|
Цели оформления «займов до зарплаты» зависят от экономического положения региона. Если москвичи занимают на покупку престижных товаров (мобильные телефоны, одежда), то жители регионов – на нужды первой необходимости (продукты питания, лечение). Об этом свидетельствуют данные исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного по заказу Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).
Для охвата слоев населения с разным материальным положением исследование* было проведено в городах трех типов, максимально различающихся по экономическим характеристикам: в Москве, в моногородах (Зеленодольск, Нефтекамск, Каменск-Уральский, Новоалтайск) и городах категории С** (Волгоград, Тольятти, Липецк, Курган).
Портрет клиентов МФО
Женщины пользуются услугой «займов до зарплаты» чаще, чем мужчины (65% против 35% соответственно).
Около половины клиентов МФО в Москве – люди среднего возраста (от 31 года до 45 лет) и люди с высшим образованием. Те, кто пользуется услугами «займов до зарплаты» в столице, чаще работают специалистами среднего звена. Их регулярные ежемесячные платежи, такие как услуги ЖКХ, налоговые выплаты не превышают 20% от всех расходов.
В моногородах и городах категории С портрет пользователей микрозаймов несколько иной. Расходы на обязательные платежи составляют до 50% от всех расходов. В этих типах населенных пунктов услугами МФО пользуются люди среднего возраста (от 31 года до 45 лет), а также молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Доля людей с высшим образованием среди клиентов МФО здесь значительно ниже, чем в Москве (по 25%). Чаще всего в населенных пунктах этих типов за «займами до зарплаты» обращаются люди со средним и средним специальным образованием (70%), а также рабочие.
Цели получения «займа до зарплат»
Цели, с которыми люди обращаются за займами в МФО, отличаются в зависимости от типа населенного пункта. Так, в моногородах и городах категории С займы берут, чтобы вернуть долг/погасить кредит (30% и 18% соответственно), купить еду или предметы первой необходимости (28% и 10% соответственно), на лечение (13% и 10%), ремонт квартиры или автомобиля (10% и 15%), оплату штрафов/налогов (8% и 15%).
Москвичи чаще занимают на престижные товары, такие как мобильный телефон, украшения, одежда. Доля займов на эти цели достигает 60% (в других типах населенных пунктов – 8%).
Потребительское поведение в отношении «займов до зарплаты»
У четверти заемщиков (26%) размер «займа до зарплаты» превышает их ежемесячный доход (у 11% - в полтора раза и у 15% - в 2 раза и более), у трети (33%) - превышает половину ежемесячного дохода.
62% клиентов МФО знают дневную процентную ставку по своему займу. Каждый пятый заемщик (16%) затруднился привести какую-либо процентную ставку по своему займу.
У потребителей «займов до зарплаты» имеется кредит в банке, в том числе кредитная карта: доля таких потребителей в Москве составила 58%, в моногородах – 25%, в городах категории С – 28%. Примерно четверть заемщиков (24%) брали «займ до зарплаты», чтобы выплатить предыдущий заем, другой кредит или долг.
Большинство клиентов МФО (78%) сообщили, что не задерживали выплаты по займам. 19% задерживали выплаты, но уверены, что задолженность получится погасить в ближайшее время, 3% не видят возможности в ближайшем будущем вернуть заем.
Пользователи «займов до зарплаты», в %, распределение по полу
|
Все опрошенные |
Мужчины |
35 |
Женщины |
65 |
«На какие цели Вы когда-либо получали займы для зарплаты?», в % распределение по типам населенных пунктов
|
Москва |
Моногорода |
Города категории С |
Покупка престижного товара (телефон, украшения, модная одежда) |
60 |
8 |
8 |
Вернуть долг / погасить кредит |
25 |
30 |
18 |
Покупка еды и предметов первой необходимости |
5 |
28 |
10 |
Ремонт квартиры или автомобиля |
5 |
10 |
15 |
Оплата обязательных платежей (штраф, услуги ЖКХ, налоги) |
5 |
8 |
15 |
Лечение |
3 |
13 |
10 |
Мелкие спонтанные покупки («на разное») |
8 |
13 |
3 |
Крупная покупка (например, недвижимость, автомобиль) |
5 |
3 |
10 |
Отпуск |
5 |
5 |
8 |
Образование |
3 |
3 |
5 |
Событие (свадьба, день рождения) |
3 |
3 |
5 |
Другое |
0 |
3 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
3 |
«Какова доля полученного займа от общей суммы Вашего ежемесячного дохода?», распределение по типам населенных пунктов
|
Все |
Москва |
Моногорода |
Города категории С |
0-25% (до четверти) |
8 |
0 |
13 |
13 |
26-50% (до половины) |
20 |
38 |
18 |
5 |
51-75% (до трех четвертей) |
26 |
55 |
15 |
8 |
76-100% (равен размеру дохода) |
7 |
3 |
5 |
13 |
Размер займа в полтора раза больше |
11 |
3 |
5 |
25 |
Размер займа в два раза больше |
7 |
0 |
8 |
13 |
Более чем в два раза сумма займа превышает размер ежемесячного дохода |
8 |
0 |
10 |
13 |
Затрудняюсь ответить |
14 |
3 |
28 |
13 |
«На какой срок был оформлен последний заем?», в % от всех опрошенных
|
Все опрошенные |
5-10 дней |
4 |
11-20 дней |
20 |
21-30 дней |
26 |
31-40 дней |
11 |
41-50 дней |
9 |
51-60 дней |
30 |
«По какой процентной ставке Вы оформили последний заем?», % от всех опрошенных
|
Все опрошенные |
Знают годовую процентную ставку |
12 |
Знают месячную процентную ставку |
10 |
Знают дневную процентную ставку |
62 |
Затруднились назвать процентную ставку |
16 |
«В настоящее время Вам приходится задерживать выплаты по названным Вами займам или долгам?», % от всех опрошенных
|
Все опрошенные |
Нет |
78 |
Да, но вы уверены, что сможете погасить задолженность в ближайшее время |
19 |
Да, но вы пока не видите возможности погасить задолженность в ближайшее время |
3 |
Источник: НАФИ
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.