинансовыми организациями кредитного отчета потенциального заемщика без наличия согласия субъекта кредитной истории, подписанного надлежащей электронной подписью, является нарушением Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», за которое предусмотрена административная ответственность.

Дополнительным сигналом для проведения проверки потенциального заемщика может являться расхождение фамилии, имени, отчества потенциального заемщика с указанным им адресом электронной почты.

По мнению Банка России, заключение договоров займа без личного присутствия сторон является фактором высокого риска, требующим усиленных мер контроля и надлежащей проверки потенциального заемщика.

3. Информационное письмо Банка России от 29.12.2018 № ИН-06-59/83 «О применяемых практиках прекращения начисления процентов и неустоек по договорам потребительского кредита (займа)»

Источник: «Вестник Банка России», № 98, 29.12.2018.

Банк России в связи с поступлением обращений граждан по вопросам начисления процентов и неустоек по договорам потребительского кредита (займа) после вступления в законную силу либо принудительного исполнения судебных актов о взыскании задолженности по таким договорам сообщает следующее,

Применение практики начисления процентов и неустоек после вступления в законную силу судебного акта о взыскании задолженности по договорам потребительского кредита (займа) влечет чрезмерное наращивание долговой нагрузки заемщиков, в том числе невозможность фактического исполнения обязательств, в целом оказывая негативное влияние на сектор потребительского кредитования.

По общему правилу кредитор по кредитному договору (договору займа), заключенному с заемщиком, не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям. Однако в случаях, прямо установленных законодательством, в том числе при нарушении заемщиком своих обязательств, кредитор вправе потребовать возврата основной суммы кредита (займа) вместе с причитающимися процентами досрочно.

Требование о досрочном возврате заемных средств по договору потребительского кредита (займа) в связи с нарушением заемщиком срока возврата направлено на получение исполнения от заемщика обязательств по договору потребительского кредита (займа) и их прекращение надлежащим исполнением.

При этом в случае неисполнения заемщиком требования кредитора обязательства по уплате процентов и выплате неустойки не прекращаются, если иное не предусмотрено договором, и, в силу положений статей 809 и 811 Гражданского кодекса Российской Федерации, продолжают начисляться до дня возврата займа (кредита) включительно <2>.

Вместе с тем Банк России отмечает следующие практики, применяемые кредиторами в целях фиксации задолженности по договорам потребительского кредита (займа) и недопущения роста просроченной задолженности физических лиц:

- расторжение договора потребительского кредита (займа) либо в судебном порядке, либо по соглашению сторон с условием прекращения начисления процентов и неустойки с момента расторжения договора;

- включение в содержание договоров потребительского кредита (займа) условий, предусматривающих возможность прекращения начисления процентов и неустоек, в том числе условий о реструктуризации долга при наступлении определенных обстоятельств.

Частью 16 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» кредитору предоставлено право уменьшить в одностороннем порядке постоянную процентную ставку, уменьшить или отменить плату за оказание услуг, предусмотренных индивидуальными условиями договора потребительского кредита (займа), уменьшить размер неустойки (штрафа, пени) или отменить ее полностью или частично, установить период, в течение которого она не взимается, либо принять решение об отказе взимать неустойку (штраф, пеню).

Применение указанных инструментов в целях урегулирования просроченной задолженности физических лиц, по мнению Банка России, может способствовать снижению общего объема просроченных обязательств и повышению платежной дисциплины должников.

Банк России рекомендует кредиторам принять во внимание вышеизложенные подходы и учитывать предусмотренные законом способы по прекращению начисления процентов и неустоек для фиксации задолженности по договорам потребительского кредита (займа) в целях недопущения существенного увеличения долговой нагрузки потребителей и образования просроченной задолженности, невозможной к взысканию.

4. Информация Банка России от 03.01.2019 «Оценка финансового положения крупных собственников финансовых организаций»

Источник: по состоянию на 03.01.2019.

Согласно пункту 10.11 Положения Банка России от 28.12.2017 № 626-П «Об оценке финансового положения, о требованиях к финансовому положению и об основаниях для признания финансового положения неудовлетворительным учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций» для оценки финансового положения физическое лицо, указанное в пункте 10.10 Положения Банка России № 626-П, ежегодно не позднее 30 января должно представлять в уполномоченное структурное подразделение Банка России подтверждение отсутствия в отношении него производства по делу о банкротстве и (или) факта признания его банкротом в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» или личным законом иностранного физического лица.

Подтверждение отсутствия в отношении физического лица, имеющего право распоряжаться более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации, производства по делу о банкротстве и (или) факта признания его банкротом в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» или личным законом иностранного физического лица, представление которого в уполномоченное подразделение Банка России предусмотрено пунктом 10.11 Положения Банка России № 626-П, должно быть составлено физическим лицом самостоятельно, в произвольной форме.

Указанное подтверждение составляется с использованием следующих информационных ресурсов: Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) (bankrot.fedresurs.ru), «Картотека арбитражных дел» (kad.arbitr.ru), а также иной, имеющейся у лица информации, и подписывается физическим лицом, представляющим в отношении себя данную информацию. При этом им должна быть обеспечена достоверность указанных сведений.

5. Письмо Банка России от 29.12.2018 № ИН-015-44/81 «О применении мер к микрофинансовым организациям»

Источник: «Вестник Банка России», № 2, 16.01.2019.

В связи со вступлением в силу с 1 января 2018 года Положения Банка России от 25.10.2017 № 613-П «О формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций и порядке группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее - Положение № 613-П) и Положения Банка России от 25.10.2017 № 614-П «О формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, ломбардов и порядке группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее - Положение № 614-П), устанавливающих порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности микрофинансовых организаций (далее - БФО), Банк России рекомендует в отношении микрофинансовых организаций, допустивших нарушения при составлении годовой БФО за 2018 год и промежуточной БФО за отчетные периоды с 1 января 2019 года по 30 сентября 2019 года по формам, установленным Положением № 613-П или Положением № 614-П, давать предписания об устранении выявленных нарушений, предусмотренные пунктом 7 части 4 статьи 14 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», сроком исполнения не менее 180 дней.

6. Письмо Минфина России от 26.12.2018 № 01-02-03/03-94943 «О применении контрольно-кассовой техники»

Источник: по состоянию на 24.12.2018.

Минфин России, рассмотрев обращение, по вопросу о применении контрольно-кассовой техники сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

В этой связи, при предоставлении и погашении займов не для оплаты товаров, работ, услуг (нецелевых займов) у организаций отсутствует обязанность применять ККТ.              

7. Указание Банка России от 27.12.2018 № 5045-У «О порядке взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам государственной регистрации кредитных организаций, государственной регистрации изменений, внесенных в устав кредитной организации, внесения изменений в сведения о кредитной организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в ее устав, государственной регистрации изменений, внесенных в устав микрофинансовой компании в связи с получением статуса кредитной организации, государственной регистрации изменений, внесенных в устав юридического лица в связи с получением статуса небанковской кредитной организации - центрального контрагента»

Публикация: Официальный сайт Банка России, 31.01.2019, «Вестник Банка России», № 9, 05.02.2019

Вступление в силу: 11.02.2019.

Регистрация в Минюсте России: 23.01.2019 № 53511.

Установлен порядок взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам:

  • государственной регистрации кредитных организаций и изменений, внесенных в ее устав;
  • внесения изменений в сведения о кредитной организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в ее устав;
  • государственной регистрации изменений, внесенных в устав микрофинансовой компании в связи с получением статуса кредитной организации;
  • государственной регистрации изменений, внесенных в устав юрлица, не являющегося кредитной организацией, в связи с получением статуса небанковской кредитной организации - центрального контрагента.

Документы для внесения сведений в ЕГРЮЛ, направляются Банком России в территориальный орган ФНС России, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию кредитных организаций, по месту нахождения юридического лица. Передача осуществляется в форме электронных документов, подписанных УКЭП, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия с учетом требований, которые установлены ФНС России в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом до 1 января 2020 года направление документов может осуществляться на бумажных носителях.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.