Подписаться на новости

Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

22.07.2019, понедельник, 03:19

Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности от экспертов НАУМИР, РМЦ за январь 2018 года

21 февраля 2018 1168
Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности от экспертов НАУМИР, РМЦ за январь 2018 года

Мегарегулятор

1. Информационное письмо Банка России от 27.12.2017 № ИН-014-12/64 «О вопросах применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ»

Источник: «Вестник Банка России», № 3, 17.01.2018.

Риск-ориентированный подход в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) является основой Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Согласно Рекомендации 1 ФАТФ финансовые учреждения обязаны определять, оценивать и принимать меры по снижению собственных рисков отмывания денег и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ).

Риск-ориентированный подход позволяет гибко применять меры ПОД/ФТ, с тем чтобы более эффективно распределять имеющиеся ресурсы и направлять усилия на предупредительные меры в областях высокого риска ОД/ФТ.

Тематика применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ получила свое развитие в ряде документов, принятых международными органами и объединениями, специализирующимися на вопросах ПОД/ФТ. В частности, ФАТФ были приняты следующие документы:

  • доклад «Специфические факторы, указывающие на риск отмывания доходов от коррупции», 2012 год («Specific Risk Factors in the Laundering of Proceeds of Corruption»);
  • руководство «О риск-ориентированном подходе к предоплаченным картам, мобильным платежам и платежным услугам, осуществляемым через Интернет», 2013 год («Guidance for a Risk-Based Approach: Prepaid Cards, Mobile Payments and Internet-Based Payment Services»);
  • руководство «О риск-ориентированном подходе в банковском секторе», 2014 год («Risk-Based Approach Guidance for the Banking Sector»);
  • руководство «О риск-ориентированном подходе при использовании виртуальных валют», 2015 год («Guidance for a Risk-Based Approach to Virtual Currencies»);
  • руководство «О риск-ориентированном подходе для организаций, осуществляющих переводы денежных средств или ценностей», 2016 год («Guidance for a Risk-Based Approach for Money or Value Transfer Services»);
  • руководство «О корреспондентских банковских услугах», 2016 год («Guidance on Correspondent Banking Services»).

Переводы указанных документов размещены на официальном сайте Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальном сайте Банка России в разделе «Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма».

В сентябре 2015 года Вольфсбергской группой1 был подготовлен документ «Актуальные вопросы оценки рисков отмывания денег, применения санкций, взяточничества и коррупции» («The Wolfsberg Frequently Asked Questions on Risk Assessments for Money Laundering, Sanctions and Bribery & Corruption»).

Указанный документ представляет практический интерес для кредитных организаций, поскольку содержит рекомендации по организации системы оценки рисков ОД/ФТ, рисков применения целевых финансовых санкций и рисков подкупа должностных лиц финансовых учреждений, необходимой для предотвращения вовлечения финансовых организаций в незаконную деятельность, связанную с ОД/ФТ, коррупцией. В нем также приведены примеры проведения оценки рисков, присвоения рейтингов по типу клиентов, видам финансовых услуг и другим критериям, применения весовых коэффициентов выявленных рисков.

С документами Вольфсбергской гуппы на английском языке можно ознакомиться на официальном сайте Группы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылкам:

- http://www.wolfsberg-principles.com/pdf/faq/Wolfsberg-Risk-Assessment-FAQs-2015.pdf;

- http://www.wolfsberg-principles.com/pdf/home/Wolfsberg-Group-AВC-Guidance-June-2017.pdf.

С неофициальным переводом указанного документа Вольфсбергской группы для использования при организации работы по управлению рисками ОД/ФТ можно ознакомиться в «Вестнике Банка России», № 3, 17.01.2018.

 

2. Указание Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 15.01.2018, «Вестник Банка России», № 5, 24.01.2018.

Вступление в силу: 26.01.2018.

Регистрация в Минюсте России: 11.01.2018 № 49605. Текст был изменен при его регистрации в Минюсте России.

Указанием №4600-У обновляется порядок обмена Банком России информацией в электронном виде с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, эмитентами ценных бумаг, соискателями лицензий и свидетельств, выдаваемых Банком России, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, саморегулируемыми организациями актуариев, респондентами, представляющими первичные статистические данные, а также с иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе при осуществлении защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, посредством использования информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (через сайт Банка России), в том числе путем предоставления этим лицам доступа к личному кабинету.

Указание содержит:

  • алгоритм взаимодействия;
  • случаи, когда обязательно применение шифрования;
  • этапы прохождения в Банке России электронного документа, направленного участником информационного обмена;
  • порядок направления ответов Банком России.

3. Указание Банка России от 16.11.2017 № 4612-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 24 сентября 2015 года № 3805-У «О порядке размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 24.01.2018, «Вестник Банка России», № 8, 31.01.2018.

Вступление в силу: 23.01.2018.

Регистрация в Минюсте России: 23.01.2018 № 49722.

Настоящее Указание приводит в соответствие Указание Банка России от 24 сентября 2015 года № 3805-У с Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части изменения наименования «кредитная организация с генеральной лицензией Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций» на «банк с универсальной лицензией».

Также Указанием №4612-У увеличивается объем требований к размещению средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов второго уровня:

«В качестве займов кредитным кооперативам второго уровня на срок, не превышающий 90 дней, с возможностью продления заключенных договоров займов не более чем на 90 дней неограниченное количество раз в следующих суммах:

  • в сумме, не превышающей 5 % средств резервного фонда кредитного кооператива, если размер сформированного паевого фонда кредитного кооператива второго уровня составляет не менее 10 млн рублей по состоянию на последний календарный день отчетного периода, определяемого в соответствии с пунктом 22 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;
  • в сумме, не превышающей 45 % средств резервного фонда кредитного кооператива, если размер сформированного паевого фонда кредитного кооператива второго уровня составляет не менее 50 млн рублей по состоянию на последний календарный день отчетного периода, при одновременном соблюдении следующих требований:
  • срок деятельности кредитного кооператива второго уровня составляет более трех лет с момента его создания,
  • размер размещаемых кредитным кооперативом средств резервного фонда не превышает пятикратный размер паевого взноса кредитного кооператива в кредитный кооператив второго уровня при соблюдении указанного требования в течение всего срока размещения;
  • в сумме, превышающей 45 % средств резервного фонда кредитного кооператива, в случае наличия у кредитного кооператива второго уровня присвоенного кредитного рейтинга не ниже нижней границы уровня, установленного Советом директоров Банка России.

Размещение средств резервного фонда кредитного кооператива не должно сопровождаться предоставлением кредитному кооперативу, размещающему средства резервного фонда, займа кредитным кооперативом второго уровня за счет средств резервных фондов, поступивших от его членов в течение всего срока размещения».

 

4. «Базовый стандарт корпоративного управления кредитного потребительского кооператива»

Утвержден Банком России, Протокол № КФНП-44 от 14.12.2017.

Вступление в силу: 21.01.2018 (за исключением отдельных положений).

Банк России утвердил Базовый стандарт корпоративного управления кредитного потребительского кооператива, который обязателен к применению всеми КПК, вне зависимости от членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Базовый стандарт содержит положения, определяющие принципы корпоративного управления КПК, механизмы реализации этих принципов, принципы членства в КПК, на основании которых могут создаваться и осуществлять деятельность КПК, положения, устанавливающие правила и процедуры принятия решений органами управления КПК, положения, устанавливающие требования к корпоративным процедурам, в том числе к порядку проведения общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) в форме собрания уполномоченных, к порядку избрания органов управления, порядку подготовки и проведения собраний (заседаний) органов управления.

 

Финансы, налогообложение и уплата страховых взносов

5. Информация Роспотребнадзора «О введении в обращение банкнот Банка России образца 2017 года номиналом 200 и 2000 рублей»

Текст опубликован на сайте http://www.rospotrebnadzor.ru/, текст по состоянию на 17.01.2018.

С 12 октября 2017 года Банком России в обращение введены банкноты номиналом 200 и 2000 рублей.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, а согласно статье 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банкноты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, новые банкноты подлежат безусловному приему в счет оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении наличных расчетов с участием потребителей.

Между тем, в средствах массовой информации периодически сообщается о случаях отказа потребителям со стороны хозяйствующих субъектов под различными надуманными предлогами в приеме банкнот нового образца.

В этой связи Роспотребнадзор обращает внимание на нижеследующее.

Согласно положениям пункта 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. При этом подразумевается, что выбор банкнот Банка России (также как и монет Банка России) из числа находящихся в официальном обращении для осуществления наличных расчетов принадлежит потребителю.

Это означает, что любой отказ продавца (исполнителя) в приеме новых обладающих всеми установленными признаками платежеспособности банкнот Банка России номиналом 200 и/или 2000 рублей в счет оплаты тех или иных товаров (услуг) должен рассматриваться как противоправное действие, ущемляющее права потребителей и необоснованно воспрепятствующее заключению договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).

Соответственно такого рода факты в зависимости от сопутствующих им конкретных обстоятельств могут иметь признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей») или частью 4 этой же статьи («неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)») с наложением на виновных лиц административного штрафа, максимальный размер которого для юридических лиц может составлять до пятидесяти тысяч рублей.

В связи с вышеизложенным Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с 18 по 25 января т.г. открывает Всероссийскую горячую линию по приему купюр нового образца. Специалисты Роспотребнадзора и эксперты центров по консультированию потребителей проконсультируют граждан по обращению купюр 2000 и 200 рублей, приему ветхих купюр, отказу в оплате мелкими монетами и банковской картой.

Информация о режиме работы и контактные телефоны «горячих линий» размещены на сайтах территориальных управлений Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

 

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

6. Приказ Минфина России от 30.10.2017 № 165н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18 февраля 2015 г. № 25н»

Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.01.2018.

Вступление в силу: 01.03.2018.

Регистрация в Минюсте России: 16.01.2018 № 49645.

Утвержден новый порядок ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП, он содержит:

  • правила,
  • порядок,
  • сроки внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений,
  • порядок исправления допущенных технических ошибок,
  • требования к содержанию указанных реестров.

Новый порядок устанавливает приоритет тех сведений, которые содержатся в документах, являвшихся основаниями для внесения записи в соответствующий реестр перед сведениями, включенными в ЕГРЮЛ или ЕГРИП на электронных носителях.

В связи с изменением порядка получения органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственных внебюджетных фондов, органами МСУ и судами сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, новый порядок не содержит правил предоставления содержащихся в указанных реестрах сведений и документов и формы запроса о предоставлении соответствующих сведений.

Приказ Минфина России от 18.02.2015 № 25н признается утратившим силу.

 

7. Информация ФНС России «Об упрощении порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Текст опубликован на сайте https://www.nalog.ru, текст по состоянию на 16.01.2018.

В апреле и октябре 2018 года ожидается ряд изменений в порядке регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Соответствующие поправки введены Федеральным законом от 30 октября 2017 года № 312-ФЗ.

С 29 апреля налоговики и МФЦ должны перейти на электронное взаимодействие при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без дублирования документов на бумаге. Это ускорит получение заявителем результатов регистрации, так как не будет зависеть от того, как быстро МФЦ доставит документы в налоговый орган, а затем получит ответ. Таким образом, предполагается, что обратившись в МФЦ с заявлением о госрегистрации, заявитель получит ответ за то же время, что и при обращении в налоговый орган (три рабочих дня при первичной регистрации).

Также с 29 апреля 2018 года при непосредственном обращении в налоговый орган ответ по госрегистрации можно получить по электронной почте, а не на бумаге как сейчас. Таким образом, налогоплательщик может сэкономить время на повторном посещении налоговой инспекции.

Кроме того, с 1 октября при повторной подаче документов на госрегистрацию из-за неполного комплекта документов или ошибок в оформлении госпошлину платить не придется.

Также изменения коснутся информирования о предстоящей регистрации. Сейчас, чтобы отслеживать, представлены ли в налоговый орган документы для регистрации в отношении какого-либо юридического лица или предпринимателя, необходимо каждый раз обращаться к сайту ФНС России и вводить реквизиты. С 1 октября 2018 года с помощью сайта появится возможность оформлять подписку и получать такую информацию в виде сообщений на электронную почту. Новая возможность позволит заинтересованным лицам своевременно направить в налоговый орган возражения относительно предстоящего внесения данных в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

Проекты

8. Проект Федерального закона № 364312-7 «О внесении изменения в статью 819 Гражданского кодекса Российской Федерации»

Редакция, внесенная в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, текст по состоянию на 16.01.2018.

Статью 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) предлагается дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«Кредитор обязан предоставить заемщику-гражданину в целях погашения займа, предоставленного под проценты для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, выбрать вид ежемесячного платежа: аннуитетный либо дифференцированный».

Иными словами, заемщику-гражданину предлагается предоставить право самостоятельного выбора между двумя видами платежей – аннуитетным (всегда один и тот же размер платежа) и дифференцированным (размер платежа со временем уменьшается, минус заключается в том, что поначалу размер платежа велик).

 

9. Проект Федерального закона № 371833-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Редакция, внесенная в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, текст по состоянию на 24.01.2018.

Проект внесен Минэкономразвития.

Предлагается:

  • увеличить с 3 миллионов рублей до 5 максимальную сумму займа, выдаваемого микрофинансовыми организациями субъектам малого и среднего бизнеса;
  • аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда содействия кредитованию (региональной гарантийной организации) проводить, в том числе, индивидуальным аудитором;
  • требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливать федеральным органам исполнительной власти или органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органами МСУ в зависимости от того, за счет какого бюджета бюджетной системы РФ полностью или частично профинансировано создание или функционирование данных организаций;
  • организовывать финансирование региональных гарантийных организаций Корпорацией МСП.

 

10. Законопроект № 375242-7 О внесении изменений в статью 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Редакция, внесенная в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, текст по состоянию на 29.01.2018.

Источник: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=375242-7

Проект предполагает внесение в статью 28 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» дополнительных требований к рекламе услуг МФИ.

Если проект будет принят, то МФИ обретут обязанность включать в рекламные сообщения информацию о:

  • размере процентной ставки за пользование микрозаймом (в процентах годовых);
  • сумме и сроке возврата микрозайма (в том числе досрочного);
  • перечне всех дополнительных расходов заемщика, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма (в том числе досрочным возвратом);
  • всех штрафных санкциях за нарушение срока возврата микрозайма.

Разделы Аналитики:

© 2008–2019, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт http://www.rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: info@rusmicrofinance.ru.