|
Женщины-предпринимательницы отмечают рост доступности финансирования бизнеса, позитивные изменения качества образовательных программ, а также общественное одобрение женщин, открывающих свое дело.
Индекс женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index) в 3 квартале 2017 года составил 69,1 п.п. С момента старта исследования в 2015 году Индекс вырос на 13 п.п.
Таковы результаты четвертой волны оценки Индекса женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index)*. Регулярное исследование уровня благоприятствования деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в России проводится по инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» и Банка УРАЛСИБ при поддержке Агентства стратегических инициатив. Оператором исследования выступает Аналитический центр НАФИ.
Индекс женской предпринимательской активности WBI представляет собой агрегированный относительный показатель, характеризующий деловую активность женщин с трех позиций: культура предпринимательства (отношение общества к женщинам-предпринимателям); предпринимательская экосистема (оценка условий ведения бизнеса, доступность инфраструктуры, финансов, бизнес-образования и др.), личные качества женщины (оценка качества жизни женщины и ее профессиональных навыков).
По итогам четвертой волны позитивную оценку получили частные индексы «Культура предпринимательства» (71,2 п.п.) и «Личные качества» (66,8 п.п.). Оценки культуры предпринимательства улучшились на 5 п.п., а оценки личных качеств остались без изменений по сравнению с предыдущей волной.
Частный индекс «Предпринимательская экосистема» продемонстрировал значение ниже среднего (57,6 п.п.).При этом с 2015 года значение этого индекса стабильно растет (на 11 п.п.)
Результаты опроса женщин
Данные опроса четвертой волны подтверждают дальнейшее улучшение отношения россиян к женскому предпринимательству. В частности, женщины, не имеющие бизнеса, стали реже опасаться негативной реакции близких на решение его начать (12% в третьей волне против 8% в четвертой).
Для женщин основным стимулом к началу предпринимательской деятельности осталось стремление к материальному благополучию, и его значимость выросла по итогам четвертой волны исследования: 39% опрошенных против 33% в третьей волне назвали его ключевым.
Вторым по популярности стимулом стало желание повысить социальный статус, его значимость также растет: с 8% в третьей до 24% в четвертой волне и с 1% до 24% за весь период исследования.
На третье место вышло «желание реализовать свою идею и приносить пользу» (13%), в то время как по результатам прошлых волн третье место занимали такие стимулы, как «наличие стартового капитала» и «потребность в свободном времени».
Основной барьер к началу собственного дела – по-прежнему отсутствие финансовых возможностей для старта (33% по итогам четвертой волны и 34% по итогам третьей). Снижается значимость барьеров, связанных с нехваткой знаний: их отметили 10% предпринимательниц по итогам четвертой волны и 14% по итогам третьей.
Результаты опроса женщин-предпринимательниц
Предпринимательницы оптимистичны в отношении доступности финансирования, бизнес-образования и инфраструктуры для детей.
Так, во второй половине 2017 года треть женщин (30%), привлекавших финансирование, оформляли банковские кредиты от имени предприятия (+11% к прошлой волне). При этом большинство тех, кто оформлял кредиты, отметили легкость процедуры их получения (60%, на 7% больше в сравнении с прошлой волной). На фоне снижения процентных ставок по кредитам для бизнеса снижается и доля неформальных займов (24% по результатам четвертой волны против 43% по результатам третьей пользуются займами родственников и друзей).
Предпринимательницы отмечают увеличение количества и качества программ бизнес-образования. 41% опрошенных получали дополнительное образование в области развития бизнеса, 49% - отметили рост доступности обучения (что на 14% больше, чем в третьей волне) и 37% ожидают улучшений в будущем.
Инфраструктура детских учреждений устраивает большинство опрошенных. 62% женщин-предпринимательниц, имеющих детей, пользуются услугами специальных учреждений для детей дошкольного возраста. Улучшение ситуации с доступностью инфраструктуры для детей отметили 55% опрошенных, положительные изменения ожидают не менее 47% женщин.
Женское предпринимательство имеет выраженную социально ориентированную направленность:большинство опрошенных владелиц бизнеса (59%) отнесли свое дело к категории социального предпринимательства. Среди них 20% отметили, что работают в сфере социальной защиты и помощи населению, 11% - в области спорта и здорового образа жизни, 9% - в сфере творческого развития и образования детей и взрослых.
Женщины-предпринимательницы пока не реализуют экспортный потенциал своих компаний. Всего 2% опрошенных указали, что поставляют продукты и услуги в другие страны, тогда как отметили свое желание их экспортировать не менее 21%. Эти показатели устойчивы и не менялись в течение года. Среди основных барьеров к экспортной деятельности – локализованность бизнес-модели (26%), высокая конкуренция за рубежом (14%) и вероятное отсутствие спроса (11%). Кроме того, за последние полгода женщины-предпринимательницы стали чаще называть в качестве барьера наличие особых технических стандартов, предъявляемых за рубежом к качеству товаров и услуг (11%). Следует отметить, что об организации, направленной на поддержку экспортных предприятий, на данный момент осведомлены 26%, а адресатами поддержки являлись 1% опрошенных.
На данный момент женское предпринимательство в России выключено из глобальных процессов. Так, не более 6% женщин-предпринимательниц участвуют в международных выставках и в тендерах, заказчиком которых выступают иностранные компании. Также 5% опрошенных женщин за последний од направляли своих сотрудников на обучение или стажировку за рубеж.
Значения Индекса WBI в динамике, % опрошенных
|
Первая волна (2-я пол. 2015) |
Вторая волна, (1-я пол. 2016) |
Третья волна (1-я пол. 2017) |
Четвертая волна (2-я пол. 2017) |
WBI в целом |
55,9 |
56,8 |
58,7 |
69,1 |
Частный индекс «Культура предпринимательства» |
75,2 |
65,6 |
66,3 |
71,2 |
Частный индекс «Личные качества» |
63,2 |
67,8 |
66,7 |
66,8 |
Частный индекс «Предпринимательская экосистема» |
47 |
50,1 |
53,5 |
57,6 |
Если бы Вы сейчас начали собственное дело, как бы к этому отнеслись Ваши близкие (семья, друзья, родственники, коллеги), % опрошенных женщин
Поддержали бы меня |
53 |
Скорее всего не разделили бы мой энтузиазм, но не мешали бы мне |
39 |
Скорее всего отнесутся негативно |
8 |
Как, по-Вашему, изменилось общественное мнение по отношению к женщинам, ведущим активную профессиональную деятельность», % опрошенных женщин, % опрошенных женщин-предпринимательниц
Улучшилось |
49 |
Не изменилось |
39 |
Ухудшилось |
4 |
Затрудняюсь ответить |
8 |
В чем проявляются улучшения общественного мнения по отношению к женщинам-предпринимательницам, % опрошенных предпринимательниц
Отношение в обществе в целом, общественное мнение |
45 |
Публикации в СМИ, ТВ, радио о женщинах-предпринимателях |
26 |
Мода, примеры профессионально успешных женщин |
22 |
Специализированные интернет-ресурсы, сообщества женщин-предпринимателей |
13 |
Литература, кино, театр о роли женщины в обществе |
13 |
Государственная политика в области предпринимательства |
14 |
Система дополнительного образования в этой сфере |
7 |
Выступления чиновников и общественных деятелей |
11 |
* Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.
Как Вам кажется, что является основным стимулом к открытию собственного бизнеса, % опрошенных женщин
Перспектива получить больше доход, чем работа по найму |
39 |
Желание получить высокий социальный статус руководителя компании |
24 |
Желание реализовать свою идею, принести пользу обществу |
13 |
Наличие стартового капитала |
7 |
Необходимость иметь достаточно свободного времени для семьи |
7 |
Наличие профессионального опыта в сфере будущего бизнеса |
5 |
Отсутствие достойной работы по найму |
4 |
Необычная профессия/интересы, которые не предполагают работу |
2 |
Поддержка семьи и близких людей |
2 |
Наличие хорошей команды, партнеров |
1 |
Незаполненная ниша на рынке |
1 |
* Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.
Что, по-вашему, мешает женщине сегодня открыть собственный бизнес?, % опрошенных женщин
Отсутствие финансовых возможностей |
33 |
Личные качества, неуверенность в себе |
16 |
Нехватка знаний и опыта ведения бизнеса |
10 |
Высокая занятость в семье |
10 |
Административные барьеры |
8 |
Нехватка времени |
7 |
Недобросовестная конкуренция |
6 |
Нестабильная экономическая ситуация |
6 |
Неуверенность в поддержке близких |
3 |
Общественное мнение |
2 |
Недоступность информации о рынке |
1 |
Недоступность инфраструктуры |
1 |
Сложности с поиском поставщиков |
1 |
Сложности с поиском персонала |
0,3 |
* Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.
Привлекали ли Вы финансовые ресурсы для вашей компании за последние 6 месяцев, % опрошенных предпринимательниц
Да |
21 |
Нет |
79 |
Получали ли Вы дополнительное образование в области развития бизнеса, % опрошенных предпринимательниц
Да |
41 |
Нет |
59 |
Сейчас вы реализуете Вашу продукцию/услуги…, % опрошенных предпринимательниц
В своем регионе |
83 |
В своем и в других регионах России |
15 |
В России и в других странах мира |
2 |
Вы хотели бы экспортировать Вашу продукцию/услуги в другие страны мира?, % опрошенных предпринимательниц
Да |
21 |
Нет |
74 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
Источник: НАФИ https://nafi.ru/analytics/delovaya-i-obshchestvennaya-sreda-blagopriyatstvuyut-zhenskomu-predprinimatelstvu/
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.