Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

28.03.2024, четверг, 11:34

НАФИ: Портрет потребителя "займа до зарплаты"

15 октября 2018 510
НАФИ: Портрет потребителя "займа до зарплаты"

Цели оформления «займов до зарплаты» зависят от экономического положения региона. Если москвичи занимают на покупку престижных товаров (мобильные телефоны, одежда), то жители регионов – на нужды первой необходимости (продукты питания, лечение). Об этом свидетельствуют данные исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного по заказу Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).

Для охвата слоев населения с разным материальным положением исследование* было проведено в городах трех типов, максимально различающихся по экономическим характеристикам: в Москве, в моногородах (Зеленодольск, Нефтекамск, Каменск-Уральский, Новоалтайск) и городах категории С** (Волгоград, Тольятти, Липецк, Курган).

Портрет клиентов МФО

Женщины пользуются услугой «займов до зарплаты» чаще, чем мужчины (65% против 35% соответственно).

Около половины клиентов МФО в Москве – люди среднего возраста (от 31 года до 45 лет) и люди с высшим образованием. Те, кто пользуется услугами «займов до зарплаты» в столице, чаще работают специалистами среднего звена. Их регулярные ежемесячные платежи, такие как услуги ЖКХ, налоговые выплаты не превышают 20% от всех расходов. 

В моногородах и городах категории С портрет пользователей микрозаймов несколько иной. Расходы на обязательные платежи составляют до 50% от всех расходов. В этих типах населенных пунктов услугами МФО пользуются люди среднего возраста (от 31 года до 45 лет), а также молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Доля людей с высшим образованием среди клиентов МФО здесь значительно ниже, чем в Москве (по 25%). Чаще всего в населенных пунктах этих типов за «займами до зарплаты» обращаются люди со средним и средним специальным образованием (70%), а также рабочие.

Цели получения «займа до зарплат»

Цели, с которыми люди обращаются за займами в МФО, отличаются в зависимости от типа населенного пункта. Так, в моногородах и городах категории С займы берут, чтобы вернуть долг/погасить кредит (30% и 18% соответственно), купить еду или предметы первой необходимости (28% и 10% соответственно), на лечение (13% и 10%), ремонт квартиры или автомобиля (10% и 15%), оплату штрафов/налогов (8% и 15%). 

Москвичи чаще занимают на престижные товары, такие как мобильный телефон, украшения, одежда. Доля займов на эти цели достигает 60% (в других типах населенных пунктов – 8%).

Потребительское поведение в отношении «займов до зарплаты»

У четверти заемщиков (26%) размер «займа до зарплаты» превышает их ежемесячный доход (у 11% - в полтора раза и у 15% - в 2 раза и более), у трети (33%) - превышает половину ежемесячного дохода.

62% клиентов МФО знают дневную процентную ставку по своему займу. Каждый пятый заемщик (16%) затруднился привести какую-либо процентную ставку по своему займу.

У потребителей «займов до зарплаты» имеется кредит в банке, в том числе кредитная карта: доля таких потребителей в Москве составила 58%, в моногородах – 25%, в городах категории С – 28%. Примерно четверть заемщиков (24%) брали «займ до зарплаты», чтобы выплатить предыдущий заем, другой кредит или долг.

Большинство клиентов МФО (78%) сообщили, что не задерживали выплаты по займам. 19% задерживали выплаты, но уверены, что задолженность получится погасить в ближайшее время, 3% не видят возможности в ближайшем будущем вернуть заем.

Пользователи «займов до зарплаты», в %, распределение по полу

 

Все опрошенные

Мужчины

35

Женщины

65

«На какие цели Вы когда-либо получали займы для зарплаты?», в % распределение по типам населенных пунктов

 

Москва

Моногорода

Города категории С

Покупка престижного товара (телефон, украшения, модная одежда)

60

8

8

Вернуть долг / погасить кредит

25

30

18

Покупка еды и предметов первой необходимости

5

28

10

Ремонт квартиры или автомобиля

5

10

15

Оплата обязательных платежей (штраф, услуги ЖКХ, налоги)

5

8

15

Лечение

3

13

10

Мелкие спонтанные покупки («на разное»)

8

13

3

Крупная покупка (например, недвижимость, автомобиль)

5

3

10

Отпуск

5

5

8

Образование

3

3

5

Событие (свадьба, день рождения)

3

3

5

Другое 

0

3

0

Затрудняюсь ответить

0

0

3

«Какова доля полученного займа от общей суммы Вашего ежемесячного дохода?», распределение по типам населенных пунктов

 

Все

Москва

Моногорода

Города категории С

0-25% (до четверти)

8

0

13

13

26-50% (до половины)

20

38

18

5

51-75% (до трех четвертей)

26

55

15

8

76-100% (равен размеру дохода)

7

3

5

13

Размер займа в полтора раза больше

11

3

5

25

Размер займа в два раза больше

7

0

8

13

Более чем в два раза сумма займа превышает размер ежемесячного дохода

8

0

10

13

Затрудняюсь ответить

14

3

28

13

«На какой срок был оформлен последний заем?», в % от всех опрошенных

 

Все опрошенные

5-10 дней

4

11-20 дней

20

21-30 дней

26

31-40 дней

11

41-50 дней

9

51-60 дней

30

«По какой процентной ставке Вы оформили последний заем?», % от всех опрошенных

 

Все опрошенные

Знают годовую процентную ставку

12

Знают месячную процентную ставку

10

Знают дневную процентную ставку

62

Затруднились назвать процентную ставку

16

«В настоящее время Вам приходится задерживать выплаты по названным Вами займам или долгам?», % от всех опрошенных

 

Все опрошенные

Нет

78

Да, но вы уверены, что сможете погасить задолженность в ближайшее время

19

Да, но вы пока не видите возможности погасить задолженность в ближайшее время

3

Источник: НАФИ


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.