Подписаться на новости

Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

25.06.2018, понедельник, 20:51

Создание системы защиты сбережений пайщиков КПК

Уважаемые коллеги!

На этой странице мы размещаем всю информацию и материалы, касающиеся системы гарантирования сохранности личных сбережений. Прежде всего, это презентации и видеозаписи вебинаров, проводимых Российским Микрофинансовым Центром совместно с Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров.

Система гарантирования сохранности личных сбережений в КПК

Вопросы по проведенным вебинарам

  • Когда появится возможность санации и ее механизм?

    Ответ от 23.11.2017. Показать ответ
    В настоящее время в рамках рабочей группы при Банке России прорабатываются возможные механизмы санации КПК. До 16 мая 2016 г. члены рабочей группы при Банке России должны представить предложения по разработанному механизму санации.
    Вынесенная на обсуждение схема финансирования санации выглядит следующим образом: 50% необходимых для санации средств представляют пайщики, 25% - КПК-санатор, 25% гарантийный фонд.
    Данное соотношение вносимых средств предложено в целях реализации на практике заложенного в законодательстве механизма субсидиарной ответственности пайщиков по долгам КПК.
    Без запуска санационного механизма не получиться обеспечить стабильное функционирование отдельных КПК и рынка кредитной кооперации в целом.
    Вместе с тем предполагается использование на возвратной платной основе кредита Банка России в целях обеспечения:
    необходимой ликвидности при санации кредитных потребительских кооперативов;
    мгновенной ликвидности.
    Источник возврата средств - доходы будущих периодов от взносов в гарантийный фонд кредитных потребительских кооперативов.
  • Цель создания компенсационного фонда - возврат сбережений в пределах застрахованной суммы при банкротстве или предупреждение банкротства?

    Ответ от 23.11.2017. Показать ответ
    Начальная цель создания фонда гарантирования - возмещение пайщикам личных сбережений в случае банкротства кредитного кооператива, а также реализация механизма санации для процедуры предупреждения банкротства.
    В настоящее время существует серьезная проблема: большинство пайщиков вводится менеджментом КПК в заблуждение, поскольку пайщикам сообщается о том, что их средства застрахованы в АСВ, также как и средства вкладчиков банков, либо сбережения застрахованы в страховых компаниях.
    В рамках научно-исследовательской работы, выполненной Фондом для Банка России, подтверждены факты о том, что сбережения пайщиков на самом деле не имеют достаточной имущественной защиты.
    Таким образом, именно для защиты прав обманутых пайщиков и предлагается создать гарантийный фонд.
    При этом средства гарантийного фонда могут и должны быть использованы для финансирования механизма санации кредитных потребительских кооперативов в целях восстановления финансового положения КПК и обеспечения стабильного развития рынка кредитной кооперации.
  • Изучался ли банковский опыт российских банков? В банковской системе страхования вкладов хватает банковских взносов на систему и не кажется ли Вам, что система надзора не сработала?
    Как изучен опыт российских банков при страховании вкладов? Там применяются и санация, и ликвидация, и главное – надзор. Однако каждую неделю отзываются лицензии. Где были допущены и продолжаются ошибки?

    Ответ от 23.11.2017. Показать ответ
    Фонд анализировал систему страхования кладов в банковском секторе финансового рынка Российской Федерации.
    Данная система является де-факто государственной, в которой конечным должником по обязательствам банковского сектора является государство, что представляет собой серьезную системную ошибку, порождающую иждивенческую (патерналистскую) позицию вкладчиков и банков.
    При этом государство берет на себя неограниченные обязательства в рамках неэффективной деятельности менеджмента банков, в том числе и в части компенсации рыночного риска, принятого на себя участниками данного рынка, что полностью противоречит международной практике.
    Реализация данной архитектуры системы страхования вкладов привело к полной зависимости указанной системы от государства.
    В настоящее время долг АСВ перед Банком России составляет около 170,0 млрд. рублей и требуется принятие решения об увеличении кредита Банка России до 400,0 млрд. рублей.
    Банковский сектор в Российской Федерации гипертрофирован по отношению к финансовому рынку в целом. При этом в период активного развития сформировалось значительное бремя проблем из-за неэффективной деятельности ряда экономических субъектов этого рынка, что выразилось в использовании мошеннических и иных негативных практиках в рамках легализации доходов, полученных преступным путем.
  • Каким должен оптимальный размер компенсационных фондов по отношению к сумме привлеченных сбережений с точки зрения вероятности страховых случаев.

    Ответ от 23.11.2017. Показать ответ
    Как уже отмечалось, критичными для деятельности системы гарантирования сбережений пайщиков в сфере кредитной кооперации являются 3 фактора:
    - начальный размер единого компенсационного фонда;
    - количество банкротств КПК;
    - ставка взносов в систему гарантирования.
    При моделировании принималось количество банкротств КПК в год равное 20.
    При таком количестве вероятных банкротств КПК в год система будет работать стабильно при начальном размере гарантийного фонда не менее 760 млн. рублей к концу 2018 года.
    Однако считаем, что в целом вопрос о размере достаточности гарантийного фонда поставлен несколько преждевременно, поскольку в настоящее время оценить уровень достаточности гарантийного фонда не представляется возможным ввиду отсутствия адекватной статистики банкротств КПК.
    Так, профессиональное сообщество неоднократно указывало, что 20 банкротов КПК в год является заниженной величиной.
    Вместе с тем увеличение количества КПК-банкротов в год также приведет к увеличению требуемого начального размера гарантийного фонда.
    Вместе с тем, при накоплении средств в фонде механизм функционирования системы может быть усовершенствован в рамках ирландского и британского опыта.
  • Можно уточнить формулу для расчета размера взносов, базы для расчетов и величины взносов?

    Ответ от 23.11.2017. Показать ответ
    Еще раз отмечаем, что расчеты произведены с применение Параметрической модели системы гарантирования сохранности личных сбережений граждан в сфере потребительской кооперации.
    Это экономико-математическая модель, построенная с применением формул математической статистики и теории вероятности, реализованная в формате книги MS Excel.xlsm.
    В качестве примера приведем одну из использованных актуариями формул: формулу оценки вероятности банкротства КПК:
    p = Bmr(x, a, b),
    где Bmr(.) – обратная функция модифицированного бета распределения:
    Bmr(x,a,b)=〖(a∙x∙(p_0/a+(1-p_0)/b))〗^(1⁄a),
    если x≤p_0/(a∙(p_0/a+(1-p_0)/b))
    Bmr(x,a,b)=1-〖(b∙(1-x)∙(p_0/a+(1-p_0)/b)∙〖(1-p_0)〗^(b-1))〗^(1⁄b),
    если x>p_0/(a∙(p_0/a+(1-p_0)/b))
    x – равномерно распределенная случайная величина, имеющая положительную корреляцию с групповым и системным рисками:
    x=〖(Rg+Rs)〗^2/2, если Rg+Rs≤1
    x=1-〖(2-Rg-Rs)〗^2/2, если Rg+Rs>1
    a, b – параметры модифицированного бета распределения:
    a=√(1/4+1/((1/p_0 -1)^2 (1/b-1/(1+b))))-1/2
    b=2/(Kg+Ks)
    p0 – априорно заданная вероятность банкротства
    Kg – коэффициент группового риска
    Rg – групповой риск (случайная величина)
    Ks – коэффициент системного риска
    Rs – системный риск (случайная величина)

    В связи с этим «представить формулу для расчета» не представляется возможным.

    Что касается базы для расчетов, то это данные надзорной отчетности СРО КПК по итогам 9 месяцев 2015 года.
  • Существует ли статистика использования компенсационных фондов в других странах? Каков их размер?

    Ответ от 23.11.2017. Показать ответ
    По состоянию на декабрь 2014 г. в систему страхования сбережений членов кредитных союзов (National Credit Union Share Insurance Fund (далее - NCUSIF) входили около 6300 кредитных союзов с общим объемом застрахованных обязательств в сумме 903 млрд. долларов США, при этом размер активов фонда составил 11,9 млрд. долларов США, по состоянию на декабрь 2015 г. – объем застрахованных обязательств кредитных союзов составил 961,3 млрд. долларов США, размер активов фонда - 12,3 млрд. долларов США .
    В 2014 году произошло 15 страховых случаев, что повлекло выплаты из фонда NCUSIF в сумме 40,4 млн. долларов США, что на 39,5% меньше показателя 2013 г. – 66,8 млн. долларов США.
    В 2015 году были произведены выплаты по 16 страховым случаям на сумму 14,8 млн. долларов США (63% снижение к уровню 2014 года) .
    В Великобритании компенсационной системой на финансовом рынке - Financial Services Compensation Scheme (FSCS) за период деятельности с 2001 года удовлетворены требования о выплате компенсации в отношении 4,5 млн. лиц на общую сумму 26 млрд. фунтов.
    В 2014-2015 годах FSCS получено около 30 тысяч заявлений о выплате компенсаций.
    Сведения о «страховых случаях» с 2011 года и сумме компенсационных выплат приведены в таблице .

    № п/п Наименование кредитного союза Дата банкротства Общая сумма выплат Количество пайщиков Средний размер выплат
    1 Havant Area Savers Credit Union Limited 06.01.2011 £84 517,55 237 £356,61
    2 South East Birmingham Communuity Credit Union Limited 26.01.2011 £547 686,16 728 £752,32
    3 Ilfracombe & District Credit Union Limited 30.03.2011 £86 663,16 167 £518,94
    4 Southend Credit Union Limited 13.05.2011 £174 074,58 1 166 £149,29
    5 Caribbean Parents Group Credit Union Limited 21.06.2011 £161 561,61 186 £868,61
    6 Worcestershire Credit Union Limited 22.06.2011 £129 915,54 759 £171,17
    7 Lee Bank/Highgate Credit Union Limited 08.07.2011 £77 998,89 240 £325,00
    8 Gallowhill Credit Union Limited 06.09.2011 £146 205,55 143 £1 022,42
    9 Handsworth Breakthrough Credit Union Limited 05.01.2012 £220 917,09 368 £600,32
    10 Hull East of the River Credit Union Limited 16.01.2012 £99 419,15 558 £178,17
    11 Pallister Credit Union Limited 01.05.2012 £106 627,61 336 £317,34
    12 Waltonian Community Credit Union Limited 09.08.2012 £89 452,25 706 £126,70
    13 Tamworth Credit Union Limited 21.09.2012 £132 913,92 504 £263,72
    14 York Credit Union Ltd T/A North Yorkshire Credit Union 01.11.2012 £1 833 383,60 4 869 £376,54
    15 Cornwall and the Isles of Scilly Credit Union Limited 18.02.2013 £584 138,47 2 012 £290,33
    16 Severn Four Credit Union Limited 07.03.2013 £495 505,47 1 397 £354,69
    17 Marches Credit Union Limited 24.04.2013 £179 788,63 409 £439,58
    18 Portadown Diamond Credit Union Limited 26.04.2013 £1 809 344,97 1 651 £1 095,91
    19 South Warwickshire Credit Union Limited 30.04.2013 £194 466,49 1 226 £158,62
    20 Millom & District Credit Union Limited 15.05.2013 £231 729,71 531 £436,40
    21 Carleton Credit Union Limited 14.06.2013 £382 537,97 568 £673,48
    22 South Birmingham Community Credit Union Limited 19.07.2013 £967 204,82 1 921 £503,49
    23 Wantsum Savers: The Isle of Thanet Credit Union Limited 10.02.2014 £103 780,44 377 £275,28
    24 Glenard Credit Union Limited 20.06.2014 £96 503,41 178 £542,15
    25 Ballymacarrett Credit Union limited 17.10.2014 £572 550,52 993 £576,59
    26 Redcar & Cleveland Money Tree & Glen Credit Union Ltd 27.10.2014 £199 372,28 826 £241,37
    27 Lower Iveagh Credit Union 19.11.2014 £406 767,62 437 £930,82
    28 Castle & Minster Credit Union 03.03.2015 £2 442 605,96 3 936 £620,58
    29 Haven Credit Union Limited 13.03.2015 £319 874,57 1 449 £22
    0,76
    30 Derby United Credit Union 13.04.2015 £178 039,49 476 £374,03
    31 Enterprise the Business Credit Union 14.05.2015 £7 103 350,51 2 117 £3 355,39
    Итого: £20 158 897,99 31 471 £640,55
  • Где предполагается разместить (сохранять) компенсационный фонд всех кооперативов?

    Ответ от 23.11.2017. Показать ответ
    Условия и порядок размещения средств гарантийного фонда, а также требования к составу и перечню активов для целей инвестирования средств гарантийного фонда будут устанавливаться инвестиционной декларацией, утверждаемой Советом по гарантированию сохранности личных сбережений, в которой оптимально будут определены финансовые инструменты с необходимым уровнем ликвидности, кредитного качества и приемлемым уровнем риска.
  • . Как КПК будут участвовать в управлении Фонда и каким образом будут влиять на принимаемые решения?

    Ответ от 23.11.2017. Показать ответ
    Ключевые решения по вопросам функционирования системы гарантирования сбережений граждан в сфере кредитной кооперации предлагается отнести к исключительной компетенции Совета по гарантированию сохранности личных сбережений, в том числе:
    - решение об установлении на следующий год повышенной ставки взносов в гарантийный фонд гарантирования или о сохранении ее на прежнем уровне;
    - предельный размер ежегодных расходов из гарантийного фонда;
    - размер обязательных платежей;
    - условия и порядок размещения средств гарантийного фонда, а также требования к составу и структуре средств гарантийного фонда.
    В состав Совета по гарантированию сохранности личных сбережений будут входить 3 представителя Банка России, 3 представителя СРО КПК, 3 представителя КПК и 1 представитель оператора средств компенсационного фонда.
    Решения будут приниматься по вопросам, прямо отнесенным к компетенции Совета – ¾ голосов, по иным вопросам в сфере функционирования системы гарантирования на рынке кредитной кооперации могут приниматься Советом простым большинством голосов.
    Что касается вопросов деятельности Фонда в отношении иных компенсационных выплат, то данные вопросы уже отнесены к компетенции Совета Фонда в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» и участие КПК в решении данных вопросов не требуется.
  • Как средства компенсационных фондов перейдут к фонду?

    Ответ от 23.11.2017. Показать ответ
    Оператор средств гарантийного фонда, на которого будет возложено управление его средствами, будет определен федеральным законом. Предлагаемой концепцией системы гарантирования сбережений граждан в сфере кредитной кооперации предполагается определить оператором компенсационного фонда Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров.
    Передача средств компенсационных фондов оператору компенсационного фонда будет производиться на основании федерального закона и в установленном им порядке на основании акта приема – передачи средств и/или иного имущества, аккумулированного в настоящее время в компенсационных фондах СРО КПК.
  • Какая правовая форма Вашего Фонда и какая сумма господдержки Фонду за 20 лет?

    Ответ от 23.11.2017. Показать ответ
    Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» в организационно-правовой форме некоммерческой организации «фонд».
    Учредителями Фонда от имени государства выступили Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Российский фонд федерального имущества.
    В качестве учредителей Фонда от имени общественных организаций вкладчиков и акционеров выступают Всероссийская ассоциация общественных объединений по защите прав вкладчиков и акционеров «Вкладчики России», Общественная организация «Ассоциация частных инвесторов» и Общественная организация Ассоциация по защите прав вкладчиков ИЧП «Властилина».
    Высшим органом управления Фонда является Совет Фонда, состав которого утверждается Центральным банком Российской Федерации (приказ от 11 марта 2015 г. N ОД-545) и в него входят представители Банка России, Минфина России, Росфинмониторинга, Росимущества, НАУФОР, организаций, выступивших учредителями Фонда.
    Господдержка была осуществлена в период 1996 – 1998 годов: средства от приватизации в размере 542,0 млн. рублей.
    За 20 лет полученные средства многократно приумножены, в том числе произведены компенсационные выплаты свыше 1,8 млн. граждан Российской Федерации на сумму более 2,0 млрд. рублей, выплачены налоги в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в размере более 1,0 млрд. рублей.
    Таким образом, осуществление деятельности Фонда осуществляется полностью за счет собственных средств и привлечение бюджетных ассигнований не требуется.

Разделы Аналитики:

© 2008–2018, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт http://www.rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: info@rusmicrofinance.ru.