|
Гражданское законодательство
Вступление в силу: с 1 сентября 2016 года.
С 1 сентября для открытия счета в банке российской организации требуется наличие в ЕГРЮЛ данных об ИНН организации и о дате постановки на налоговый учет. Если необходимая информация есть, банки открывают юридическим лицам счета и депозиты, предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа. Ранее это допускалось, только когда предъявлено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Деятельность кредитных организаций
Регистрация в Минюсте России: 26.08.2016 № 43443.
Публикация: официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 05.09.2016, "Вестник Банка России", № 80, 08.09.2016
Вступление в силу с 01.10.2016 (за исключением отдельных положений).
С 1 октября 2016 года изменяются требования к формированию кредитными организациями резервов на возможные потери
Уточнения коснулись классификации элементов расчетной базы и формирования по ним резерва на возможные потери.
Определено, что элементы расчетной базы резерва, относящиеся к контрагенту, у которого прекращено действие лицензии, аннулирована или отозвана лицензия на осуществление его основной деятельности, классифицируются в V категорию качества с формированием резерва в размере 100 процентов.
В сходном порядке формируется резерв в отношении ценных бумаг в случае, в частности, отсутствия документального подтверждения сведений о том, что кредитная организация является собственником ценных бумаг, а также отсутствия подтверждения эмитентом своих обязательств по ценной бумаге.
Скорректированы положения, устанавливающие оценку риска и формирование резерва по активам кредитной организации, находящимся под управлением компаний, в том числе осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.
В новой редакции изложена глава 5.1 "Порядок формирования резерва на возможные потери по требованиям по получению процентных доходов по кредитным требованиям". Новая редакция применяется с 1 февраля 2017 года.
В случае установления Банком России (его территориальным учреждением) факта завышения кредитной организацией балансовой (учетной) стоимости элементов расчетной базы, то к кредитной организации предъявляется требование о формировании резерва в размере превышения стоимости, определенной кредитной организацией, над стоимостью, определенной Банком России (его территориальным учреждением).
Регистрация в Минюсте России 26.08.2016 № 43442.
Данным указанием уточняется методика определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций с учетом требований Базеля III.
Устанавливается момент принятия к уменьшению дополнительного капитала сумм субординированных инструментов, предоставленных кредитной организацией финансовым организациям - резидентам, а также финансовым организациям - нерезидентам.
Ограничивается срок действия подтверждения возможности включения субординированных инструментов в состав источников дополнительного капитала - три месяца со дня его получения кредитной организацией.
Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 31.08.2016, "Вестник Банка России", № 77, 31.08.2016
Вступление в силу с 11.09.2016.
Регистрация в Минюсте России 15.08.2016 № 43229.
Положением определяется порядок доведения Банком России до сведения кредитных организаций, иных лиц, информации, полученной от Росфинмониторинга.
Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлено, что кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа от заключения договоров и (или) расторжения договоров с клиентами по инициативе кредитной организации по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом. Банк России обязан довести полученную информацию до сведения кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов и ломбардов.
При получении от Росфинмониторинга соответствующей информации Банк России формирует сообщение в электронном виде, которое снабжается кодом аутентификации Банка России, а также зашифровывается с применением средств криптографической защиты информации, используемых в Банке России. Сообщение передается в кредитную организацию через соответствующее территориальное учреждение Банка России. Кредитная организация формирует уведомление о принятии или о непринятии электронного сообщения. Из уведомлений о принятии (непринятии) электронного сообщения, сформированных в течение рабочего дня, кредитная организация формирует архивный файл, снабженный кодом аутентификации кредитной организации. Указанный файл направляется в территориальное учреждение Банка России не позднее рабочего дня, следующего за днем формирования архивного файла. Территориальное учреждение Банка России в тот же день с помощью программы-архиватора формирует из архивных файлов, прошедших процедуру аутентификации, сводный архивный файл территориального учреждения, снабженный кодом аутентификации территориального учреждения, и направляет его в Банк России.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 26.09.2016, "Вестник Банка России", № 86, 28.09.2016
Вступление в силу с 07.10.2016.
Банк России актуализирует нормативную правовую базу.
В этой связи признаны утратившими силу:
Публикация: "Вестник Банка России", № 83, 13.09.2016
Банк России предостерегает работников кредитных организаций от излишней подозрительности в целях ПОД/ФТ.
Указаниями Банка России от 28.07.2016 № 4087-У и 4086-У расширен перечень факторов, влияющих на оценку риска совершения клиентом операций (заключения сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма по категории "риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций", путем дополнения этого перечня, в том числе деятельностью микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, ломбардов.
В связи с этим Банк России обращает внимание кредитных организаций и некредитных финансовых организаций на то, что названные Указания Банка России не определяют в качестве самостоятельного и обязательного основания для возникновения у работников подозрений, что целью заключения договора банковского счета (вклада) является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ), или подозрений, что операция совершается в целях ОД/ФТ, позволяющих в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ реализовывать в отношении клиента полномочия, предусмотренные пунктами 52 и 11 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", факт того, что обратившееся за финансовыми услугами (находящееся на обслуживании) юридическое лицо является микрофинансовой организацией, кредитным потребительским кооперативом, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом, ломбардом.
Банк России обращает внимание, что оценка риска заключения договора банковского счета (вклада) в целях совершения операций в целях ОД/ФТ и риска совершения клиентом операции в целях ОД/ФТ должна являться результатом анализа совокупности имеющихся у кредитной организации и некредитной финансовой организации документов, сведений и информации о клиенте, его деятельности, совершенных (планируемых) операциях и контрагентах.
Публикация: "Вестник Банка России", № 85, 21.09.2016
Вступление в силу с 16.09.2016.
С 19 сентября 2016 года процентная ставка по ломбардным кредитам Банка России на срок 1 календарный день устанавливается в размере 11,00 процента годовых
Советом директоров Банка России принято решение о снижении процентной ставки в связи с изменением ключевой ставки Банка России.
Указание вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".
Публикация: "Вестник Банка России", № 85, 21.09.2016
Банк России не стал менять процентные ставки по специализированным инструментам рефинансирования, за исключением процентов по кредитам, выданным в рамках программы "Военная ипотека"
В результате процентные ставки по следующим инструментам:
Процентные ставки по следующим инструментам:
Процентная ставка по кредитам Банка России, обеспеченным закладными, выданными в рамках программы "Военная ипотека", снижена с 10,50% до 10,00% годовых.
Публикация: "Вестник Банка России", № 85, 21.09.2016.
Ключевая ставка Банка России снижена до 10,00% годовых.
Сообщается, что Совет директоров Банка России исходил из следующего:
Для закрепления тенденции к устойчивому снижению инфляции, по оценкам Банка России, необходимо поддержание достигнутого уровня ключевой ставки до конца 2016 года с возможностью ее снижения в I - II квартале 2017 года. При принятии решения о ключевой ставке в ближайшие месяцы Банк России будет оценивать инфляционные риски и соответствие динамики экономики и инфляции базовому прогнозу.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 28 октября 2016 года.
Приводятся новые процентные ставки по операциям Банка России.
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.cbr.ru/ по состоянию на 16.09.2016.
Разработаны форматы и структура электронных документов, представляемых кредитными организациями в рамках исполнения Указания Банка России от 20 июля 2016 года № 4077-У.
Банк России устанавливает порядок представления кредитными организациями сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации по основаниям, указанным в Федеральном законе от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в связи с чем подготовлены форматы и структуры (включая структуры наименований) ОЭС, ИЭС территориального учреждения о принятии (непринятии) архивного файла, ИЭС уполномоченного органа о принятии (непринятии) ОЭС; структуры наименований архивного файла кредитной организации, сводного архивного файла территориального учреждения, архивного файла уполномоченного органа, сводного архивного файла уполномоченного органа.
Финансы, налогообложение и уплата страховых взносов
Публикация: "Экономика и жизнь" (Бухгалтерское приложение), № 35, 09.09.2016, "Официальные документы", № 31, 30.08 - 05.09.2016 (еженедельное приложение к газете "Учет, налоги, право")
ФНС России разъяснены вопросы привлечения к налоговой ответственности за непредставление расчетов по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.
Сообщается, что с 1 января 2016 года часть первая НК РФ дополнена положениями, предусматривающими ответственность налоговых агентов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими обязанностей, связанных с представлением налоговому органу информации (сведений, расчетов).
За непредставление в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц, начиная со дня, установленного для представления расчета.
При применении указанной налоговой ответственности рекомендовано исходить из даты представления расчета по форме 6-НДФЛ и в целях исчисления размера налоговой санкции учитывать срок от установленной даты представления расчета до фактической даты его представления.
Более того, в отношении налоговых агентов, представивших документы, содержащие недостоверные сведения, предусмотрена ответственность в размере 500 рублей за каждый представленный документ (пункт 1 статьи 126.1 НК РФ).
Недостоверными сведениями применительно к упомянутым расчетам могут быть признаны любые ошибки, допущенные налоговым агентом при заполнении соответствующих реквизитов (например, в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д.).
Также упоминается, что основанием для привлечения к ответственности, является недостоверность информации, допущенная в результате арифметической ошибки, искажения суммовых показателей, иных ошибок, влекущих неблагоприятные последствия для бюджета, нарушения прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты).
В случае предоставления недостоверной информации, которая не привела к неблагоприятным последствиям, налоговым органом необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 112 НК РФ в части применения смягчающих обстоятельств.
Обращается внимание на тот факт, что сведения по форме 2-НДФЛ в соответствии со статьей 80 НК РФ не являются налоговой декларацией (расчетом), и проведение камеральной налоговой проверки указанных сведений не предусмотрено. Таким образом, НК РФ не установлен предельный срок для выявления налоговым органом недостоверных сведений, отраженных в сведениях по форме 2-НДФЛ.
Недостоверность сведений, отраженных налоговым агентом в сведениях по форме 2-НДФЛ, определяется в рамках проведения выездной налоговой проверки за соответствующий период.
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 01.09.2016.
Для организаций, желающих перейти на УСН с 2017 года, величина дохода за девять месяцев 2016 года должна быть не более 59,805 млн рублей
С 1 января 2017 года увеличивается пороговое значение по доходам для перехода на УСН (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ).
Организации получат право перейти на УСН, если доход за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на УСН, не превысит 90 млн рублей.
ФНС России обращает внимание, что данная норма применяется при переходе на УСН с 1 января 2018 года.
Публикация: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.09.2016
С 01.01.2017 года будут применяться обновленные формы документов, подтверждающих факт внесения записей в ЕГРЮЛ (форма № Р50007) и ЕГРИП (форма Р60009)
Регистрация в Минюсте России 28.09.2016 № 43854.
С 01.01.2017 вступает в силу Приказ, которым утверждены формы:
"Листа записи Единого государственного реестра юридических лиц" по форме № Р50007;
"Листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей" по форме Р60009.
Указанные формы изменены незначительно. Исключены поля для проставления печатей.
Банковское дело
Регистрация в Минюсте России 02.09.2016 № 43529.
Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 14.09.2016, "Вестник Банка России", № 84, 19.09.2016.
Вступление в силу с 25.09.2016.
Определена процедура согласования Банком России перечня оказываемых кредитным рейтинговым агентством дополнительных услуг в сфере рейтинговой деятельности.
К дополнительным услугам относятся услуги по составлению прогнозов конъюнктуры рынка, оценке деятельности организаций, в том числе присвоению рейтингов, отличных от кредитных рейтингов, оценке экономических тенденций, анализу ценообразования и иному анализу, а также соответствующие услуги по распространению данных.
Устанавливаются требования к пакету документов, представляемому на согласование, к их оформлению, а также порядок предъявления Банком России кредитному рейтинговому агентству возражений в случае, если оказание дополнительных услуг создаст потенциальный конфликт интересов в процессе рейтинговой деятельности.
Регистрация в Минюсте России 21.09.2016 № 43740.
Публикация: официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 29.09.2016.
Вступление в силу с 10.10.2016.
Банком России регламентированы требования к размеру собственных средств (капитала) кредитной организации
Поправками в Указание Банка России от 31.03.2014 № 3219-У:
Проекты
Вступление в силу Положения предполагается с даты признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 916 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".
Банком России предлагается обновить правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта
В проекте отражены изменения, внесенные в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте", которыми было предусмотрено осуществление фиксированных выплат исходя из фактического периода нарушения условий жизнедеятельности, с последующей доплатой за фактически понесенные потерпевшим затраты, а также расширен перечень лиц, имеющих право на получение страхового возмещения.
Проект включает в себя положения о:
Предполагается, что фиксированная страховая выплата будет определяться в зависимости от характера и степени повреждения здоровья на основании медицинского заключения, в соответствии с нормативами определения размера страховой выплаты потерпевшему исходя из характера и степени повреждения здоровья, предусмотренными Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 N 1164. Дополнительная фиксированная страховая выплата будет осуществляться потерпевшему в случае установления медико-социальной экспертизой группы инвалидности или категории "ребенок-инвалид". Размер дополнительной фиксированной страховой выплаты определяется в зависимости от стойкого расстройства функций организма (ограничения жизнедеятельности и необходимости социальной защиты) и группы инвалидности в размере разницы между суммой дополнительной фиксированной страховой выплаты с учетом установленной группы инвалидности и ранее осуществленной фиксированной страховой выплатой в зависимости от характера и степени повреждения здоровья потерпевшего.
Публикация: 27.09.2016.
Банк России предполагает 3 варианта развития российской экономики в 2017 - 2019 годах.
Вариант первый (базовый сценарий), рассматриваемый как наиболее вероятный, основан на предположениях о том, что изменение конъюнктуры мировых сырьевых рынков будет происходить в основном в рамках текущих тенденций и цена на нефть марки "Юралс" на всем прогнозном горизонте будет находиться вблизи средних значений, складывавшихся в 2016 г., - около 40 долл. США за баррель.
В базовом сценарии предвидится, что сохранение стабильности в финансовой сфере, предсказуемость и последовательность денежно-кредитной и бюджетной политики и адаптация субъектов экономики к изменению внешних условий, в том числе за счет свободного курсообразования, создаст условия для постепенного улучшения настроений, оживления потребительского и инвестиционного спроса и восстановления экономического роста.
Как ожидается, в базовом сценарии темп роста экономики составит около 0,5 - 1,0% в 2017 г., а затем повысится до 1,5 - 2,0% в 2018 - 2019 годах. Ожидаемое замедление инфляции до 4% в 2017 г. и ее стабилизация вблизи целевого уровня создадут во второй половине трехлетнего прогнозного периода условия для постепенного смягчения денежно-кредитной политики. На его фоне будет происходить снижение кратко- и долгосрочных рыночных процентных ставок как в номинальном, так и в реальном выражении.
Наряду с этим уровень реальных процентных ставок останется в положительной области, что с учетом текущих характеристик развития экономики необходимо для сохранения сбалансированной сберегательной и кредитной активности. Дополнительным фактором смягчения ценовых и неценовых условий кредитования станет ожидаемая нормализация долговой нагрузки и соответствующее последовательное снижение кредитных рисков, что будет обеспечиваться консервативным подходом к изменению соотношения кредитной задолженности и доходов заемщиков. В базовом сценарии прогнозируется, что годовой темп прироста кредита экономике со стороны банковского сектора составит 4 - 6% в 2017 г., а затем ускорится до 7 - 11% в 2018 - 2019 годах. Смягчение кредитных условий наряду с восстановлением экономических настроений и ожиданий внесет вклад в постепенное восстановление роста как потребительского, так и инвестиционного спроса.
В дополнение к базовому сценарию Банк России рассматривает еще два сценария: сценарий 2, в котором предполагается снижение цены на нефть до уровня около 25 долл. США за баррель к началу 2017 г. и ее сохранение на низком уровне до конца 2019 г., и сценарий 3, подразумевающий постепенный рост цены на нефть до 55 долл. США за баррель в 2019 году.
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.