Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

20.04.2024, суббота, 03:38

Индекс готовности бизнеса женщин-предпринимателей к цифровой экономике

09 октября 2018 348
Индекс готовности бизнеса женщин-предпринимателей к цифровой экономике

Индекс готовности бизнеса к цифровой экономике среди женщин-предпринимателей составляет 45 п.п. из 100 возможных. Цифровизация бизнеса находится в активной стадии: женщины-предприниматели используют мобильную связь и интернет, большинство ведут электронный документооборот и имеют опыт использования различных видов государственных услуг в электронном виде. При этом отмечается недостаточность внимания со стороны женщин-предпринимателей к защите и безопасности данных, а также к обучению сотрудников работе в цифровой среде.

Исследование готовности женщин предпринимателей к цифровизации было проведено в рамках пятой волны оценки Индекса WBI (Women Business Index)*. Регулярное исследование уровня благоприятствования деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в России проводится по инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» и ПАО «Банк УРАЛСИБ» при поддержке Агентства стратегических инициатив. Оператором исследования выступает Аналитический центр НАФИ.

Методика исследования готовности к цифровизации базируется на индексе International Digital Economy and Society Index (I-DESI), применяемом Европейской Комиссией для анализа уровня развития цифровой экономики по странам Европейского союза и 15 государств, включающих Австралию, Бразилию, Канаду, Китай, Израиль, Японию, Республику Корея, Мексику, Новую Зеландию, Норвегию, Россию, Швейцарию, Турцию и США.

Фокусными точками исследования стали принятые в мировом сообществе параметры измерения цифровой экономики:

  •  инфраструктура для цифровых технологий
  •  развитость услуг связи, хранения и передачи информации
  •  развитие человеческого капитала
  •  «цифровизация» бизнеса, включая уровень автоматизации внутренних процессов
  •  информационная безопасность
  •  регуляторная среда и барьеры для развития цифровых технологий.

Индекс готовности бизнеса к цифровой экономике

Наиболее высокие показатели отмечаются в сфере развития каналов передачи и хранения информации в процессе деятельности компании (59 п.п.), использования интернета (56 п.п.) и интеграции цифровых технологий (54 п.п.).  Вместе с тем, такие частные индексы как информационная безопасность (37 п.п.) и обучение сотрудников основам цифровой безопасности (18 п.п.) находятся на достаточно низком уровне. 

Развитие каналов передачи и хранения информации в процессе деятельности компании

В работе своего бизнеса женщины-предприниматели активно используют мобильную связь и интернет: более 82% пользуются широкополосным доступом в интернет, 85% – мобильным интернетом, 89% - мобильной связью. Сервера и облачные сервисы для хранения и обработки данных женщины используют реже (46% и 43% соответственно). Стоимостью данных видов электронных услуг удовлетворены в среднем около 80% женщин-предпринимателей, а качеством – от 80% до 93% опрошенных.

Развитие человеческого капитала

Российские компании в целом уделяют сравнительно мало внимания обучению сотрудников в области цифровых технологий. Среди женщин-предпринимателей лишь 12% отправляли своих сотрудников на такое обучение за последние 6 месяцев, 16% поддерживали подобные инициативы со стороны своих сотрудников. Основная доля женщин-предпринимателей не проводили мероприятия по обучению сотрудников (74%).

Уровень цифровизации бизнеса

Две трети компаний, возглавляемых женщинами, представлены в интернете (59%). Имеют полноценные сайты с детальной информацией о компании, ее продуктах и услугах 26% предпринимательниц, «сайты-визитки» – 33%. Общение с клиентами с помощью мессенджеров осуществляют компании 51% опрошенных. 
Большинство женщин-предпринимателей перешли на электронный документооборот (72%), а 27% все еще ведут документооборот полностью в бумажном виде. Для автоматизации бизнес-процессов женщины выбирают преимущественно неспециализированные решения (49%). Доля комплексных ИТ решений не превышает 20-30%.

Информационная безопасность

Почти каждая четвертая (19%) предпринимательница не использует антивирусное ПО на компьютерах своей компании, имеют прописанную политику информационной безопасности менее половины компаний (47%). Компании 5% женщин-предпринимательниц сталкивались с информационными атаками, которые повлекли финансовые потери.

Цифровое государство: услуги и регулирование

Опыт использования различных видов государственных услуг в электронном виде имеет 64% женщин-предпринимателей, причем 35% оценивают этот опыт как положительный, 26% - как нейтральный и 3% - как негативный. 
О государственной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» слышали 69% опрошенных, при этом 32% считают, что программа повлияет позитивно на деятельность своей компании. Такая же доля предпринимательниц (32%) считают, что эта государственная программа не окажет влияния.

Надия Черкасова, председатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России»:

«Цифровизация выступает катализатором вовлечения женщин в экономику и формирует пространство для создания новых бизнес-моделей и новых платформ. С нынешней волны исследования мы ввели новый показатель – индекс готовности к цифровой экономике женщин-предпринимателей в России, который составил 45 пунктов из 100 возможных. Приведу несколько цифр: 82% женщин в нашей стране используют интернет в бизнесе в основном для поиска информации, при этом только половина имеют сайт компании и всего лишь 19% используют CRM и другие ИТ-решения. Это говорит о том, что цифровизация бизнеса в России находится в активной стадии».

Константин Бобров, Председатель Правления ПАО «БАНК УРАЛСИБ»:

«Женщины-предприниматели сегодня все активнее используют цифровые технологии, онлайн-инструменты и сервисы для ведения бизнеса – это достаточно характерная для рынка тенденция. Именно поэтому мы в банке формируем комплексную экосистему, которая позволяет предпринимателям как получать онлайн банковские услуги, так и пользоваться специализированными небанковскими сервисами для ведения бухгалтерии, подготовки отчетности, получения квалифицированной юридической помощи, а также закрывать целый ряд других потребностей на разных этапах развития бизнеса».

Значения Индекса WBI в динамике, % опрошенных

 

Первая волна (2-я пол. 2015)

Вторая волна, (1-я пол. 2016)

Третья волна (1-я пол. 2017)

Четвертая волна (2-я пол. 2017)

Пятая волна (2-я пол. 2018)

WBI в целом

55,9

56,8

58,7

69,2

69,4

Частный индекс «Культура предпринимательства»

75,2

65,6

66,3

71,2

81,3

Частный индекс «Личные качества»

63,2

67,8

66,7

66,8

76,3

Частный индекс «Предпринимательская экосистема»

47

50,1

53,5

57,6

63,2


«Скажите, какими услугами связи, передачи и хранения информации Вы пользовались за последний месяц для бизнес-целей?»**, % опрошенных женщин-предпринимателей

 

 % опрошенных женщин-предпринимателей

Широкополосный доступ в интернет

82

Мобильный интернет

85

Мобильная связь

89

Сервера для хранения и обработки данных

46

Облачные сервисы для хранения и обработки данных

43

Ничем не пользуемся

1

Затрудняюсь ответить

1

«За последние полгода Ваша компания организовывала или направляла на обучение сотрудников в области цифровых технологий?», % опрошенных женщин-предпринимателей

 

 % опрошенных женщин-предпринимателей

Да, у нас внедрены централизованные образовательные программы

12

Да, мы оплачиваем тренинги / мероприятия по выбору сотрудника

16

Нет, не проводили

74

Затрудняюсь ответить

1

Источник: НАФИ 


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.