Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

25.04.2024, четверг, 21:53

IFRS 9 и рынок микрофинансирования. Ждать ли подводных камней?

20 февраля 2017 1765
IFRS 9 и рынок микрофинансирования. Ждать ли подводных камней?

Усиление регуляторного давления на сегмент микрофинансирования не будет ослабевать и в перспективе. Стандарт IFRS 9 уже активно внедряется в системы риск-менеджмента не только банков, но и НФО - брокеров, управляющих компаний. Несмотря на то, что нормы резервирования для микрофинансовых и кредитных организаций на сегодняшний день принципиально разные, мы прогнозируем сближение данных подходов для всех участников финансового рынка в достаточно краткосрочной перспективе. Рост расходов на резервы может, таким образом, стать нагрузкой на МФО (с точки зрения давления на финансовый результат и, как следствие, на капитализацию и выполнение требований к капиталу на покрытие рисков). Проводимые ЦБ значительные нормативные преобразования также приведут к дальнейшему усилению концентрации в сегменте. По оценке НРА, доля 100 крупнейших МФО превысит 80% по итогам 2017 года.

Переход НФО на ЕПС и ОСБУ

С 2015 года, с целью повышения прозрачности и объективности отчетности некредитных финансовых организаций (НФО) для заинтересованных пользователей (собственников (акционеров, участников), клиентов (инвесторов), регулятора (Банка России), кредиторов) начался поэтапный переход НФО на единый план счетов (ЕПС) бухгалтерского учета и отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ), утверждаемые Банком России.

При этом, методологической базой для ЕПС НФО послужил банковский план счетов, а для ОСБУ - международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Банк России определил для НФО достаточно длительные сроки перехода на ЕСП и ОСБУ. В частности, для микрофинансовых организаций; кредитных потребительских кооперативов; жилищных накопительных кооперативов этот срок устанавливается с 01.01.2018 

Дорожная карта

План мероприятий (дорожная карта) Банка России по реализации основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации включает, в частности следующие мероприятия на 2017 год:

  • Разработка требований к финансовой устойчивости микрофинансовых институтов
  • Разработка нормативного акта Банка России об установлении экономических нормативов для микрофинансовой компании
  • Разработка требований к организации системы управления рисками участников рынка микрофинансирования

Приведенные выше факты позволяют сделать вывод о безусловном усилении регуляторного давления на сегмент МФО, которое не будет ослабевать и в перспективе. ЦБ нацелен провести и уже проводит значительные нормативные преобразования. В настоящее время все МФО уже обязаны соблюдать определяемые регулятором значения полной стоимости кредита (ПСК), исполнять нормативы в части достаточности собственных средств и ликвидности, передавать данные о заемщиках в бюро кредитных историй.

Регулирование рынка и его участники

По итогам 2016 года в госреестре МФО оставалось 2687 организаций, за два года его покинуло порядка 1,5 тысяч участников. МФО, которые не смогли соответствовать новым требованиям, ушли с рынка. Из реестра исключены организации, которые систематически нарушали закон, не вступили в саморегулируемые организации (СРО) и не отвечали установленным требованиям регулятора. Сильные игроки, напротив, увеличили за прошлый год число заемщиков — рост рынка по этому показателю составил примерно 40%.

Рост регуляторного давления также способствует усилению концентрация в сегменте МФО. Так, концентрация по активам (сумма задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам на конец отчетного периода) на 100 крупнейших МФО составляла по итогам 2015 года 69,7%, а по итогам III квартала 2016 года уже 74,9%. По оценке НРА, доля 100 крупнейших МФО превысит 80% по итогам 2017 года.  

На первый взгляд, масштабную чистку рынка МФО, начавшуюся в 2014 году, можно было бы считать законченной, однако, по нашему прогнозу, это преждевременное утверждение. Так, разделение рынка на МФК и МКК ожидаемо повлечет за собой новый виток преобразований. В зоне риска окажутся компании, у которых низкая величина капитала сочетается с растущей просроченной задолженностью и низкой диверсификацией ресурсной базы.

Проблематикой рынка является и тот факт, что на сегодняшний день нет агрегированных обзоров рынка микрофинансового кредитования, содержащих данные о просроченной задолженности. Существующая статистика основывается, в основном, на оценочных данных и не дает преставления о ситуации на рынке в целом.

Что же касается ресурсной базы, то ключевыми источниками фондирования остаются займы акционеров и банковские кредиты. К выпуску долговых бумаг основная масса МФО не готова, да и спроса со стороны инвесторов не наблюдается.

Компании, в условиях снижающихся ставок банков по депозитам, заинтересованы и в привлечении средств физических лиц под привлекательные (относительно банковских) ставки. Следует отметить, что 10% ресурсной базы МФО составляют именно средства, привлеченные от физических лиц. По итогам девяти месяцев 2016 года сумма денежных средств, предоставленных микрофинансовым организациям физическими лицами, не являющимися их учредителями, составила 5,7 млрд рублей. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года эта сумма составляла 5,2 млрд рублей, а еще годом ранее – 4,4 млрд рублей. Прирост числа инвесторов МФО происходит в том числе за счет повторных займов. Получив положительный опыт взаимодействия с МФО, клиенты готовы к дополнительным инвестициям на большую сумму и срок. Барьер фондирования - вступающее в силу ограничение для МКК (не смогут привлекать средства физлиц, за исключением средств акционеров либо учредителей).

           

В итоге, по прогнозам Агентства, на статус МФК смогут претендовать порядка 100-150 компаний, остальные участники рынка МФО не смогут получить статус МФК, в том числе, в силу нехватки капитала. При этом статус МКК для многих участников рынка окажется невыгодным из-за невозможности привлечения инвестиций от граждан, не являющихся их учредителями, снижения потока клиентов, и рентабельности бизнеса. Кроме того, МКК не смогут выдавать микрозаймы онлайн. Поэтому часть МФО вероятно будут консолидироваться, чтобы получить статус МФК, часть – уйдет с рынка. Что касается МФК – то они будут подвержены гораздо большему контролю со стороны регулятора нежели МКК.

Говоря о росте регулятивного давления в части требований к организации участниками рынка микрофинансирования системы управления рисками, принципиальными представляются следующие соображения.

IFRS 9

Несмотря на то, что нормы резервирования для МФО и кредитных организаций на сегодняшний день принципиально разные, мы прогнозируем сближение данных подходов для всех участников финансового рынка в достаточно краткосрочной перспективе. Так, стандарт IFRS (МСФО) 9 уже активно внедряется в системы риск-менеджмента не только банков, но и НФО - брокеров, управляющих компаний.

В настоящий момент стандарт МСФО 9 признается наиболее последовательным и логичным инструментом для решения задачи своевременной оценки обесценения финансовых активов. Имевшие ранее место подходы к признанию потерь, в том числе, по выданным кредитам, влекли за собой негативные последствия (риски оценивались несвоевременно, резервы формировались в ряде случаев в не адекватных объемах, в сроки, когда событие риска уже было реализовано, то есть «слишком поздно и в недостаточном объеме»).

МСФО 9 устанавливает принципиально новые подходы к построению модели не уже понесенных, а – и это ключевой момент - ожидаемых убытков. Компаниям предписывается устанавливать величину возможных убытков в момент первоначального признания финансовых активов (в частности, в момент выдачи займа, кредита).

Были выпущены следующие версии МСФО (IFRS) 9:

Источник: KPMG

Применительно к операциям, связанным с кредитованием/предоставлением займов, целью МСФО 9 является признание ожидаемых кредитных убытков за весь срок действия для всех займов/кредитов, кредитный риск по которым значительно увеличился с момента первоначального признания, с учетом всей обоснованной и подтверждаемой информации (доступной, однако, без чрезмерных затрат), в том числе прогнозной.

Переоценка риска осуществляется в рамках регулярного мониторинга: по состоянию на каждую отчетную дату компания определяет, значительно ли увеличился кредитный риск по кредиту/займу с момента его первоначального признания (выдачи). Компания сравнивает риск наступления дефолта по кредиту/займу по состоянию на отчетную дату с риском наступления дефолта на дату его выдачи. Далее, если имеет место существенное увеличение кредитного риска актива (кредита, займа) с момента его выдачи, ожидаемые кредитные убытки (возможные потери) признаются как окончательные («lifetime») по всему сроку кредита/займа.  Таким образом, в рамках проводимого мониторинга, ставка и объем резервирования могут пересматриваться с учетом как имевших место, так и возможных будущих негативных событий и обстоятельств.

Ожидаемый кредитный убыток признается реальным кредитным убытком в случае, если произошли негативные события, влияющие на будущие денежные потоки (их недополучение). Актив в данном случае классифицируется как действительно обесцененный. 

Рост расходов на резервы может, таким образом, стать нагрузкой на МФО (с точки зрения давления на финансовый результат и, как следствие, на капитализацию и выполнение требований к капиталу на покрытие рисков).

Рассмотрим частный пример из банковской практики, иллюстрирующий один из случаев, когда действующие требования к МФО по резервированию могут быть пересмотрены. Здесь регулятор может распространить практику, уже принятую для кредитных организаций.

Пример

Банк выдает заемщику кредит, и про такой кредит известно, что он направляется на погашение иной текущей задолженности заемщика (или ее части). Как известно из утвержденного Банком России «Положения о порядке формирования резервов на возможные потери…», ссуды, предоставленные кредитной организацией заемщикам и использованные указанными заемщиками прямо либо косвенно (через третьих лиц) на погашение обязательств других заемщиков перед данной кредитной организацией либо перед другими кредитными организациями, должны быть классифицированы не выше, чем в III категорию качества (на дату выдачи), с формированием, соответственно, резерва в диапазоне от 21% до 50%. Таким образом, при выдаче такому заемщику кредита размером 100 тыс рублей, Банк в день выдачи сформирует резерв, равный минимум 21 тыс. рублей.

Авторы статьи: Карина Артемьева, директор департамента финансовых рейтингов НРА; Дарья Юдаева, старший аналитик департамента финансовых рейтингов НРА

Как ЕПС, новые резервы, IFRS повлияют на нашу компанию и рынок в целом?

Комментарии экспертов

 

Наталья Полевая, главный бухгалтер группы компаний «Быстроденьги»

Начиная с 2015 года регуляторные требования со стороны Банка России ужесточаются. Системообразующие игроки микрофинансового рынка положительно оценивают данные изменения: уходят слабые компании, усиливается защищенность заемщиков, что повышает уровень их доверия, а значит, стимулирует рынок к развитию. При этом новые требования накладывают серьезные обязательства на МФО, и чем крупнее компания, тем значимее для нее влияние этих требований.

Переход на единый план счетов и отраслевые стандарты — это  логичное решение Банка России для того, чтобы понять отрасль, ее структуру и выпускать целевые регуляторные указания, учитывая специфику рынка микрофинансирования.

На текущий момент Банк России продолжает отождествлять МФО с кредитными организациями. Однако предпринимаемые меры позволят регулятору понять, что  это особенный рынок с другой сегментацией, другой структурой активов/пассивов, другими рисками и пр. Уверена, что приведение отчетности МФО к сопоставим показателям с кредитными организациями, а именно это и позволяют сделать отраслевые стандарты и ЕПС, позволит регулятору разграничить рынки для анализа и регулирования. На это нужно время, поэтому начинать необходимо уже сейчас.

Для МФО, особенно крупных, в связи с переходом на ЕПС особенно важным становится вопрос автоматизации учета и процессов. Пока рынок ИТ-технологий отличается  своей неготовностью  к требованиям ЦБ в рамках готовых коробочных продуктов, а разработки «под себя» — особой дороговизной внедрения. И тут есть над чем задуматься бизнесу.

Если же говорить о резервировании, то есть два аспекта его влияния на МФО: налоговый и бухгалтерский. С налоговым все понятно — чем больше резерв, тем меньше налоги. Налоговый кодекс РФ позволяет МФО резервировать просроченные долги в соответствие с указаниями Банка России.

Но не все так просто с бухгалтерскими резервами. Они оказывают влияние на важные регуляторные показатели и нормативы: величину собственного капитала, нормативы текущей ликвидности и достаточности собственных средств, несоблюдение которых может послужить исключением из реестра МФО.

Участники рынка уже оценили или в самое ближайшее время оценят свою экономическую ситуацию и влияние новых резервов на регуляторные нормативы. На нашу компанию, ввиду масштабов и особенностей бизнеса, планируемое увеличение резервов окажет несущественное влияние. Однако важность этих изменений особенно видна в условиях перехода учета МФО на отраслевые стандарты, где основой резервирования станет IFRS 9. В рамках него бухгалтерский резерв сильно возрастет (в отличие от налогового), так как он основан на принципе отражения реальных ожидаемых убытков для покрытия риска невозврата займов. А риски, как известно, на микрофинансовом рынке традиционно велики.

Андрей Паранич, заместитель директора СРО «МиР»

Создание резервов на возможные потери по займам оказывает неоднозначный эффект на бизнес участников микрофинансового рынка. 

С одной стороны, формирование резервов выгодно микрофинансовым организациям, поскольку резервы уменьшают налогооблагаемую базу. Это позволяет сэкономить деньги при уплате налогов.

С другой стороны, резервирование уменьшает базу для расчета собственных средств. Это затрудняет для микрофинансовых организаций, планирующих получить и поддерживать статус МФК.

Елена Стратьева, вице-президент НАУМИР, директор РМЦ

Банк России активно проводит реформу микрофинансового рынка. В последнее время была проделана огромная работа по приведению участников микрофинансового рынка в соответствие с требованиями остальным участников финансового сектора.  Внедрение стандартов по управлению рисками и переход на единый план счетов является для участников рынка своего рода переходом на «единый» язык финансовых институтов. Это безусловно позитивное явление поможет повысить прозрачность микрофинансового рынка и сделать его более понятным для инвесторов и потенциальных кредиторов.

Введение норм резервирования является свершившимся фактом. Указание Банка России вышло в 2014 году с переходным периодом в 3 года. Этот срок является вполне достаточным для выполнения требования регулятора. Учитывая тенденцию по снижению ПСК и ограничения процентной ставки, МФО будут вынуждены проводить более взвешенную кредитную политику. МФО больше не смогут руководствоваться принципом, что добросовестный клиент платит за недобросовестного.  Микрофинансировый сегмент перестаёт быть сегментом, где можно легко и быстро заработать. В итоге на рынке останутся лишь те игроки, которые заботятся не только о прибыли, но и о заёмщиках, адаптируя свои скоринговые модели и улучшая качество предоставляемых услуг.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.